Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 90 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Как отмечают многие исследователи индийского государства, важным «внеконституционным» централизующим фактором являлась партийная организация ИНК, длительное время находившегося у власти*. * Ibid. P. 316.

В значительной мере централизация власти в Индийском Союзе обусловлена также ирредентистскими и сепаратистскими тенденциями в ряде штатов. Наиболее взрывоопасной зоной остается расположенный недалеко от столицы страны Дели пограничный с Пакистаном штат Пенджаб. Там религиознонационалистические элементы, выступающие под эгидой конфессиональной партии сикхов Акали дал, требуют отторжения Пенджаба от Индии и создания «самостоятельного государства Халистан«. Поддерживаемые изза границы сикхские террористы в октябре 1984 г. злодейски убили Премьерминистра Индиру Ганди. Большие сложности наблюдались в северовосточном штате Ассам, где экстремисты провоцировали крупные беспорядки, нарушавшие нормальный ритм жизни. Это привело к многочисленным человеческим жертвам. Поводом для выступлений антиправительственных националистических группировок в Ассаме было требование выселения из этого штата около 5 млн. человек неассамского происхождения, в том числе беженцев из Бангладеш. Играя на шовинистических настроениях, ассамские экстремисты провоцировали нападения на избирательные и полицейские участки, государственные учреждения и совершали политические убийства. Значительным достижением правительства Раджива Ганди явилось подписание в июле 1985 г. соглашения с партией Акали дал об урегулировании положения в штате Пенджаб и мирное решение в августе того же года проблемы беженцев из Бангладеш в Ассаме. Эти соглашения позволили отменить двухлетнее президентское правление в Пенджабе и в спокойной обстановке провести в обоих штатах дополнительные выборы в Парламент и в легислатуры штатов, хотя они и не сняли всех причин напряженности, особенно в Пенджабе. В штате Тамилнаду, населенном в основном лицами тамильской национальности, не без влияния внешних сил время от времени вспыхивают выступления за выделение его из Индийского Союза. Сепаратистскотеррористические элементы нередко напоминают о себе в штатах Джамму и Кашмир, Хариана и Нагаленд, где им оказывают поддержку Пакистан, США и некоторые другие страны. Социальной базой сепаратизма внутри страны является мелкая, средняя и часть крупной буржуазии, связанной с внутрирегиональным рынком своего штата. Путем усиления автономии штата она стремится оградить себя от более мощных и «иноштатных» конкурентов, а также выйти на общенациональный и международный рынки. Интересы различных локальных и региональных группировок подчас вступают в противоречие с политикой центрального Правительства. Национализм и сепаратизм всячески поддерживают и внешние враждебные Индии силы. Определенную базу для центробежных тенденций создает недовольство населения различных районов и штатов недостаточными темпами развития, растущей безработицей, неравномерностью развития различных районов, провалом практического осуществления радикальных аграрных преобразований и т. д. Именно в устранении этих причин видится путь к единству страны на демократической основе. Наиболее яркое выражение в развитии фактической Конституции Индии централизация нашла в деятельности Плановой и Финансовой комиссий, Верховного суда, в работе возникших в ходе реорганизации штатов зональных советов, которых в настоящее время 6, межштатных советов, создаваемых Президентом для решения вопросов общенационального значения, в создании трех новых всеиндийских государственных служб и в использовании центром армейских частей и полицейских сил в различных штатах. Усиление контроля Союза над штатами достигается также посредством проведения конференций вышеуказанных организаций, совещаний главных министров, министров по отраслям, главных судей штатов и т. д. Централизация власти достигается и в результате произвольного использования союзным правительством, Президентом, Парламентом или Верховным судом нечетко сформулированных положений некоторых поправок к Конституции (например, ст. 310, 368, 371). Централизованный характер индийской федерации нашел свое выражение и в предоставлении 7-й поправкой губернатору штата права с согласия, а на деле по указанию федерального правительства передавать Союзу любые функции и полномочия штатов. Законодательная власть между федерацией и ее субъектами в Индии распределяется довольно сложным образом и регламентируется приложением VII к Конституции. Это приложение состоит из трех перечней вопросов. Важнейший и самый обширный из нихсоюзный перечень, то есть круг вопросов, отнесенных к исключительной законодательной компетенции федерации. Этот перечень, состоящий сегодня из 97 позиций, включает в себя исключительное право союзных законодательных органов регламентировать такие важнейшие вопросы, как оборона страны, внешнеполитические и внешнеторговые связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожное, воздушное и водное сообщение, торговля между штатами и др. Здесь же сформулирована презумпция исключительной компетенции Союза: согласно п. 97 Парламент может законодательствовать по любому вопросу, не вошедшему