1 Лисковец Б.А., Чугунов Г.В. Исполнение судебных решений. М., 1952. С. 11 — 13.
Примечательно, что принудительное исполнение решений суда предполагалось бесплатным для взыскателя. Предпосылкой данного положения являлось то обстоятельство, что исполнительное производство считалось частью, стадией гражданского судопроизводства, за осуществление которого в доход государства уже поступила государственная пошлина. Судебный исполнитель не имел права взыскивать с истца или ответчика какие-либо сборы за исполнение решения. Все средства он получал от суда, а затем судья выносил определение об утверждении расчета исполнителя по расходам и о взыскании этих расходов с должника.
Разъяснять и толковать решение мог только суд, его вынесший, а не тот, при котором состоял судебный исполнитель. При этом жалобы на действия судебного исполнителя могли быть поданы в пятидневный срок судье, в районе которого производилось исполнение.
Надзор за законностью действий судебных исполнителей осуществляли прокуроры. Генеральный прокурор СССР и прокуроры союзных республик обладали правом приостановления исполнения решения суда.
Интересным является тот факт, что прокурор не мог самостоятельно отменять действия судебных исполнителей. Прокурорский надзор заключался в праве опротестования этих действий в суд.
В исполнительном производстве того времени присутствовала и диспозитивность, проявляющаяся в том, что исполнительные листы выдавались главным образом по просьбе взыскателя, последний мог уменьшить размер своих требований, отказаться от них, а также заключить мировую сделку с должником. Суд проверял основания отказа и мог его принять либо отказать взыскателю в реализации данного правомочия.
Исполнение считалось оконченным лишь тогда, когда решение было полностью исполнено. Между тем само гражданское дело считалось оконченным после вручения истцу исполнительного листа, а если исполнительный лист истцом не требовался, то через два месяца со дня вступления решения в законную силу дело сдавалось в архив 1 . Случаи, когда исполнительные действия заканчивались до полного удовлетворения требований взыскателя (например, при неустановлении места жительства должника, при отсутствии у должника имущества и заработка, на которые по закону может быть обращено взыскание), не считались окончанием исполнения решения, а лишь служили основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю 2 , что, на наш взгляд, является правильным и заслуживающим внимания со стороны современного законодателя.
1 Газиянц Л.И., Козлова О.И. и др. Исполнение судебных решений. М., 1959. С. 86.
2 Лисковец Б.А., Чугунов Г.В. Указ. соч. С. 35.
В середине 60-х годов XX в. в СССР была проведена кодификация гражданского процессуального законодательства, которая отразилась и на регулировании принудительного исполнения актов юрисдикционных органов.
В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 г. (далее — ГПК РСФСР 1964 г.) исполнительному производству был посвящен раздел V «Исполнительное производство» (главы 38 — 42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения в сфере исполнительного производства вплоть до 1 февраля 2003 г. Примечательно, что исполнительное производство практически целиком регламентировалось гражданским процессуальным законодательством и считалось частью гражданского процесса, его заключительной стадией. Именно это убеждение, ставшее впоследствии уже законодательной традицией, оказывается на сегодня сдерживающим фактором развития доктрины исполнительного права 1 .