Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Исполнительное производство. Учебник — Страница 42 — Ваш юрист

Исполнительное производство. Учебник

Судебный пристав-исполнитель наделен совокупностью прав, обеспечивающих ему возможность эффективного решения задач исполнительного производства, но — что важно — эти права должны использоваться им в соответствии с условиями о соразмерности. Рассматривая, к примеру, право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе сведения о банковских счетах и вкладах лиц, являющихся должниками, в банках и иных кредитных организациях, необходимо отметить, что данное право ограничивается правилами о банковской тайне, закрепленными в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банковской деятельности). Согласно данной статье (действующей в настоящее время в редакции Федерального закона от 29 июня 2012 г. № 97-ФЗ) органы принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц являются субъектами, которым кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц. В 2003 г. Конституционный Суд РФ, предметом рассмотрения которого стал вопрос о конституционности требований судебного пристава-исполнителя в части предоставления ему банковских сведений о денежных средствах на счетах, открытых в соответствующей кредитной организации, указал, что судебный пристав-исполнитель, действуя в рамках публичной функции по принудительному исполнению постановления суда, вправе требовать предоставления сведений о банковском вкладе физического лица, а банк, иная кредитная организация обязаны предоставить такие сведения, однако только в пределах задолженности, подлежащей взысканию согласно исполнительному документу (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. № 8-П по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа). Закон об исполнительном производстве 2007 г., в отличие от прежнего, учитывая, по всей видимости, позицию Конституционного Суда РФ, в ч. 8 ст. 69 закрепляет право судебного пристава-исполнителя (при условии отсутствия сведений о наличии у должника имущества) запрашивать эти сведения, в том числе у банков и иных кредитных организаций, но только исходя из размера задолженности.

Подобный пример подтверждает закрепленное в ст. 13 Закона о судебных приставах правило, согласно которому судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Законные же требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

3.3. Судебные органы в исполнительном производстве

Вплоть до принятия Федеральных законов о судебных приставах и об исполнительном производстве в 1997 г. судебные исполнители рассматривались как представители суда на стадии исполнения судебных решений и по сути выступали в процессуальных отношениях в качестве суда. В 1997 г. была создана служба судебных приставов, находившаяся в системе органов Минюста России. В результате административной реформы ее полномочия в настоящее время осуществляет ФССП России. Таким образом, рассматривать судебных приставов сегодня как представителей суда уже нельзя, что неминуемо повлекло за собой и изменение роли суда в исполнительном производстве.

Пожертвование на развитие ресурса