Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 111 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Следует отметить еще одну отличительную особенность конституционного развития Казахстана, которая заключается в весьма активном регулировании конституционно-правовых вопросов указами Президента республики. Через три года состоялась новая, хотя и частичная, конституционная реформа. 30 сентября 1998 г. Президент использовал свое право инициативы внесения изменений и дополнений в Конституцию республики, выступив по этому вопросу на совместном заседании палат Парламента. Концепция преобразования всех институтов государственной власти, расширения полномочий Парламента и повышения его роли в политической жизни государства, повышения статуса депутатов, усиления ответственности членов правительства и реформирования судебной системы была изложена им в ежегодном послании «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии». Конкретные предложения по поправкам были сформулированы в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», внесенном Президентом в Парламент в тот же день. Президентский проект касался положений 13 из 98 статей Конституции. Обсуждение положений проекта Закона началось на раздельных заседаниях палат Парламента и в комитетах с 30 сентября. Одним из итогов этого обсуждения явилось обращение 88 депутатов к Президенту республики с предложением целого ряда дополнительных изменений, в том числе и основательного пересмотра всей Конституции. На совместном заседании палат Парламента 7 октября президентский законопроект был отклонен. Главой государства была немедленно создана согласительная комиссия, в которую вошли по три представителя от Президента и обеих палат Парламента. На вечернем совместном заседании обеих палат Парламента Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» был принят. В тот же день — 7 октября 1998 г. — он был подписан Президентом и вступил в силу. Этим законом были дополнены и уточнены 19 статей Конституции 1995 года: увеличены сроки полномочий Президента республики до 7 лет, депутатов Мажилиса (Собрания — нижней палаты Парламента) — до 5, Сената — до 6 лет, снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего, в частности и Президента, повышен возрастной ценз для кандидата на должность Президента республики с 35 до 40 лет. Кроме того, исключена норма о проведении внеочередных выборов Президента, включена норма о порядке перехода полномочий главы государства в случае его досрочного выбытия. Лицу, исполняющему обязанности Президента, запрещено инициировать изменения и дополнения к Конституции. Исключена норма о том, что депутату Парламента при досрочном прекращении или по истечении его полномочий не гарантируется сохранение прежней работы или предоставление равноценной работы или должности. Отменен необходимый для действительности голосования минимальный предел явки избирателей.

2. Общая характеристика действующей Конституции

Действующая Конституция Республики Казахстан, как отмечалось, была принята референдумом 30 августа 1995 г. и вступила в силу со дня официального опубликования результатов референдума 8 сентября того же года. Нынешняя редакция Конституции опубликована 8 октября 1998 г. Конституция состоит из преамбулы и 9 разделов, объединяющих 98 статей. Преамбула Конституции гласит: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Раздел I Конституции «Общие положения» содержит основополагающие принципы, закладывающие правовую базу основ конституционного строя — характеристику организации, внутренней и внешней политики государства, правовой системы, институтов гражданского общества. В разд. II «Человек и гражданин», насчитывающем 30 статей, мы усматриваем обширный перечень прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, включая и некоторые процессуальные гарантии прав и свобод. В семи последующих разделах регулируются основы статуса общегосударственных органов власти, который по сравнению с предыдущей Конституцией претерпел значительные изменения, включая и иное наименование. Речь идет о Президенте, о Парламенте, который ныне двухпалатный, о Правительстве, о Конституционном совете и о судах, а также связанных с правосудием институтах (прокуратуре, органах следствия и др.). Местное государственное управление и самоуправление урегулированы в разд. VIII, содержание которого все еще несет на себе отпечаток советских представлений об организации государственной власти. Подробнее мы это покажем ниже — в § 6 настоящей главы. Наконец, в разд. IX «Заключительные и переходные положения» помимо положений, вытекающих из названия раздела, содержится порядок изменения Конституции. Согласно ст. 91 изменения и дополнения в Конституцию могут вноситься республиканским референдумом, который Президент республики назначает по собственной инициативе либо по предложению Парламента или Правительства. Однако Президент может передать проект изменений и дополнений Конституции в Парламент, который принимает решение в порядке, предусмотренном Конституцией, то есть на совместном заседании палат и большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В отличие от Верховного совета по Конституции 1993 г. Парламент не обладает теперь исключительной учредительной властью. Конституционной реформой 1998 г. были несколько расширены полномочия Парламента в вопросе об изменении Конституции. Согласно новым положениям, если Президент отклонит предложение Парламента о вынесении на референдум проекта изменений и дополнений Конституции, Парламент может сам принять соответствующий закон большинством 4/5 голосов от общего числа депутатов каждой из палат. В этом случае Президент подписывает закон или выносит его на референдум, для действительности которого необходимо участие большинства граждан, имеющих право участвовать в республиканском референдуме. Изменения и дополнения Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников референдума. Не подлежат изменению положения Конституции об унитарном характере и территориальной целостности государства, а также о президентской форме правления республики. Действующим правом в Республике Казахстан, как указано в ст. 4 Конституции, являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств республики, а также нормативных постановлений Конституционного совета и Верховного суда республики. При этом международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Все законы, международные договоры, участником которых является Казахстан, публикуются. Официальное опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, есть обязательное условие их применения. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. Это означает, что деятельность всех государственных и общественных органов, физических, юридических и должностных лиц должна соответствовать ее нормам, а все нормативные правовые акты не могут противоречить ее положениям. Прямое действие Конституции означает право человека ссылаться непосредственно на ее нормы при защите и реализации своих интересов и обязанность любого правоприменителя следовать в первую очередь ее нормам. Представляется удачной конституционная формула ч. 4 ст. 3, согласно которой «государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». Она позволяет, во-первых, подчеркнуть единство государственной власти в целом, во-вторых, связанность ее Конституцией и законом и, в-третьих, осуществление ее на основе принципа разделения властей при взаимодействии властей между собой с использованием системы сдержек и противовесов.

