Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 8 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Еще одним направлением развития содержания рассматриваемой поправки явилась выработка на ее основе концепции частной жизни (privacy), т. е. права на ее неприкосновенность от произвольного и неправомерного вмешательства в любые ее сферы со стороны кого бы то ни было, прежде всего государства. Как видно, право на частную жизнь далеко выходит за рамки полицейских расследований. Это еще один образец фактической гибкости и эластичности американской Конституции, умения американских юристов адекватно приспособить ее к условиям меняющейся действительности, в частности путем расширительного толкования. В систему личных прав человека Конституция США органически интегрирует и иные уголовно-процессуалъные права-гарантии, поскольку они направлены в первую очередь на охрану личной свободы. Упомянутые гарантии содержатся в поправках к Конституции США и охватываются принципом «надлежащей правовой процедуры» (due process of law). Его суть заключается в том, что никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства (поправка XIV). При этом наиболее обстоятельно рассматриваемый принцип регламентируется Конституцией применительно к уголовному судопроизводству. Правило надлежащей судебной процедуры включает право обвиняемого в совершении преступления, караемого смертной казнью, или иного позорящего преступления на вынесение обвинительного заключения большим жюри, за исключением дел, возбуждаемых в сухопутных и морских частях либо в милиции, когда последняя находится на действительной службе (поправка V), и на быстрое и публичное рассмотрение дела судом присяжных (поправка VI). Право на суд присяжных имеют также истцы и ответчики по гражданским делам с ценой иска свыше 20 долл. (поправка VII). Обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения, право на юридическую помощь адвоката, право участвовать в очной ставке со свидетелями обвинения и требовать принудительного вызова свидетелей, показывающих в его пользу, право не свидетельствовать против себя (поправки V, VI). Недопустимо повторное наказание за одно и то же преступление, установление чрезмерных залогов и штрафов, применение жестоких и необычных наказаний (поправки V, VIII). Перечисленные права были существенно развиты судами. Так, в 1966 г. Верховным судом США было сформулировано «правило Миранды», в соответствии с которым гражданину, подозреваемому в совершении преступления, должны быть при первой же возможности разъяснены его процессуальные права, в частности право не давать показаний и право пользоваться услугами адвоката с самого момента возбуждения уголовного дела, ареста или задержания. Несоблюдение «правила Миранды» влечет исключение из дела всех доказательств, полученных в результате допросов обвиняемого, очных ставок и иных следственных действий с его участием. В этом же решении Суд признал право обвиняемого на пользование услугами адвоката за счет средств правительства, если он сам не в состоянии оплатить их. Следует отметить, что некоторые конституционные положения, касающиеся гражданских прав, представляют сегодня чисто исторический интерес, будучи полностью реализованными и потому утратившими актуальность. Таковыми являются поправки III и XIII. Первая из них запрещает размещение в мирное время солдат в жилище без согласия его владельца, а XIII поправка отменяет рабство.

4. Политические права, свободы и обязанности

Приходится еще раз напомнить читателю, что принятая в настоящем учебнике, как и во многих других, классификация прав, свобод и обязанностей весьма условна и применяется в целях удобства. Особенно трудно, если не невозможно, точно разграничить личные и политические права, ибо последняя категория прав находит применение не только в политической сфере. К «предпочтительным» правам в данной группе прав и свобод относится свобода слова (поправка I). «Предпочтительность» данного права вытекает из того, что оно не только обеспечивает «рынок идей», необходимый для нормального функционирования демократического общества и государства, но и представляет собой важнейшую форму индивидуального самовыражения, необходимого человеку как социальному существу. Свобода слова является первичным, основополагающим правом, а важнейшими, наиболее эффективными формами ее существования выступают также сформулированные в I поправке свобода печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных средствах массовой информации. Важнейшей гарантией свободы слова и печати является отсутствие предварительной цензуры. В 1931 г. в решении по делу Ниар против Миннесоты Верховный суд постановил, что свобода печати (включая радиовещание) не должна ограничиваться никакой предварительной цензурой. Суд сделал исключение, допустив предварительную цензуру лишь в отношении материалов, в которых сообщаются сведения, составляющие государственную тайну, публикуются «непристойности»; содержится подстрекательство к насилию или свержению правительства, нарушается неприкосновенность частной жизни (privacy), а также содержится информация о деле, по которому не закончено судебное разбирательство. В указанных случаях предварительная цензура может осуществляться только путем обращения соответствующих должностных лиц в суд с ходатайством об издании запретительного приказа (injunction) на публикацию соответствующих материалов. Последующая (карательная) цензура осуществляется также в судебном порядке путем предъявления гражданского иска или возбуждения уголовного дела. Это оказывается возможным, если нарушены правила об ограничении свободы слова и печати, разработанные законодательством и судебными решениями. Законодательные ограничения свободы слова содержатся в Акте о шпионаже 1917 г. (с поправками 1918 г.), согласно которому подлежат ограничению или полному запрету все публичные выступления, в которых высказываются «презрение, насмешки, издевательства или создается дурная слава о форме правления в США, Конституции, флаге или форме одежды, принятой в армии и на флоте США», высказывания провоцирующие слушателей на нарушение общественной порядка. К числу оснований для ограничения свободы слова и печати суды относят также наличие в речи (или публикации) «явной и реальной опасности», а также «непристойностей». Первое основание разрешает властям пресекать выступления которые неизбежно повлекут очень серьезные отрицательные последствия (например, насилие, ущерб интересам государства). Однако ограничение свободы слова допускается лишь в том случае, если указанные последствия не могут быть предотвращены иным, менее радикальным способом. Непристойность как основание ограничения свободы слова и печати означает запрещение откровенно циничных форм порнографии не представляющих никакой художественной, литературной, политической или научной ценности*. * См.: Ньюборн Б. Указ. соч. С. 134—142. Акт о коммуникациях 1996 г., а точнее — являющийся его частью Акт о благопристойности, дополнил ограничения свободы слова недопустимостью непристойностей в компьютерных сетях, доступных подросткам. Однако в июне 1997 г. Верховный суд США признал Акт о благопристойности противоречащим I поправке к Конституции. Со свободой слова тесно взаимосвязаны иные информационные свободы, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США. Акт о свободе информации 1996 г. установил правило, согласно которому все лица, желающие получить информацию из федеральных государственных учреждений (и их архивов), могут официально ее затребовать. Данному праву соответствует обязанность должностных лиц беспрепятственно предоставить гражданину интересующие его сведения, если они не входят в число установленных законом исключений: персональных, медицинских и иных личных досье, сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информации о еще не принятых решениях и т.д. Важными формами осуществления свободы слова I поправка, как уже указывалось, признает свободу мирных собраний и петиций. Первая включает право граждан на проведение собраний в любой форме: митингов, демонстраций, манифестаций, шествий и т. д. Поскольку осуществление перечисленных мероприятий увеличивает вероятность совершения действий, нарушающих общественное спокойствие или общественный порядок, процедура реализации свободы собраний регламентируется более обстоятельно, чем свобода печати или петиций. В 1941 г. в решении по делу Кокс против Нью-Гэмпшира Верховный суд указал, что в целях охраны общественного порядка законодатель вправе регламентировать время, место, порядок проведения демонстраций и митингов в общественных местах. Такая регламентация осуществляется законодательством штатов. Главными условиями проведения названных публичных акций является их мирный характер, разрешение собственника земли, на территории которой планируется митинг, шествие или собрание, а также уведомление местных властей, которые могут ограничить свободу собраний (изменив место, время проведения либо вообще отменив соответствующее мероприятие) во избежание нарушения нормального дорожного движения, проведения в одном районе двух митингов или шествий одновременно, опасности блокирования входа в здания и выхода из них. Законы многих штатов запрещают проводить названные мероприятия вблизи зданий судов, мест лишения свободы и военных объектов с тем, чтобы избежать их политизации. Петиция рассматривается доктриной и судебной практикой не только как просьба «об удовлетворении жалобы», как она определена поправкой I к Конституции. Петиция может касаться любых вопросов, побуждать государственные органы к определенным, желательным для заявителя действиям или просто служить средством выражения политических взглядов. Налицо пример расширительного толкования Конституции, ориентированного в большей степени на ее дух, нежели букву. Следует отметить, что первоначально конституционный запрет ограничения свободы совести, слова, печати, собраний и петиций относился лишь к федеральному законодательству. Лишь в 1925 г. Верховный суд признал упомянутые свободы охраняемыми от любых посягательств — на основе клаузулы о надлежащей правовой процедуре, сформулированной в поправке XIV. В тексте Конституции не записано право на объединение. Однако на основе расширительного толкования свободы слова, собраний и петиций, содержащихся в I поправке к Конституции, в 1958 г. Верховный суд в решении по делу Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения против Алабамы признал его в качестве фундаментального, истолковав I поправку следующим образом: «Хотя положение о свободе ассоциаций прямо не сформулировано в поправке, она на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободе слова, собраний и петиций». Среди политических прав Конституция наибольшее внимание уделяет избирательному праву, которое будет особо рассмотрено ниже, в § 4.