в два следующих перечня, включая налоги. Тот же принцип содержится и в ст. 248 Конституции. Кроме того, ч. 4 ст. 246 предусматривает право Парламента законодательствовать вообще по любому вопросу для любой части территории страны, не включенной в состав какоголибо штата. Перечень конкурирующего законодательства характеризуется тем, что по вопросам, включенным в него, могут законодательствовать как федерация, так и ее субъекты. Закон штата в сфере конкурирующего законодательства действует в случае, если по данному вопросу отсутствует федеральное законодательство. Если же он не соответствует ранее изданному закону Союза, такой закон штата получает приоритет над федеральным лишь в случае одобрения его Президентом. Это, однако, не мешает Парламенту принять союзный закон, отменяющий любой такой закон штата. В сферу конкурирующего законодательства входят 47 вопросов, в числе которых уголовное, гражданское, трудовое, семейное, социальное, профсоюзное законодательство и т. д. Следовательно, по своей сущности федеральные органы остаются господствующими и в сфере конкурирующего законодательства, а оно, по своему реальному содержанию, является лишь продолжением «союзного перечня«. Перечень, относящийся к исключительной компетенции штатов, включает в себя 66 вопросов, в числе которых охрана общественного порядка, полиция, тюрьмы, организация судов, местное самоуправление, здравоохранение и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и др. Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный Парламент по решению Совета штатов, принятому квалифицированным большинством в 2/3 присутствующих и голосующих его членов, может законодательствовать по любому из вопросов, входящих в исключительную компетенцию штатов, рассматривая их как относящиеся к национальным интересам всей страны. Такая резолюция Совета штатов действует в течение года, после чего в течение шести месяцев действие соответствующего закона Парламента должно прекратиться, однако Совет штатов вправе продлевать действие своей резолюции. Аналогичное право центральный Парламент получает и в силу действия прокламации о чрезвычайном положении. Более того, законы штатов, изданные в рамках их исключительной компетенции, не будут действовать, если противоречат союзным законам, изданным в вышеуказанных случаях. И наконец, по просьбе двух или более штатов Парламент может издавать законы по вопросам исключительного ведения штатов, и эти законы действуют также в других штатах, если их легислатуры приняли соответствующее решение. Тенденция к централизации законодательной власти в руках Союза отразилась и в динамике вышеупомянутых перечней за полвека развития Конституции. Эта динамика свидетельствует, что сфера исключительной компетенции штатов сократилась, а сферы исключительной союзной компетенции и конкурирующей компетенции расширились. Следует также отметить, что распределение компетенции между Союзом и штатами в сфере законодательной власти распространяется на сферу власти исполнительной. В ч. XII Конституции, регулирующей, в частности, финансы, подробно расписаны налоговые и иные финансовые отношения между Союзом и штатами. Каждые пять лет или в случае необходимости раньше Президент создает Финансовую комиссию, требования к составу и порядок назначения которой устанавливаются законом. Эта комиссия должна давать Президенту рекомендации о распределении между Союзом и штатами чистого дохода от налогов и по ряду иных финансовых отношений Союза со штатами и местными властями. С учетом ее рекомендаций соответствующие предложения вносятся в Парламент. Собственность Союза не подлежит налогообложению в штатах, если союзным законом не будет установлено иное. Помимо ограничения прав штатов в пользу центра в условиях чрезвычайного положения в Индии существует еще один чрезвычайный институтпрезидентское правление, с установлением которого основные функции управления тем или иным штатом переходят к центральным государственным органам. Президентское правление вводилось в Индии свыше 100 раз. После включения в Конституцию 42-й поправки Правительство Союза получило возможность использовать для восстановления закона и порядка в какомлибо штате любые вооруженные силы, находящиеся в его подчинении. Действия войск не подлежат контролю со стороны штатов и направляются приказами федерального правительства. С целью смягчения межнациональных трений при формировании федерального Парламента и легислатур штатов не только за лингвистическими штатами, но и за национальноязыковыми меньшинствами закрепляется определенное количество мест (ст. 330—334). В правительства Союза и штатов министры подбираются таким образом, чтобы среди них были представлены основные национальности, а также религии и касты. Как отмечал в своем исследовании социального состава Совета министров индийский политолог С. К. Арора, «все важнейшие регионы представлены в Кабинете министров более или менее пропорционально«*. Тот же принцип используется при подборе кадров во всеиндийские службы. Хочется отметить достаточно широкую гласность таких мероприятий и доступность статистических данных. * Arora S. К. Social Background of the Indian Cabinet // Economic and political Weekly. 1972. No. 31—33. P. 1525.

Пожертвованите на развитие ресурса