§ 2. Конституционно-правовой статус человека и гражданина 134. 1. Общая характеристика 135. 2. Казахстанское гражданство и режим иностранцев 136. 3. Личные права, свободы и обязанности 137. 4. Политические права, свободы и обязанности 138. 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 139. 6. Конституционные гарантии прав и свобод

1. Общая характеристика

В Конституции Республики Казахстан институт прав и свобод человека является ведущим правовым институтом. Этому соответствует не только месторасположение в ней раздела о правовом статусе человека и гражданина, но и провозглашение прямого действия Конституции, о чем мы уже сказали. Конституция исходит из естественно-правовой концепции происхождения прав индивида и устанавливает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов (ч. 2 ст. 12). Следует, однако, оговориться, что при этом в ч. 1 этой же статьи записано, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека «в соответствии с Конституцией», а в ч. 3 — что гражданин республики «в силу своего гражданства» имеет права и несет обязанности. Только граждане обладают всей полнотой прав и свобод человека. Один из наиболее важных конституционных принципов, определяющих статус человека и гражданина, — это принцип юридического равенства людей перед законом и судом, записанный в ст. 14. Благодаря этому принципу никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам. Таким образом, можно констатировать, что данный принцип имеет сложное содержание, позволяющее выделить три аспекта его проявления. Во-первых, равенство прав, свобод и обязанностей человека и гражданина независимо от этнических и иных социальных признаков. Во-вторых, равенство перед законом и судом. В-третьих, равенство мужчины и женщины. Особо следует отметить тот факт, что для обеспечения подлинного равноправия, а не декларативного, Конституция и законодательство Казахстана предоставляют некоторым носителям субъективных прав ряд привилегий. В частности, для создания реального равенства прав мужчин и женщин государство установило для женщин дополнительные отпуска (по беременности и родам, по уходу за ребенком), пособия и т. д. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, родовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Принцип юридического равенства не означает полного нивелирования правовых различий между людьми. Например, в законодательстве устанавливаются определенные требования к занятию судейских и прокурорских должностей, существуют цензовые требования к претендентам на мандаты Президента, депутатов всех уровней. Эти должностные лица пользуются особым иммунитетом. Существуют другие различия в дееспособности. Наконец, принцип юридического равенства превратится в пустую формальность, если социально уязвимые слои населения не будут иметь установленных правом льгот. Несмотря на официальную политику национального равноправия и запрещения дискриминации, на практике, по крайней мере в ряде местностей, ситуация сложилась таким образом, что русские, немцы и представители других неказахских национальностей стали покидать Казахстан. По официальным данным, за первые 6 лет независимости Казахстан потерял 1,3 млн. человек, правда, частично за счет снижения рождаемости. Но если в 1991 г. эмигрировали 80 тыс. человек, то в 1997 г. — 270 тыс. Страну покинули 2/3 немецких семей*. * См.: Известия. 1998. 11 марта. В ч. 1 ст. 1 Конституции закреплен принцип, согласно которому человек, его жизнь, права и свободы суть высшая ценность государства. Это означает предпочтение индивидуальных интересов интересам общества и государства. Данный принцип ориентирован на защиту человека от произвола и репрессивных государственных мер, обеспеченных мощным принуждением в виде армии, полиции и т. п. Вместе с тем этот принцип не означает, что человек может злоупотреблять своими правами и свободами. Подтверждением этому служат положения ч. 5 ст. 12 Конституции, утверждающие, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Ограничениям прав и свобод в Конституции Казахстана посвящена ст. 39, которая обставляет ограничение прав и свобод тремя условиями: — целями, достижение которых требует ограничения прав и свобод. Такими целями могут быть только защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам; — правовой основой: права и свободы могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо для достижения указанных выше целей; — сохранением межнационального согласия: любые действия, способные нарушить межнациональное согласие, признаются неконституционными. В довершение всего Конституция определяет перечень прав и свобод, которые ни в каких случаях не подлежат ограничению. Это право на гражданство, а равно такие преимущественно личные права и свободы, как запрещение экстрадиции, покровительство гражданам за границей, право на правосубъектность и законную защиту прав и свобод, включая право на квалифицированную юридическую помощь, далее право на равенство перед законом и судом и запрет дискриминации, право на жизнь, право на личную свободу, право на неприкосновенность достоинства и на физическую неприкосновенность, право указывать или не указывать национальную, партийную и религиозную принадлежность, право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка, право на свободу совести, право собственности и ее наследования.

