Международный арбитражный и гражданский процесс

В российском процессуальном законодательстве последовательно проводится конституционный принцип равенства перед законом и судом. Что касается предоставления национального режима для иностранных граждан и организаций в области гражданского и арбитражного процесса, то это закреплено в ст. 398 ГПК РФ и ст. 254 АПК РФ.

Согласно ст. 398 ГПК РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации имеют право обращаться в суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. При этом иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Кроме того, производство по делам с участием иностранных лиц осуществляется в соответствии с ГК РФ и иными федеральными законами. Между тем Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

В соответствии со ст. 254 АПК РФ иностранные лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. Процессуальные льготы предоставляются иностранным лицам, если они предусмотрены международным договором Российской Федерации. Отметим, что под процессуальными льготами необходимо понимать правила, допускающие более удобный правовой режим в арбитражном процессе по сравнению с общим процессуальным регламентом, например при уплате судебных расходов, получении правовой помощи и т.д.

Кроме того, иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации по правилам подведомственности и подсудности, установленным АПК РФ, для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан.

Право каждого государства на реторсию вытекает из принципов суверенного равенства, уважения суверенитета государств, их равноправия и недискриминации. В соответствии с положениями международного права применение ограничительных мер в отношении определенного иностранного государства (его органов, юридических лиц и граждан) в качестве реторсии (ответной меры) не может рассматриваться как нарушение принципа недискриминации 39 .

 

39 Николюкин С.В., Усачев И.В. Правовая регламентация транснациональных отношений в международном частном праве (теоретические и практические аспекты). Монография. М.: Юрлитинформ, 2012. С. 135.

Реторсии являются правомерными, с точки зрения международного права принудительными действиями государства, совершаемыми в ответ на дискриминационные акты другого государства. Как отмечает Р.Б. Морева, «речь идет именно о дискриминационных актах, т.е. об актах, специально нарушающих права и интересы граждан и организаций государства, вынужденного прибегнуть к реторсии, либо права и интересы самого государства. Иначе говоря, законодатель говорит именно о специальных ограничениях, установленных в отношении прав российских граждан и российский юридических лиц, а не об общих ограничениях, установленных в данном государстве в отношении всех иностранных граждан или всех юридических лиц» 40 .