Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Исполнительное производство. Учебник — Страница 28 — Ваш юрист

Исполнительное производство. Учебник

Таким образом, хотя принудительное исполнение и закреплялось за судебными исполнителями, тем не менее было поставлено в зависимость от решений иных государственных органов и действий их должностных лиц.

Законом ограничивался перечень имущества, на которое можно обратить взыскание, особенно широкий перечень был установлен в отношении имущества крестьянского двора 1 . Что касается взысканий с государственных учреждений, находящихся на государственном бюджете, то тут и вовсе был установлен своеобразный иммунитет: на принадлежащее им имущество ни при каких условиях обратить взыскание было нельзя, можно было лишь жаловаться на это учреждение в административном порядке. Подобное положение дел наглядно свидетельствует об избирательности принуждения в рассматриваемый период, что в общем-то соответствовало социально-политическому контексту.

 

1 Гойхбарг А.Г. Указ. соч. С. 274, 275.

При обращении взыскания на заработную плату за работником или служащим в любом случае после всех удержаний должно было остаться не менее 50% заработка (ст. 289 ГПК РСФСР 1923 г.).

На имущество должника взыскание обращалось путем составления описи и ареста имущества, при этом были установлены особые правила обращения взыскания на строения, права застройки, денежные суммы и имущество, находящиеся у третьих лиц 1 .

 

1 Там же. С. 279.

Продажа арестованного имущества осуществлялась с публичных торгов или, с согласия взыскателя и должника, через биржевого маклера на товарной бирже. Срок между арестом и продажей арестованного имущества не мог быть менее семи дней (за исключением скоропортящихся товаров) и не более одного месяца.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Не избежали этой участи и гражданское процессуальное право и его институты, одним из которых в тот период считалось исполнительное производство. Нормативным правовым актом, являвшимся основой для развития исполнительного производства конца 30-х годов XX в., была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Следует отметить, что принудительное исполнение рассматривалось как важное средство укрепления социалистической законности.

Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решения, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями 1 .

 

1 Курс советского гражданского процессуального права: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 456 (автор гл. 29 — А.А. Мельников).

Названным документом был окончательно сформирован механизм исполнения судебных решений, существовавший в 30 — 40 годы XX в. 1 .

 

1 Голубев В.М. Указ. соч. С. 115.

Между тем данная Инструкция, равно как и многие другие нормативные правовые акты по исполнению, не смогла в полной мере достичь своей цели, так как менее чем через два года после ее издания в связи с началом Великой Отечественной войны Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941 г. судам было указано на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоящие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов 1 . Фактически указанные нормы остановили принудительное исполнение по большей части исполнительных документов, так как основная часть мужского населения и значительная часть женщин находились на фронте. Разумеется, принуждение в период войны было ориентировано на иные, более значимые для государства цели.

Пожертвование на развитие ресурса