Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 78 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Еще в 1958 г. Правительство попыталось ввести на ряде промышленных предприятий советы совместного управления с целью привлечения трудящихся к руководству предприятиями*. 42-я поправка возложила на государство обязанность предпринять шаги для обеспечения участия работников в управлении производственными организациями, в которых они заняты (ст. 43-а). Однако это решение пока в значительной степени остается на бумаге. *См.: Pylee M. V. Worker Participation in Management. Myth & Reality. Delhi, 1975. P. 278.

Та же поправка обязала государство охранять и улучшать окружающую среду, беречь леса и животный мир страны (ст. 48-а). Оно обязано охранять памятники, а также места и объекты, представляющие художественный или исторический интерес, объявленные законом или согласно закону имеющими национальное значение, от порчи, искажения, разрушения, ликвидации, передачи или вывоза (ст. 49 в редакции 7-й поправки 1956 г.). В области культуры государству предписано в течение 10 лет после вступления в силу Конституции ввести бесплатное и обязательное образование для всех детей до достижения ими 14-летнего возраста. Особую заботу оно должно проявлять об образовании и экономическом положении «слабых слоев народа», в частности отсталых каст и племен, защищать их от социальной несправедливости и всех форм эксплуатации (ст. 45, 46). В сфере образования Правительство добилось определенных успехов. Так, только за последние 20 лет количество начальных школ выросло почти в 1,5 раза, средних специальных учебных заведений — в 6,5, а университетов — в 3 раза. Все правительства, приходя к власти, принимают программы борьбы с неграмотностью, но осуществляются они крайне медленно.

2. Конституционное регулирование политической системы

Несмотря на свой большой объем, Конституция Индии не регулирует общим образом статус государства. В статьях Конституции мы не найдем ни общих задач индийского государства, ни указания на его столицу и государственные символы, ни основных принципов статуса Вооруженных сил, хотя аспекты его внутренней политики уже нами освещались в предыдущем пункте и будут затронуты ниже в § 6, где мы скажем об основных чертах и специфике индийского федерализма, а также о других элементах политико-территориального устройства Индии. Общие задачи индийского государства можно вывести из преамбулы Конституции, которая в редакции 42-й и 45-й поправок гласит: «МЫ, НАРОД ИНДИИ, приняв торжественное решение основать Индию как СУВЕРЕННУЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ СВЕТСКУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ и обеспечить всем ее гражданам: СПРАВЕДЛИВОСТЬ социальную, экономическую и политическую; СВОБОДУ мысли, выражения, убеждений, вероисповедания и отправления религиозных культов; РАВЕНСТВО статуса и возможностей; и поощрять среди всех них БРАТСТВО, гарантирующее достоинство индивида и единство и целостность Нации, В НАШЕМ УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ в этот двадцать шестой день ноября 1949 года СИМ ПРИНИМАЕМ, УСТАНАВЛИВАЕМ И ДАЕМ СЕБЕ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ». Упоминавшийся комментатор Конституции П. М. Бакши отмечает, основываясь на трех решениях Верховного суда, что указанные в преамбуле цели содержат основную структуру Конституции, которая не может быть изменена в порядке, предусмотренном ее ст. 368. Опираясь на ряд других решений Верховного суда, он разъясняет, что слово «социалистическая» управомочивает суд вывести из содержания ст. 14 и 16, трактующих о равноправии и равенстве возможностей, основное право на равную оплату равного труда, а на основании ст. 14, кроме того, — лишить силы закон, который не может достичь социалистической цели в максимальной мере*. Конституция, разумеется, говорит о социализме не в том смысле, который ему придавали коммунисты. * См.: The Constitution of India. P. 1—2. В части Конституции, содержащей руководящие принципы государственной политики, определяются принципы внешней политики и, в частности, предусмотрено (ст. 51), что государство должно прилагать усилия к тому, чтобы: — содействовать международному миру и безопасности; — поддерживать справедливые и уважительные отношения между нациями; — поощрять уважение к международному праву и договорным обязательствам во взаимоотношениях организованных народов; — содействовать арбитражному разрешению международных споров. Столица страны — город Дели, который в 1998 г. насчитывал около 10 млн. жителей. Можно сказать, что для миллиардной страны столица сравнительно невелика и это ее несомненное преимущество. Государственный флаг Индии состоит из одинаковых по размеру горизонтальных полос соответственно оранжевого, белого и зеленого цвета. Оранжевая полоса означает отречение, покорность и бескорыстие, белая — свет, правду, простоту, а зеленая — связь с землей и природой. В центре флага на белой полосе помещен небесно-голубой древний буддийский знак — чакра. Это колесо с 24 спицами, которое представляет собой атрибут бога Вишну, символизирующего солнце. Проект этого флага был предложен в 1947 г. Учредительному собранию индийскими женщинами. В основу государственного герба Индии положено изображение древней скульптуры из города Сарнатха, воздвигнутой императором Ашокой. На постаменте помещены три льва, обращенные на три стороны под прямым углом друг к другу (на оригинальной скульптуре львов четыре). На лицевой стороне постамента в центре изображена чакра, справа от нее — буйвол, а слева — лошадь (на оригинальной скульптуре — еще лев и слон, и все четыре суть хранители стран света). Внизу находится надпись «Побеждает только правда»*. * См.: Баскаков Э. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М., 1967. С. 85—88. Описания несколько уточнены.

Пожертвованите на развитие ресурса