Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 40 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Переустройство страны предполагалось проводить постепенно, в три этапа, которым соответствовали три периода: период военной власти, период политической опеки и период конституционного правления. В период военной власти в стране должен был существовать (и существовал) военный режим. Главной его целью было подавление сопротивления внутри страны и распространение принципов Гоминьдана (ст. 6 Программы). После установления «порядка в стране» предполагалось наступление периода политической опеки, во время которого правительство должно было посылать «образованных и выдержавших экзамены должностных лиц» для подготовки народа к местному самоуправлению. Для признания готовности народа к самоуправлению он должен был отвечать целому ряду требований, в том числе «научиться применять революционные принципы». Предполагался постепенный переход к самоуправлению: сначала в отдельных округах, после установления самоуправления во всех округах провинции — самоуправление на уровне провинции и т. д. Переход к самоуправлению означал и переход к третьему этапу — периоду конституционного правления, когда народ (соответственно округа, провинции) получал возможность участия в выборах, отзыве, референдуме и право инициативы. Существенной новеллой для конституционного права было положение о пяти властях. Исходя из идей Сунь Ятсена о том, что в условиях Китая традиционное западное разделение на три ветви власти должно быть дополнено еще двумя — экзаменационной и контрольной властями, устанавливалось, что в начале конституционного периода центральное правительство должно завершить установление пяти палат (юаней) для осуществления пяти властей в следующем порядке: 1) Исполнительная палата, 2) Законодательная палата, 3) Судебная палата, 4) Экзаменационная палата и 5) Контрольная палата (ст. 19). В 1928 г. было объявлено об окончании периода военной власти и начале периода политической опеки, который должен был продолжаться шесть лет — с 1930 по 1935 гг. Постоянный комитет Гоминьдана принял в октябре 1928 г. Программу политической опеки, согласно которой политическая власть в стране должна была осуществляться Национальным конгрессом Гоминьдана, а в период между его сессиями — Центральным исполнительным комитетом (ЦИК) Гоминьдана. Осуществление пяти властей было поручено Правительству, руководство и контроль над которым осуществляло политбюро ЦИК Гоминьдана. В конце 20-х гг. на части территории страны под воздействием Коммунистического Интернационала — международного объединения коммунистов, находившегося под фактическим руководством советских большевиков, китайские коммунисты организовали советские районы, власть в которых не подчинялась центру и была организована на тех же принципах, что и власть в тогдашнем Советском Союзе. По существу началась гражданская война между коммунистами и Гоминьданом, длившаяся с перерывами 20 лет. В дальнейшем государственный строй Китая (кроме советских районов) оформляла Временная конституция для периода политической опеки, принятая в 1931 г. на «конференции народных представителей». В этом акте устанавливалось, что в течение периода политической опеки Национальный конгресс Гоминьдана будет осуществлять верховную власть от имени Национального народного собрания (ст. 30). Таким образом, так же как и в период военной власти, в период политической опеки существовала и была законодательно закреплена монополия одной партии на власть. Период политической опеки, как уже отмечалось, должен был окончиться в 1935 г., причем по его окончании должно было собраться Национальное собрание для принятия Конституции. Первый ее проект был опубликован в 1934 г., позднее были и другие проекты. Однако фактически в указанный срок период политической опеки не закончился; более того, и в 1945 г. одним из важнейших вопросов на переговорах Коммунистической партии Китая (КПК) и Гоминьдана, которые во время Второй мировой войны вместе боролись против японской агрессии, был вопрос об окончании периода политической опеки. С 10 по 31 января 1946 г. работало Политическое консультативное совещание, в состав которого вошли представители Гоминьдана, КПК, Демократической лиги, Молодежной партии и беспартийные политические деятели. Взаимоотношения участников Политического консультативного совещания были далеко не идиллическими: развернулась острая борьба буквально по каждому вопросу. Делегаты КПК внесли проект программы мирной национальной реконструкции, в которой предусмотрели завершение периода политической опеки на