2. Казахстанское гражданство и режим иностранцев

В настоящее время в Казахстане институт гражданства регулируется Конституцией (ст. 10), Законом «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. с изменениями, внесенными Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 3 октября 1995 г., другими законами и международными договорами. Институт гражданства в республике претерпел значительные изменения. Они выражаются прежде всего в признании Казахстаном примата общечеловеческих ценностей, равноправия государства и гражданина, их взаимных обязанностей и вытекающей из них ответственности. Понятие гражданства дано в преамбуле Закона о гражданстве, где оно определено как устойчивая политико-правовая связь лица с государством, выражающая совокупность их взаимных прав и обязанностей. Обращает на себя внимание, что казахстанская дефиниция гражданства воспроизвела ту, которая содержалась в последнем союзном Законе о гражданстве СССР. Определение гражданства как политико-правовой связи человека с государством открывает возможность требовать от гражданина лояльности к власти, что бы эта власть ни творила. Не случайно российский законодатель отказался от политической составляющей указанной дефиниции. Правовая же связь обязывает гражданина выполнять только те веления государства, которые основаны на праве. Взаимные права и обязанности государства и гражданина получили конкретную расшифровку в ст. 1 Закона. Государство в лице своих органов и должностных лиц ответственно перед своими гражданами, а гражданин Республики Казахстан ответствен перед республикой. Он обязан соблюдать Конституцию и законы республики, защищать ее интересы, территориальную целостность, уважительно относиться к обычаям, традициям, государственному языку и языку представителей всех национальностей, проживающих на ее территории, способствовать укреплению могущества, суверенитета и независимости республики. Институт гражданства в Казахстане базируется на установленных Конституцией и Законом о гражданстве принципах. Важнейший из них — принцип равенства граждан. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Конституции гражданство республики — единое и равное независимо от оснований его приобретения. На гражданство в полной мере распространяется запрещение дискриминации, предусмотренное в изложенной выше ч. 2 ст. 14 Конституции. Согласно Закону гражданами Республики Казахстан являются лица, которые постоянно проживали в республике на день вступления в силу Закона о гражданстве либо приобрели гражданство республики в соответствии с Законом, а также лица, вынужденно покинувшие территорию Казахстана и проживающие в других государствах, имея гражданство этих государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются. Мы уже отмечали, что Конституция 1993 г. в части четвертой ст. 4 допускала возможность двойного гражданства: «За всеми гражданами Республики, вынужденно покинувшими ее территорию, а также казахами, проживающими в других государствах, — говорилось там, — признается право иметь гражданство Республики Казахстан наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются». В отличие от этого ч. 3 ст. 10 Конституции 1995 г. гласит: «За гражданином Республики не признается гражданство другого государства». В этом выражается принцип единственного гражданства, которым исключается вышеприведенное положение, установленное в 1991 г. Еще один принцип — это право на гражданство, которое представляет собой важный, неотъемлемый и независящий от государства императив, означающий невозможность по инициативе государства лишить человека гражданства или права изменить гражданство. Как установлено положениями преамбулы Закона о гражданстве, в Республике Казахстан каждый человек имеет право на гражданство. Согласно ч. 2 ст. 10 Конституции гражданин республики ни при каких условиях не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство, равно как не может быть изгнан за пределы Казахстана. Наконец, принцип полноправия означает, что граждане республики обладают максимальным объемом социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией и законами республики. В рамках провозглашенных принципов государство взяло на себя обязательства способствовать гуманному разрешению вопросов, связанных с гражданством, в частности, оказывать защиту и покровительство гражданам, находящимся за рубежом; сохранять гражданство за лицами, проживающими за границей, вступившими в брак; не выдавать своих граждан другому государству, если иное не установлено международным договором республики. Закон устанавливает основания для приобретения гражданства. Важнейшее из них — рождение. Видимо, по этой причине в законе именно этому основанию посвящено пять статей из восьми, регулирующих основания приобретения гражданства. Согласно закону ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве Республики Казахстан, является гражданином республики независимо от места рождения. Если к моменту рождения оба родителя постоянно проживали за пределами республики, гражданство ребенка определяется по письменному соглашению родителей. При разногражданстве родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве республики, ребенок считается гражданином республики, если он родился: на территории республики либо вне ее пределов, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории республики. В случае разногражданства родителей, один из которых к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве республики, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов республики, гражданство ребенка, родившегося вне пределов Казахстана, определяется по письменному соглашению родителей. Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве республики, а другой был лицом без гражданства либо гражданство его не было известно, считается гражданином Казахстана независимо от места рождения. В случае установления отцовства ребенка, мать которого не имеет гражданства, а отцом признается гражданин Республики Казахстан, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином республики независимо от места рождения. В случае постоянного проживания этого ребенка за пределами республики его гражданство определяется по письменному соглашению родителей. Специально регулируется приобретение гражданства детьми, родители которых неизвестны или не имеют гражданства. Находящийся на территории республики ребенок, оба родителя которого неизвестны, считается гражданином Казахстана. Ребенок, родившийся на территории республики у лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства на ее территории, является казахстанским гражданином. Следующее основание приобретения гражданства — прием в гражданство, или натурализация. Граждане других государств и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство Республики Казахстан по решению Президента республики. Для такого приобретения гражданства закон устанавливает несколько условий. Основное из них — это постоянное проживание на территории республики не менее 10 лет. Независимо от этого срока гражданство могут получить лица, состоящие в браке с гражданами республики. Общее требование в отношении срока постоянного проживания не распространяется также на следующие категории лиц: — несовершеннолетних и недееспособных; — лиц, имеющих особые заслуги перед республикой; — вынужденных переселенцев, то есть лиц, вынужденно покинувших территорию Казахстана по политическим мотивам, и их потомков, если они возвратились для постоянного проживания в Казахстан как на историческую родину. Сокращенный срок проживания и иные льготные условия приобретения гражданства установлены также для военнослужащих, состоящих на действительной военной службе и дислоцированных на территории республики. Вопросы приобретения ими гражданства определяются межгосударственными договорами Республики Казахстан. Не отличается от обычного приема в гражданство и не предусматривает льгот восстановление в гражданстве. От обычного приема оно отличается тем, что касается соотечественников. В законе названы также основания, предусмотренные межгосударственными договорами и иные. В отличие от законов о гражданстве других государств — членов СНГ здесь не предусмотрено такое основание приобретения гражданства, как оптация, равно как и приобретение гражданства посредством регистрации. В качестве оснований для отказа в приеме в гражданство в законе названы: — совершение преступления против человечества, предусмотренного международным правом; — сознательное выступление против суверенитета и независимости Республики Казахстан; — призыв к нарушению единства и целостности территории республики; — противоправная деятельность, наносящая ущерб государственной безопасности, здоровью населения; — разжигание межгосударственной, межнациональной и религиозной вражды, противодействие функционированию государственного языка республики. Кроме того, ходатайство о приеме в гражданство отклоняется, если заявитель осужден за террористическую деятельность, признан судом особо опасным рецидивистом, состоит в гражданстве других государств при отсутствии с ними межгосударственных соглашений о двойном гражданстве. Прекращение гражданства предусмотрено в следующих формах. Выход из гражданства республики разрешается на основании ходатайства лица. В удовлетворении ходатайства может быть отказано, если заявитель имеет неисполненные обязательства перед республикой или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, расположенных на территории республики. Выход допускается и в том случае, если заявитель привлечен к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо отзывает наказание по вступившему в законную силу приговору суда или если выход лица из гражданства республики противоречит интересам ее государственной безопасности. Ребенок, являющийся гражданином республики и усыновленный гражданами других государств, по ходатайству усыновителей может выйти из гражданства республики, если они постоянно проживают за пределами республики. Выйти из гражданства может также ребенок, если из гражданства республики выходит и выезжает на постоянное место жительства за ее пределы тот из родителей, с которым живет ребенок. Утрата гражданства имеет место в случае поступления лица в службу безопасности, полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в другом государстве, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами республики, а также если казахстанское гражданство было приобретено в результате предъявления заведомо ложных сведений или фальсифицированных документов. Таким образом, прекращение гражданства посредством выхода из гражданства возможно по волеизъявлению гражданина или его законных представителей. Утрата гражданства происходит независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле. Закон устанавливает конкретные полномочия государственных органов, причастных к решению вопросов гражданствa. Единственное должностное лицо, которое может принимать решения по этим вопросам, — Президент республики. Министерства внутренних дел и иностранных дел и их органы вправе вести прием граждан и заявлений по вопросам гражданства, а также вести регистрационную работу. Комиссия при Президенте республики по вопросам гражданства предварительно рассматривает поступившие заявления, запрашивает необходимые документы и материалы, оценивает их и вносит на рассмотрение Президента рекомендации. Решение по вопросам гражданства может быть пересмотрено Президентом. Жалобы на решения по вопросам о принадлежности к гражданству и утрате гражданства подаются на его имя. Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков их рассмотрения, а также другие неправомочные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Правовой статус иностранных граждан урегулирован Конституцией, Законом о гражданстве и Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 г. Иностранцы и лица без гражданства пользуются в республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами (ч. 4 ст. 12 Конституции). Это «иное» касается преимущественно политических прав, свобод и обязанностей. Кроме того, только гражданину республики Конституция гарантирует право на ознакомление с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, ряд социальных и экономических возможностей, равно как только от граждан требует выполнения отдельных обязанностей. Вместе с тем действующее законодательство Республики Казахстан в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства провозглашает режим наибольшего благоприятствования.

