В праве на ознакомление с материалами оконченного дознания по их ходатайству не могут быть ограничены гражданский истец, гражданский ответчик (п. 12 ч. 4 ст. 44, п. 9 ч. 2 ст. 54 УПК РФ), представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика (ч. 3 ст. 45, ч. 2 ст. 55 УПК РФ).
Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Последний изучает материалы уголовного дела на предмет соответствия описательно-мотивировочной и резолютивной частей обвинительного акта материалам уголовного дела, требованиям уголовно-процессуального законодательства, полноты расследования и соблюдения прав участников уголовного процесса, принятия мер, направленных на устранение обстоятельств, способствовавших совершению преступления.
Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ч. 4 ст. 225 УПК РФ).
Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение двух суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ со своими письменными указаниями. При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, которые установлены ч. ч. 3 — 5 ст. 223 УПК РФ;
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. ст. 24 — 28 УПК РФ;
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.
16.2. Производство по делам
об административных правонарушениях органами
Федеральной службы судебных приставов
Согласно ст. 113 Закона об исполнительном производстве наступает административная ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве.
КоАП РФ закрепляет следующие составы административных правонарушений, связанные с нарушениями законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, которые исходя из объекта посягательства можно разделить на пять групп:
1) административные правонарушения, посягающие на права граждан;
2) административные правонарушения в области связи и информации;
3) административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти;
4) административные правонарушения против порядка управления;
5) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
К первой группе административных правонарушений относится ст. 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 5.35 КоАП РФ.