основе мира, демократии и единства и введение «под руководством Президента Чан Кайши конституционной формы правления». В ходе работы Политического консультативного совещания были выработаны компромиссные решения, однако после окончания его работы выяснилось, что, с одной стороны, Гоминьдан не склонен их строго выполнять, а с другой стороны (и в ответ), КПК заявила, что не связана решениями Политического консультативного совещания и отказалась послать своих представителей в Национальное собрание. В 1946 г. возобновилась гражданская война между китайскими коммунистами, руководимыми Мао Цзэдуном, и Гоминьданом во главе с Чан Кайши. Созванное 12 ноября 1946 г. Национальное собрание приняло Конституцию, которая также построена на основе трех народных принципов и системе пяти властей, при том что наряду с ними она предусмотрела постоянный орган учредительной власти — Национальное собрание с некоторыми дополнительными полномочиями. После победы КПК в гражданской войне, установления ее власти в континентальном Китае и провозглашения Китайской Народной Республики (КНР) 1 октября 1949 г. роль временной конституции стала играть Общая программа Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), который представляет собой форму объединения политических сил, признающих руководство КПК. Действие Конституции 1946 г. сохранилось лишь на острове Тайвань, куда перебрались гоминьдановские власти, продолжавшие именовать себя Китайской Республикой (подробнее об этой Конституции см. ниже — в п. 6 § 6 настоящей главы). Общая программа НПКСК определяла КНР как государство новой демократии, осуществляющее под руководством рабочего класса демократическую диктатуру народа, основанную на союзе рабочих и крестьян и объединяющую все демократические классы и национальности Китая. Система собраний народных представителей определялась в качестве политической основы КНР. До созыва Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) некоторые его функции возлагались на сессии НПКСК, который одновременно являлся организационной формой Единого народно-демократического фронта. В программе провозглашались права, свободы и обязанности граждан, был оформлен новый экономический строй, характеризовавшийся переходом значимых для экономической жизни страны предприятий в государственное управление, определены задачи по повышению культурного уровня народа, постепенному введению системы всеобщего обучения, организации учебы трудящихся в нерабочее время и т. п. В Общей программе провозглашался союз с СССР, странами народной демократии и угнетенными нациями. К 1953 г. КПК пришла к выводу, что основные положения, содержавшиеся в Общей программе НПКСК, были уже реализованы. В связи с этим была создана комиссия по подготовке Конституции, которую возглавил лидер КПК Мао Цзэдун. Проект Конституции был утвержден на первой сессии ВСНП 20 сентября 1954 г. Конституция 1954 г. состояла из введения и 106 статей, объединенных в четыре главы. Глава 1 «Общие положения» была посвящена общественному устройству, гл. 2 «Государственная структура» — системе государственных органов, гл. 3 — основным правам и обязанностям граждан и гл. 4 определяла государственные символы и столицу. Как указывалось во введении, данная Конституция основывалась на Общей программе НПКСК и являлась ее дальнейшим развитием. В ст. 4 Конституции в качестве задачи государственного строительства определялось создание социалистического общества. Кроме того, в традиционном для социалистического «конституционализма» духе говорилось о дружбе с социалистическими странами и борьбе за мир. В мае 1958 г. КПК формулирует новый курс на досрочное построение социализма, получивший название «большого скачка». Суть его состояла в форсированном преобразовании общественных отношений, «ускоренном переходе к коммунизму». Эти идеи проводились во всех сферах жизни, что в конечном итоге не столько ускорило развитие, сколько обострило экономические и социальные проблемы. В начале 60-х гг. пришлось принимать чрезвычайные меры по ликвидации последствий «большого скачка». Это усилило идейные разногласия и борьбу в руководстве КПК. Чтобы избавиться от противников, Мао Цзэдун выдвинул лозунг «великой культурной революции», и он и его сторонники начали кампанию тотальной чистки, которая принесла неисчислимые бедствия китайскому народу. Впоследствии это было признано даже в документах КПК Политика «культурной революции» спустя примерно 10 лет после ее начала получила отражение в Конституции 1975 г., которая была создана на основе маоистской «теории и практики продолжения революции при диктатуре пролетариата». Этот