3. Личные права, свободы и обязанности

В разд. II «Человек и гражданин» Конституции Республики Казахстан регулированию личных прав посвящена по меньшей мере треть статей. Важнейшее из провозглашаемых личных прав — право на жизнь (ст. 15), которое принадлежит каждому. Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления с предоставлением приговоренному лицу права ходатайствовать о помиловании. В середине 90-х гг., по данным общественной организации «Международная амнистия», Казахстан занимал четвертое место в мире после Китая, Саудовской Аравии и Нигерии по соотношению числа казненных с численностью населения. В 1995 г. при населении Казахстана, не достигавшем 17 млн. человек, в республике был казнен 101 осужденный*. Принятый в 1997 г. новый Уголовный кодекс предусмотрел возможность назначения смертной казни лишь за убийство или посягательство на жизнь людей при отягчающих обстоятельствах (террористический акт, захват заложников и т. п.). Альтернатива расстрелу — пожизненное заключение**. * См.: Известия. 1996. 13 марта. ** См.: Известия. 1997. 6 авг. Согласно Конституции (ст. 16) каждый имеет право наличную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования. Без санкции прокурора лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. Каждый задержанный, арестованный, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. Очевидно, что эти весьма прогрессивные нормы нуждаются не только в законодательном, но и в материальном обеспечении, которое в условиях посттоталитарного общества не всегда бывает возможно реализовать в необходимой мере. Например, Казахстану (как, впрочем, и России) еще потребуется время, чтобы подготовить необходимое число адвокатов. В ст. 17 Конституция провозглашает неприкосновенность достоинства человека. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Конституция гарантирует каждому неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства (ст. 18). В связи с этим каждый имеет право на тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничения этого права допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации; как отмечалось, последнее относится только к гражданам. Гарантия данных прав имеет важное юридическое значение для характеристики отношений государства с человеком, недопустимости незаконного вторжения государства в частную жизнь и служит критерием личной свободы человека. Одно из проявлений личной свободы — свобода передвижения и поселения. Каждому, кто законно находится на территории Республики Казахстан, принадлежит согласно ст. 21 Конституции право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора местожительства, кроме случаев, оговоренных законом. Каждый также вправе выезжать за пределы республики, а граждане — и беспрепятственно возвращаться. В ч. 1 ст. 25 Конституция гарантирует неприкосновенность жилища, устанавливая, что проникновение в жилище, производство его осмотра и обыска допускаются лишь в случаях и в порядке, установленных законом. Осуществление каждым права на свободу совести (ст. 22) не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В соответствии с положениями ст. 5 Закона «О свободе вероисповедания» от 15 января 1992 г. государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер. В школах, вузах и других учебных заведениях не допускается религиозная пропаганда. Указанная норма означает, что религиозные дисциплины не могут включаться в программы государственных учебных заведений в качестве идеологии. Информация о религии может содержаться в учебных программах указанных учебных заведений только в качестве составной части научного знания об обществе и человеке в силу присущей религиозным сведениям культурной ценности. Для Казахстана как многонационального и многоконфессионального государства серьезное значение имеет гарантированное ст. 19 Конституции право определять и указывать или не указывать свою национальность, а также партийную и религиозную принадлежность. В этой же статье провозглашено право каждого также на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Однако изданный в 1997 г. Закон «О языках», похоже, не вполне отвечает данному конституционному принципу. Он хотя и запретил ущемлять права граждан по языковому основанию, но предусмотрел среди прочего создание перечня профессий, специальностей и должностей, для которых необходимо знание государственного языка в определенном объеме и в соответствии с квалификационными требованиями. Закон предписал также, что объем телерадиовещательных программ на казахском языке независимо от форм собственности на телерадиостанции не должен быть менее суммарного объема на других языках. Конечно, при этом нельзя не учитывать болезненную проблему недостаточной развитости казахского языка, который в советское время оставался преимущественно бытовым языком, вследствие чего образованные казахи предпочитали даже в быту русский язык. Проблема развития казахского языка, конечно, должна решаться, но пока это не достигнуто, искусственное его насаждение порождает сложности как для неказахов, составляющих почти половину населения республики, так и для самих казахов. К конституционным личным обязанностям можно отнести предусмотренную в ч. 1 ст. 34 обязанность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.

