Международный арбитражный и гражданский процесс

1) обеспечение гражданам договаривающихся сторон и лицам, проживающим на их территориях, а также юридическим лицам прав и средств правовой защиты наравне с собственными гражданами и юридическими лицами;

2) развитие сотрудничества между учреждениями юстиции различных стран в целях оказания правовой помощи друг другу, а также другим органам и заинтересованным лицам.

Важнейшими конвенциями об оказании правовой помощи являются:

Конвенция по вопросам гражданского процесса (Гаага, 1954 г.), в соответствии с которой доставка письменных просьб об оказании правовой помощи по гражданским и торговым делам лицам, пребывающим за границей, осуществляется в любом государстве, подписавшем Конвенцию, по просьбе консула обращающейся страны и направляется к тем органам, которые определила эта страна. Компетентные органы государств, подписавших Конвенцию, в случае обращения к ним с просьбой об оказании правовой помощи со стороны компетентных органов другого договорного государства обязуются удовлетворить данную просьбу. В просьбе может быть отказано только в том случае, если удовлетворение данной просьбы может нанести ущерб суверенитету или безопасности государства. Кроме того, Конвенция предусматривает бесплатную правовую помощь для граждан каждого из договаривающихся государств во всех других договаривающихся государствах (как для собственных граждан этих последних государств) по гражданским, торговым и административным делам.

Конвенция устанавливает два порядка исполнения иностранных судебных поручений о производстве различных процессуальных действий и вручении документов:

а) дипломатический порядок — судебное поручение, направленное из суда РФ за рубеж: российский суд — Министерство юстиции РФ (через управление юстиции субъекта РФ) — Министерство иностранных дел РФ — посольство РФ в соответствующем зарубежном государстве — Министерство иностранных дел зарубежного государства — Министерство юстиции зарубежного государства — конкретный суд зарубежного государства в соответствии с правилами данного государства;

б) непосредственные сношения между судами государств-участников. Государства-участники сами решают, какой порядок направления поручений они будут использовать. При присоединении к Конвенции в 1967 г. СССР выбрал дипломатический порядок;

Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам (Гаага, 15 ноября 1965 г.), которая призвана обеспечить своевременное доведение до сведения адресата судебных и внесудебных документов, подлежащих вручению за границей. Согласно ст. 1 Гаагской конвенции 1965 г. она применима к гражданским или коммерческим делам во всех случаях, когда судебный или внесудебный документ должен быть направлен за рубеж для вручения или уведомления о нем. Гаагская конвенция 1965 г. не применяется, когда адрес получателя документа неизвестен.

Каждое договаривающееся государство назначает центральный компетентный орган, который в соответствии со ст. 3 и 6 Конвенции несет ответственность за прием запросов о вручении или уведомлении, поступающих из других ее государств-участников, и дает им дальнейший ход. Центральный компетентный орган организуется в соответствии с правилами, предусмотренными запрашиваемым государством.