акт существенно отличался от Конституции 1954 г. Хотя структура была сохранена, число статей сократилось со 106 до 30 (в основном за счет глав «Государственная структура» и «Основные права и обязанности граждан»). Во введение был включен маоистский тезис о том, что в социалистическом обществе «от начала до конца (?!) существуют классы, классовые противоречия и классовая борьба, существует борьба между двумя путями — социалистическим и капиталистическим». Дружба с социалистическими странами и борьба за мир были забыты, вместо них в Конституции содержался призыв готовиться к войне, «строить социализм в духе независимости и самостоятельности, опоры на собственные силы, бороться против политики агрессии и войны, проводимой империализмом и социал-империализмом, против гегемонизма сверхдержав». Были сокращены и ограничены полномочия ВСНП, введен принцип назначения депутатов. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. к руководству КПК пришел Дэн Сяопин, подвергавшийся репрессиям во время «культурной революции». В политике наметился крутой поворот, отказ от многих догм «марксизма-ленинизма», «идей Мао Цзэдуна» при сохранении внешнего пиетета по отношению к нему. В новой Конституции 1978 г. наиболее одиозные положения предшествующей Конституции были смягчены или сняты, восстановлены некоторые относительно демократические положения Конституции 1954 г., однако в целом она оставалась в рамках предшествующей концепции. В дальнейшем китайское руководство последовало прагматичному призыву патриарха экономической реформы Дэн Сяопина не сковывать себя спорами о капиталистической или социалистической природе реформ, выраженному в его известной сентенции: «Неважно, какой масти кошка — черной или белой, главное, чтобы она ловила мышей». Такой подход получил отражение в еще одной Конституции КНР, которая была принята в 1982 г., и особенно в ее последующей корректировке в 1988, 1993 и 1999 гг.

2. Характеристика действующей Конституции КНР

Главный источник современного государственного права Китая — Конституция КНР 1982 г., состоящая из введения и четырех глав, в которых объединены 138 статей. Подготовка этой Конституции продолжалась около двух лет, ее проект прошел более чем полугодовое всенародное обсуждение. По сравнению с предшествующими двумя конституциями Конституция 1982 г. содержит целый ряд нововведений, в частности в ней восстановлен учрежденный еще Конституцией 1954 г. пост Председателя КНР, предусмотрено создание Центрального военного совета, восстановлено волостное звено органов власти, в составе правительств различных уровней предусмотрена система ревизионных органов, устранены наиболее одиозные формулировки обязанностей граждан КНР. Данная Конституция уже трижды подвергалась изменениям (последний раз в 1999 г.), которые отражают трансформацию подхода КПК ко многим общественным явлениям. В результате внесенных изменений на конституционном уровне появились такие новаторские (и ревизионистские с точки зрения ортодоксального марксизма) понятия, как социалистическое правовое государство, социалистическая рыночная экономика и др. Вместе с тем некоторые формулировки были «очищены» от тенденциозной социалистической терминологии (например, в ст. 28 Конституции в 1999 г. термин «контрреволюционная деятельность» был заменен на «преступная деятельность») или изложены более неопределенно (так, вместо фразы «Китай находится на начальной стадии социализма» во введении появилась формулировка: «Китай будет в течение длительного времени находиться на начальной стадии социализма»). Следует отметить, что хотя в целом эти новеллы не изменяют общую оценку Конституции Китая как социалистической, однако вносят весьма серьезные нюансы. Кроме того, если общее направление изменений, хотя бы в таком медленном темпе, сохранится, то в результате может сложиться текст Конституции, который в целом будет мало чем, за исключением слова «социалистический», отличаться от конституций большинства стран мира. Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества. Характерной чертой преамбулы является упоминание в ней о роли отдельных выдающихся личностей в истории Китая (Сунь Ятсена, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина): в настоящее время аналогичные нормы имеются в конституциях очень небольшого числа, главным образом социалистических, стран (например, Кубы, Вьетнама). Данное еще в 1957 г. Мао Цзэдуном указание о необходимости деления общества на «народ» и «врагов» нашло отражение в следующем фрагменте введения: «Китайский народ должен будет вести борьбу против внутренних и внешних вражеских сил и элементов, которые подрывают наш социалистический строй». Конституция настраивает на ведение борьбы с врагами «в течение длительного времени», но сам образ врага дан достаточно неопределенно, так как там же указывается, что эксплуататоры как класс ликвидированы. Следует отметить, что это вполне в духе маоцзэдуновского понимания этих вопросов. В своей известной работе «К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа» Мао Цзэдун к народу отнес «все классы, прослойки и общественные группы», которые поддерживают социалистическое строительство, а к «врагам народа» — всех тех, кто «сопротивляется этой линии»*. «Правильное разрешение противоречий» с врагами состоит, по мысли автора концепции, в установлении диктатуры и предполагает различные меры от лишения свободы слова и избирательных прав до ареста. В действующей редакции Конституции сохранено положение о том, что «народы всех национальностей Китая… будут и впредь отстаивать демократическую диктатуру народа…». Это положение в русле концепции Мао Цзэдуна можно рассматривать и как рецидив прежних представлений о мире, и как резервное конституционное оправдание возможных репрессий. * Мао Цзэдун. К вопросу о правильном разрешении противоречий внутри народа. М., 1957. С. 3. Конституционное регулирование внешней политики построено на тезисе: «Будущее Китая тесно связано с будущим всего мира». Подчеркиваются независимость и самостоятельность внешней политики и пять ее принципов (взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование). Во введении указывается, что Китай развивает с другими странами дипломатические отношения, экономический и культурный обмен, укрепляет сплоченность с народами различных стран мира, поддерживает справедливую борьбу угнетенных наций и развивающихся стран, прилагает усилия в деле сохранения мира во всем мире и содействия прогрессу человечества. Рецидивом прежних подходов к внешней политике, хотя и в сильно смягченном варианте, выглядит положение о том, что Китай «решительно выступает против империализма, гегемонизма и колониализма». Во введении содержатся также положения о самой Конституции. При характеристике этого документа почти дословно используется марксистская трактовка социальной сущности конституции: «Настоящая Конституция в форме закона зафиксировала результаты борьбы народов Китая, определила основной строй и основные задачи государства». Конституция определяется как основной закон страны, наделенный высшей юридической силой. Указывается, что «все народы страны, все государственные органы и Вооруженные силы, все политические партии и общественные организации, предприятия и учреждения руководствуются положениями Конституции как основным критерием своей деятельности, ответственны за соблюдение Конституции и претворение ее в жизнь». Однако следует отметить, что реальное значение Конституции определяется не данной нормой, а особенностями социалистического государственного права КНР и в немалой мере социально-психологическими факторами. Первая глава («Общие положения») содержит характеристику государственного строя КНР как социалистического, роли государства и народа, принципов деятельности государственных органов, принципов национальной политики, экономической системы, функций государственных органов в области науки, культуры, физкультуры и спорта; кроме того, изложена система административно-территориального деления КНР. В этой же главе урегулированы основы статуса иностранцев. Вторая глава («Основные права и обязанности граждан») содержит перечень основных прав и свобод граждан, а также их обязанностей. В этой главе имеются традиционные нормы (право на труд, на отдых, на образование и т. п.) и специфические, характерные именно для Китая и вытекающие из особенностей его недавней истории (запрет подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле). Третья глава («Государственная структура») наиболее обширна и делится на 7 разделов, посвященных правовому статусу различных государственных органов. Четвертая глава («Государственный флаг, государственный герб, столица») посвящена соответствующим символам государства и столице. Выделение особой главы о государственных символах и столице характерно для большинства именно социалистических конституций*. Мы останавливаемся на этой проблематике несколько подробнее, так как остальные конституционные положения излагаются в последующих параграфах настоящей главы. * См. подробнее: Андреева Г. Н. Символы государства: государственный гимн как объект конституционного регулирования // Право и жизнь. 1997. № 11. С. 161—162.

Пожертвованите на развитие ресурса