4. Политические права, свободы и обязанности

По сравнению с личными правами и свободами о политических правах и свободах в Конституции Казахстана сказано весьма скупо. Правда, ряд политических прав урегулирован текущим законодательством, в частности указами Президента республики, о чем подробно будет рассказано ниже. Важнейшее из конституционных политических прав — право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 33). При этом Конституция различает участие в управлении посредством так называемой прямой и представительной демократии. Граждане вправе обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Что касается избирательных прав, то на них мы остановимся ниже — в п. 1 § 4 настоящей главы. Согласно ст. 32 Конституции граждане республики вправе мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Пользование этим правом может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц. Более детально порядок участия граждан в управлении государством, указанным способом, определен Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу конституционного закона, «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан» от 17 марта 1995 г. Этот нормативный акт дополняет положения Конституции новыми способами оказания воздействия на власть. Так, согласно Указу под формами выражения общественных, групповых или личных интересов и протеста, именуемых в законодательстве шествиями и демонстрациями, следует понимать также голодовку в общественных местах, возведение юрт, палаток, иных сооружений и пикетирование. Право на проведение публичных мероприятий предоставлено только гражданам. В Казахстане действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий. Заявление об ох проведении подается не позднее 10 дней до начала мероприятия в местный исполнительный орган уполномоченными трудовых коллективов, общественных объединений или отдельных групп граждан, достигших 18-летнего возраста. Установленное ст. 23 Конституции право граждан на свободу объединений направлено на облегчение их участия в массовых действиях и выработке совместных действий. Вместе с тем, чтобы оградить само государство от политических пристрастий и внутренних распрей по политическим и иным мотивам, Конституция установила запрет на реализацию указанного права некоторыми категориями государственных служащих. Военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии. Однако по новому Уголовному кодексу деятельность незарегистрированных общественных объединений, организация несанкционированных митингов, манифестаций и собраний считаются правонарушением. Граждане согласно ч. 4 ст. 33 Конституции имеют равное право на доступ к государственной службе. Для того чтобы сделать это право реальным, Конституция установила определенные цензы для избирателей и кандидатов на выборные должности. Требования, предъявляемые к кандидату на должность государственного служащего, обусловливаются только характером должностных обязанностей и устанавливаются законом. Своеобразным продолжением права на тайну частной жизни служит свобода слова и творчества и вообще свобода информации (ст. 20), которая особое значение имеет для политической сферы жизни общества. Согласно Конституции цензура в Казахстане запрещается. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Перечень сведений, составляющих государственные секреты республики, определяется законом. При этом не допускаются пропаганда или агитация за насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, войну, социальное, расовое, национальное, религиозное, сословное и родовое превосходство, а также культ жестокости и насилия. Несмотря на вполне демократические конституционные положения о политических правах и свободах, в печати неоднократно появлялись сообщения о преследовании оппозиционных деятелей, избиениях, незаконных арестах и т. п. Конституция в ст. 34 обязывает каждого соблюдать ее и законодательство республики, уважать ее государственные символы. Согласно ст. 36 защита республики есть священный долг и обязанность каждого ее гражданина, а военную службу граждане несут в порядке и видах, установленных законом

5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности

Данная группа прав, свобод и обязанностей по объему занимает в Конституции Казахстана второе место после личных. Это свидетельствует о значительном демократическом прогрессе в республике и отказе от «социалистических» ценностей, одной из которых считался приоритет социально-экономических прав в ущерб личным правам. Кроме того, в прежнем подходе отчетливо проявлялась ориентация на монопольную роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, который находился под всесторонней государственной опекой. На самом деле таким образом ущемлялись социальное благополучие и самостоятельность личности, отсекались от социальной сферы общественные и благотворительные фонды, порождались иждивенческие привычки. Экономические и социальные права касаются таких важных сфер общественной жизни, как собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности человека. В соответствии с Конституцией (ст. 24) каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии. За каждым Конституция признает также право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без дискриминации, на социальную защиту от безработицы. Принудительный труд в принципе запрещен и допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения. Гарантируется право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием законных способов их разрешения, включая право на забастовку. В порядке реализации права на отдых работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В ст. 28 гражданам гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Наряду с правом на труд в Конституции Казахстана признаются право частной собственности и ее наследования. Однако согласно ч. 1 ст. 26 Конституции не все лица, проживающие на территории республики, а только «граждане Республики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество». Собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии равноценного его возмещения. В условиях развивающихся рыночных отношений особое значение приобретает свобода предпринимательской деятельности, которую Конституция в ч. 4 ст. 26 гарантирует каждому. Поскольку за короткий промежуток времени трудно отойти от монопольного права государства на экономическую деятельность, а также обходиться без так называемых естественных монополий (на транспорте, в горной промышленности и т. д.), то Конституция установила, что монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. По существу это также направлено на развитие рыночных отношений, чему служит и запрет недобросовестной конкуренции. В Конституции (ч. 1 ст. 25) в своеобразной форме записано такое важное социальное право, как право на жилище: не допускается лишение жилища, иначе как по решению суда. В то же время исчезла из Конституции норма, существовавшая в советский период и провозглашавшая право на бесплатное получение жилья. К социальным правам относится также право на образование (ст. 30). Данное право гарантировано, как это принято в демократических государствах, с учетом интересов достаточно широкого круга заинтересованных сторон. Прежде всего Конституцией гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, которое обязательно. Гражданин имеет право получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование также в государственном высшем учебном заведении. В то же время на основаниях и в порядке, установленных законом возможно получение платного образования в частных учебных заведениях. Это способствует привлечению для нужд образования негосударственных средств, разгружает государственный бюджет и, по крайней мере потенциально, может способствовать повышению качества образования. Далее, получение платного образования ставится под контроль государства, так как деятельность любых учебных заведений должна соответствовать общеобязательным стандартам образования, которые устанавливаются государством. Следует отметить, что право на получение бесплатного образования гарантируется только гражданам. Надо сказать, что Казахстан испытывает серьезные трудности с финансированием образования. В 1999 г. государство смогло обеспечить бесплатное образование только для 8 тыс. студентов, а для 7 тыс. предусматривалась выдача возвратных образовательных кредитов. Прием студентов в государственные вузы был сокращен вдвое по сравнению с предшествующим годом. Экзамены проводились путем тестирования в регионах, после чего в республиканском центре тестирования принималось окончательное решение. По данным 1998 г., расходы на образование на человека составляли 97 долл. США, тогда как а России — 237 долл., а в США — более 5 тыс. долл.* * См.: Поиск. 1999. № 19. Еще одно существенное социальное право, гарантируемое Конституцией (ч. 1 и 2 ст. 29) гражданам, — право на охрану здоровья. Граждане вправе получать бесплатно гарантированный объем медицинской помощи, установленный законом. Каков этот объем, насколько он достаточен, сказать трудно. Согласно ч. 2 и 3 ст. 27 Конституции забота о детях и их воспитание суть естественные право и обязанность родителей так же, как совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Конституция возлагает на граждан обязанности заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, равно как сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 37, 38).

