Международный арбитражный и гражданский процесс

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) 114 . В просьбе об оказании правовой помощи может быть отказано полностью или частично, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности либо противоречит законодательству запрашиваемой стороны. Это положение, имеющее название «оговорка о публичном порядке», широко применяется в международной практике. Содержится оно и в большинстве двусторонних договоров России о правовой помощи. Указание ст. 19 на противоречие законодательству запрашиваемого государства необходимо понимать как противоречие основным принципам этого законодательства, а не как простое расхождение в конкретном регулировании. В противном случае были бы сведены на нет многие правила Минской конвенции 1993 г., так или иначе отличающиеся от внутреннего законодательства ее участников. В случае отказа в просьбе об оказании правовой помощи запрашивающая сторона незамедлительно уведомляется о причинах отказа. Таким образом, например, если запрашиваемый российский суд будет некомпетентен исполнить направленное ему поручение, он должен переслать его компетентному суду и уведомить об этом запрашивающий суд (ст. 19).

 

114 С изменениями от 28 марта 1997 г.

Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г. В исполнении запроса о вручении или уведомлении может быть отказано только в случае, если запрашиваемое государство решит, что по своей сути это исполнение затрагивает его суверенитет или безопасность. В исполнении не может быть отказано только по мотиву, что закон запрашиваемого государства требует компетенции чрезвычайного суда по рассматриваемому делу или не имеется правового пути, отвечающего объекту запроса. В случае отказа центральный компетентный орган информирует о нем немедленно заявителя и указывает мотивы отказа (ст. 13).

Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам 1970 г. В исполнении судебного поручения может быть отказано только в случае, если исполнение поручения в запрашиваемом государстве не входит в компетенцию судебной власти или если запрашиваемое государство находит, что оно может нанести ущерб его суверенитету и безопасности. В исполнении не может быть отказано по тому только мотиву, что согласно внутреннему законодательству запрашиваемое государство заявляет о своей исключительной компетенции по существу предъявленного иска или внутреннее законодательство не предусматривает права на иск в данном случае. Если центральный орган сочтет, что просьба не соответствует положениям Конвенции, он незамедлительно информирует об этом орган запрашивающего государства, который направил судебное поручение, изложив возражения, возникшие в связи с поручением. Если орган, которому передано судебное поручение, некомпетентен исполнить его, поручение должно быть незамедлительно отправлено по назначению в тот орган данного государства, который в соответствии с правилами, установленными его законодательством, компетентен его исполнить (ст. 12).