6. Конституционные гарантии прав и свобод

К числу конституционных гарантий провозглашаемых прав и свобод следует отнести прежде всего записанное в ст. 13 Конституции право каждого на признание его правосубъектности, а также на защиту своих прав и свобод всеми не противоречащими закону способами, включая необходимую оборону. Для облегчения защиты прав и свобод, а также для осуществления ее на профессиональном уровне Конституция гарантирует каждому право на судебную защиту и право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина. Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный правовой акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный совет с представлением о признании этого акта неконституционным. Особое внимание уделяется в Конституции также иным, чем суд, институциональным гарантиям прав и свобод. В качестве одной из главных таких гарантий Конституция называет (ч. 2 ст. 40) Президента республики, выступающего символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Другой орган государственной власти, который в соответствии с нормами Конституции выступает гарантом прав и свобод человека, — это Парламент, наделенный правом издавать законы, регулирующие осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Следует упомянуть также в данной связи и прокуратуру, на которую возложен высший надзор за законностью, а равно местные представительные органы — маслихаты (п. 5 ч. 4 ст. 86 Конституции).

§ 3. Конституционные основы общественного строя 140. 1. Конституционно-правовое регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений

1. Конституционно-правовое регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений

Конституция Республики Казахстан регулирует отношения в сфере экономики, социальной и духовно-культурной жизни в довольно ограниченном объеме. Соответствующие положения можно вычленить из статей, содержащихся в первых двух разделах Конституции. Экономические отношения. К числу основополагающих принципов деятельности республики ч. 2 ст. 1 Конституции относит среди прочего экономическое развитие на благо всего народа. Как установлено в ст. 6 Конституции, в республике признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность, а согласно ч. 2 ст. 26 собственность, в том числе право наследования, гарантируется законом. При этом в регулировании института собственности применяется современное понимание отношений собственности. В ч. 2 ст. 6 казахстанской Конституции прямо воспроизведено положение ч. 2 ст. 14 Основного закона для Германии 1949 г., который, в свою очередь, воспроизвела часть третью ст. 153 Веймарской конституции Германии 1919 г., предусмотревшую, что собственность обязывает и пользование ею должно одновременно служить общественному благу. Поэтому субъекты и объекты собственности, объем и пределы осуществления собственниками своих прав, гарантии их защиты определяются законом. Учитывая переходный этап развития, на котором находится казахстанское общество, Конституция установила в ч. 3 ст. 6, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом. Анализ конституционных положений, включая упомянутое выше в п. 1 § 2 настоящей главы содержание ч. 5 ст. 12 Конституции, позволяет выделить следующие ключевые моменты конституционно-правового регулирования института собственности: — провозглашение и равную юридическую защиту всех форм собственности; — исключительную государственную собственность на природные ресурсы, кроме земли. Что касается земли, то Конституция допускает возможность перехода части ее в частную собственность под жестким государственным контролем; — пользование собственностью в интересах не только собственника, но и общества, из чего следует недопустимость использования собственности вопреки интересам общества; — установление пределов прав собственника, каковыми являются права и свободы других лиц, конституционный строй и общественная нравственность. Такое регулирование отношений собственности позволяет наполнить реальным содержанием конституционный принцип социального государства. В связи с этим следует напомнить, что Конституция, провозглашая свободу предпринимательской деятельности, предусматривает регулирование и ограничение законом монополистической деятельности и запрещает недобросовестную конкуренцию. Хозяйственная деятельность и предпринимательство регулируются Законом «О свободе хозяйственной деятельности и развития предпринимательства в Казахской ССР» 1990 г. и Законом «О защите и поддержке частного предпринимательства» 1992 г. с последующим их изменением Указом Президента Республики Казахстан от 1995 г. Законодательство предусматривает отказ от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность при регулировании форм и способов защиты частного предпринимательства и его поддержки, декларирует максимальную свободу для частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей. По официальным данным, благодаря поддержке государства сегодня в Казахстане действуют 372 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечивающих трудовую занятость 1,4 млн. граждан*. * См.: Рогов И. Казахстан: через стабильность к демократии // Известия. 2000. 4 мая. Регулирование социальных отношений также подчинено ряду конституционных целей и принципов. В частности, в упомянутой ч. 2 ст. 1 Конституции в качестве основополагающих принципов деятельности республики провозглашено общественное согласие. В определенной мере мы уже касались этой проблемы в связи с изложением социальных прав и свобод. В связи с этим государство взяло на себя обязанность законодательно урегулировать соответствующие отношения, обеспечив их необходимыми нормативными и институциональными гарантиями. Так, регулированию законом подлежат трудовые отношения, основанные на конституционных правах, которые изложены в ст. 24 высшего закона республики. Наряду с государственным гарантированием минимального размера заработной платы и пенсий и прочих видов социального обеспечения, указанных в упомянутой выше ч. 1 ст. 28 Конституции, ч. 2 этой статьи говорит о поощрении добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности. Помимо гарантируемого ч. 2 ст. 29 Конституции устанавливаемого законом объема бесплатной медицинской помощи в ч. 3 этой статьи предусматривается необходимость законодательного регулирования оснований и порядка получения платной медицинской помощи в государственных и частных лечебных учреждениях, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой. В ст. 25 содержатся гарантии права на жилище, хотя оно как таковое и не упоминается. В ч. 1 этой статьи запрещено лишение жилища иначе, как по решению суда, а ч. 2 обязывает государство указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилье, предоставлять его за доступную плату из государственных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно ст. 27 Конституции брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Многонациональный состав населения республики, насчитывающий более 100 этносов, порождает проблемы межнациональных отношений, которых мы уже касались в п. 1 § 2 настоящей главы. Согласно ст. 7 Конституции государственный язык республики — казахский, но в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана. Конституция в ст. 93 возложила на местные представительные и исполнительные органы обязанность создать все необходимые организационные, материальные и технические условия для свободного и бесплатного овладения государственным языком всеми гражданами в соответствии со специальным Законом «О языках», принятым в мае 1997 г. О стремлении властей решить эти вопросы практически свидетельствует, например, то, что в Казахстане издаются газеты на 11 национальных языках, две телестудии вещают на 12 языках, радиостанции — на 6 языках народов республики. В Казахстане на 7 родных языках в дошкольных учреждениях воспитывается 426 тыс. детей, в общеобразовательных школах — более 3 млн. Около 106 тыс. детей представителей национальных меньшинств свой родной язык изучают как самостоятельный предмет. Приведенные в предыдущем абзаце цифры в целом производят благоприятное впечатление. Вместе с тем они свидетельствуют о наличии значительных нерешенных проблем, если рассматривать их не абстрактно, а в сочетании с реальностями современного Казахстана, из 16,7 млн. человек населения которого (1998 г.) свыше 49% составляют национальные меньшинства. При Президенте республики действует консультативный орган — Ассамблея народов Казахстана, где представлены все национально-культурные центры страны. Современный уровень производства и технологий, противоречия между экономикой и экологией, создавшие угрозу для существования человека, потребовали конституционного установления и детального регулирования текущим законодательством задач государства по охране здоровой окружающей среды (ст. 31 Конституции). Для Казахстана, на территории которого проводились ядерные испытания и запуски ракет в космическое пространство, проблема состояния окружающей среды имеет особое значение. Видимо, по этой причине в Конституцию по примеру ч. 3 ст. 41 Конституции России включена норма, согласно которой подлежат привлечению к ответственности в соответствии с законом должностные лица, допустившие сокрытие фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей. Духовно-культурные отношения. Прежде всего в этой связи следует упомянуть сферу образования. Наряду с гарантиями получения гражданами бесплатного образования в государственных учебных заведениях, возможности которого, как мы видели, в настоящее время невелики, Конституция обязывает государство законодательно урегулировать основания и порядок получения платного образования в частных учебных заведениях и определить общеобязательные стандарты образования, которые обязательны для любых учебных заведений. На практике, насколько можно судить, платное образование предоставляется не только в частных, но и в государственных учебных заведениях. Республика провозглашена светским государством и строит свою деятельность на основе отделения религии и церкви от государства. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, одновременно гарантируя равноправие вероисповеданий. На территории Казахстана представлены религиозные общины и церковь крупнейших мировых религий: ислама (сунниты), христианства (подавляющее большинство верующих — православные, имеются также протестанты, баптисты), иудаизма, буддизма. Следовательно, в современном Казахстане существует многоконфессиональное общество, при том, что в этническом плане доминируют две национальности: казахи и русские, составляющие около 80% всего населения республики. Церковь здесь выступает главным образом как хранитель нравственных, культурных и исторических традиций.

2. Конституционные основы политической системы

В Конституции 1995 г. важное место занимает конституционно-правовое регулирование политических отношений. Оно базируется на важнейших правовых принципах, прежде всего на принципе народного суверенитета и принципе политического плюрализма. Согласно ч. 1—3 ст. 3 Конституции народ — единственный источник государственной власти и осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам. Никто не может присваивать власть в республике; такие действия преследуются по закону. Как отмечалось, право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту в пределах его конституционных полномочий. Согласно же ч. 1 ст. 5 Конституции в республике признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий. Характеристика казахского государства, а также относящиеся к нему конституционно-правовые принципы частично затрагивались нами выше, а подробно будут рассмотрены в последующих параграфах настоящей главы. Здесь мы остановимся только на основных конституционных принципах, относящихся к государству. В ст. 1 Конституции провозглашается, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. В качестве основополагающих принципов деятельности республики в указанной статье Конституции названы: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. Конституция в ст. 2 определяет Республику Казахстан как унитарное государство с президентской формой правления. Суверенитет республики распространяется на всю ее территорию, целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость которой обеспечивается государством. Наименования Республика Казахстан и Казахстан равнозначны. Мы также отмечали, что согласно Конституции государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов (ч. 4 ст. 3). Конституция в ст. 8 обязывает республику уважать принципы и нормы международного права, проводить политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказаться от применения первой вооруженной силы. Государственная символика — флаг, герб и гимн — регулируется конституционным законом (ст. 9 Конституции). Согласно ч. 2—5 ст. 5 Конституции общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в их дела, равно как возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений. Общественные объединения также не вправе вмешиваться в дела государства. Чтобы сделать последнее положение реальным и лишить общественные организации не только возможности вмешательства в дела государства, но даже соблазна сделать это, запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований. Кроме того, в Казахстане не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями. Деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, а также назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в республике подлежат согласованию с ее соответствующими государственными органами. В республике зарегистрировано около 400 общественных объединений, в том числе около 30 политических партий*. По другим данным, в стране действует более 2 тыс. неправительственных организаций, некоторые из которых создали Конфедерацию неправительственных организаций Казахстана**. * См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 178. ** См.: Рогов И. Указ. соч. Исходя из особенностей основных положений политических платформ, ориентированности на электорат среди политических партий в Казахстане отчетливо выделяются четыре социально ориентированных группы партий: коммунисты, националисты, демократы и проправительственные «партии власти». Партии левой ориентации (социалисты, коммунисты) популярны преимущественно среди рабочих индустриальных центров и небольшой части городской интеллигенции, сохранивших ностальгию по советскому периоду. Вместе с тем указанные партии не имеют здесь такой массовой поддержки избирателей, как в России. Социалистическая партия Казахстана (СПК) появилась на политической арене 7 сентября 1991 г. в результате решения внеочередного (чрезвычайного) съезда Коммунистической партии Казахстана о ее переименовании. Это решение вызвало неоднозначную реакцию среди рядовых членов партии. Поскольку на съезде речь шла главным образом о переименовании партии, а не о пересмотре ее программы, то оказалось, что программные положения, предусматривавшие власть трудящихся, исключительную государственную собственность на основные средства производства и т. п., противоречат действующему законодательству. Это послужило основанием для отказа министерства юстиции в регистрации устава партии. Лишь после внесения соответствующих изменений устав был зарегистрирован. В настоящее время СПК насчитывает около 47 тыс. членов. Изменился социальный и возрастной состав ее членов. Партия на 42% состоит из людей в возрасте до 40 лет и на 24% — из 40—50-летних. Среди них немало руководителей государственных структур, депутатов всех уровней. Около 40 депутатов Парламента предыдущего созыва состояли в СПК. Основные пункты партийной программы в области демократизации общества — подлинная демократия, включая правовое государство с разделением функций трех ветвей власти, политический плюрализм, развитие демократических институтов, равноправие наций и свобода совести. В области экономики СПК предлагает изменение структуры государственных расходов и уменьшение финансирования убыточных предприятий, введение жесткой финансовой политики, принятие пакета законов о налоговой реформе, поддерживает разгосударствление и приватизацию собственности, свободное ценообразование. В области социальной политики партия выступает за государственную политику, позволяющую свести к минимуму трудности и издержки, связанные с преодолением кризиса в экономике, за социальную защиту уязвленных слоев населения, поддержку материнства и детства, упреждение безработицы. Как видно, СПК не только изменила свое название, но и в программе ее мало что осталось от коммунистического прошлого. Ортодоксальная часть бывшей Коммунистической партии Казахстана, сохранившая ее прежнее название, поддержала на парламентских выборах 1999 г. 17% избирателей. Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), возглавляемая небезызвестной Н. Андреевой, учреждена в ноябре 1991 г. в Ленинграде. После распада СССР она решила отказаться от регистрации. Региональные (областные) организации не поддерживают между собой связи. ВКПБ периодически проводит мероприятия по советским праздникам. Националистические группировки казахов и русских Желтоксан (Декабрь), Азат (Свобода), Лад, Движение казачества и др. стремятся привлечь к себе интеллигенцию, государственных служащих и радикально настроенную молодежь. Общим для этой группы политических движений является разделение по этническому признаку. Значительным влиянием они не пользуются. Демократические партии Народный конгресс Казахстана, Демократическая партия образуют третью группу, опирающуюся на умеренно настроенную интеллигенцию как среди казахской, так и среди русскоязычной части населения. Наиболее характерными чертами партий, входящих в данную группу является то, что они придерживаются равной удаленности от идеологии национальных и классовых приоритетов. Основу их политической ориентации составляет приоритет прав человека. Партия Народный конгресс Казахстана (НКК) создана в октябре 1991 г. Насчитывает около 30 тыс. членов. Как и многие зарубежные партии правого толка, НКК не имеет фиксированного членства, около 50% ее членов имеют возраст 40— 45 лет. Ранее была представлена в Парламенте. В программе НКК отмечается, что ослепление национальной идеей не менее опасно, чем классовой. Это две дороги в одну пропасть. В сфере национальной политики основная цель НКК — укрепление гражданского согласия в условиях осознанной взаимозависимости всех наций и социальных слоев Республики Казахстан. Политическая цель — приход к власти парламентским путем. В социально-экономической политике НКК ставит своей целью создание правовых условий для развития современной социально ориентированной рыночной экономики, конечным звеном которой является товаропроизводство. Партия выступает за многоукладную экономику и равноправие всех форм собственности, за превращение Казахстана в зону, благоприятную для предпринимательства, за полную социальную и медицинскую реабилитацию населения, пострадавшего от всех видов экологических бедствий. В Казахстане, как и в других республиках бывшего СССР, неоднократно предпринимались попытки создания так называемой партии власти, на которую Президент мог бы опереться ходе президентских выборов и в Парламенте. Одним из примеров подобного политического образования является сначала союз, а ныне Партия Народное единство Казахстана (ПНЕК), созданная государственными чиновниками. Она черпает поддержку в среде проправительственно настроенной интеллигенции, ПНЕК заявила о своей поддержке стратегического курса на обновление всех сфер жизни общества, правительственной политики перехода к рынку и интеграции Казахстана в мировую экономику, утверждения реальной демократии, становления независимого государства. Ключевые положения программы ПНЕК — реальное участие миллионов людей в политике на базе массовой политической партии; широкая политическая коалиция и конструктивное сотрудничество Правительства и оппозиции на переходный период к социально ориентированной рыночной экономике, консенсус, несиловые методы в политике, учет мнения политических меньшинств; приверженность идее правового государства в форме президентской республики, формирование нового профессионального Парламента, создание смешанной экономики с сохранением сильного государственного регулирования в переходный период, адресная социальная защита, равенство наций при одновременном признании по некоторым вопросам приоритета казахской нации с учетом того, что Казахстан — это единственная для казахов государственность на планете. Незадолго до парламентских выборов 1999 г. были созданы новые партии, имеющие определенный электорат, — Отан (Отчизна), Гражданская и Аграрная. В то же время оппозиционная Республиканская народная партия Казахстана (РНПК), возглавляемая бывшим Премьер-министром Акежаном Кажегельдиным, практически не имеет возможности легально действовать. А. Кажегельдин считает, что экономическое развитие страны подчинено политическим, клановым, даже семейным интересам, власть делит граждан на своих и чужих нередко по географическому, а подчас по этническому принципу*. * См.: Известия. 1998. 12 сент.

Пожертвованите на развитие ресурса