5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности

Эта группа прав и свобод получила в Конституции США значительно более скромное отражение, чем гражданские и политические права и свободы. Фактически только одно из них — право частной собственности — имеет конституционное оформление в виде запрета ее изъятия без законного судебного разбирательства, а для общественно полезных целей — также без справедливого вознаграждения (поправки V, XIV). Конституция, следовательно, допускает лишь два основания принудительного прекращения права собственности: в качестве санкции за совершение правонарушения и для общественных нужд (с соблюдением упомянутых условий). Такое понимание права собственности в принципе сохраняется и сегодня. Правда, расширительное толкование конституционного положения о возможности изъятия собственности для общественно полезных целей позволило доктрине и судебной практике постепенно отказаться от признания абсолютного характера права частной собственности. Так, в 50—60-е гг. XX в. Верховный суд признал возможным в рамках государственного регулирования экономики ограничение монополизации. Прочие права данной группы Конституцией США не провозглашаются. Следовательно, они не относятся к числу «фундаментальных» и конституционно охраняемых на федеральном уровне. Такой подход подтвержден целым рядом решений Верховного суда США. Так, в 1972 г. он определил, что потребность в нормальном жилье не является «фундаментальным интересом», а в 1973 г. указал, что право на образование ни прямо, ни косвенно не вытекает из Конституции*. Указанные права трактуются судами, доктриной и законодательством крайне ограничительно — лишь как недопустимость дискриминации в соответствующих сферах. * См.: Мишин А. А., Власихин В. А. Указ. соч. С. 295. Тем не менее некоторые экономические, социальные и культурные права получают законодательную регламентацию на федеральном уровне. Так, трудовое законодательство США начало развиваться в 70-е гг. XIX в. в ходе острых конфликтов между предпринимателями и профсоюзами. Основы же современного его состояния были заложены в период проведения «Нового курса» Президента Франклина Рузвельта. Принятый в 1932 г. закон Норриса—Ла Гардия впервые в истории США предоставил рабочим право на заключение коллективных договоров с предпринимателями. Акт о национальных трудовых отношениях (закон Вагнера) 1935 г. гарантировал наемным работникам права на свободное образование профсоюзов, вступление и пребывание в них. Работодателям запрещалось принуждать работников к членству в профсоюзе и, наоборот, навязывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюзы. Судам было запрещено применять репрессии за принадлежность к профсоюзам и участие в забастовках. Акт также впервые разрешал забастовки, бойкоты, пикеты. Акт о справедливых условиях труда 1938 г. впервые установил 8-часовой рабочий день, а также право работников на ежегодный оплачиваемый отпуск, определил минимальный размер оплаты труда. Принятые после Второй мировой войны акты о трудовых отношениях (Тафта—Хартли 1947 г. и Лэндрама—Гриффина 1959 г.), которые и ныне регулируют трудовые отношения американцев, несколько ограничили их права в сфере трудовых конфликтов. Запрещены так называемых незаконные стачки, к числу которых относятся забастовки солидарности, забастовки государственных служащих и работников государственных предприятий, «дикие», т. е. несанкционированные профсоюзами, а также забастовки, «опасные для общества». Кроме того, профсоюзы обязаны за 60 дней до начала забастовки предупредить об этом работодателя и федеральную службу по посредничеству и примирению, в противном случае забастовка также считается незаконной. Признать забастовку незаконной вправе только суд. Проведение таких забастовок может повлечь роспуск профсоюза, наложение на него крупного штрафа, уголовную ответственность руководителей. Если начатая забастовка подвергает опасности «национальное благосостояние и безопасность», Президент США вправе инициировать ее приостановление на 80 дней («период охлаждения») путем обращения через генерального атторнея в суд за изданием запретительного приказа (injunction). В течение 80 дней ведутся переговоры по примирению сторон, после чего забастовка может возобновиться. В период проведения «Нового курса» были также впервые законодательно зафиксированы права, связанные с социальным обеспечением. Наиболее важным в системе источников, их закрепляющих, стал Акт о социальном обеспечении 1935 г. — первый в истории США общефедеральный акт, установивший право на пенсии по возрасту. Это право приобрели граждане США, достигшие 65 лет, удовлетворяющие определенному цензу оседлости. С 1991 г. для этого стало необходимым наличие трудового стажа не менее 35 лет. Если стаж меньше, размер пенсии тоже сокращается в прямой пропорциональной зависимости. Поправка, внесенная в Акт 1935 г. в 1983 г., предусматривает повышение с 2000 г. пенсионного возраста до 67 лет. Акт о социальном обеспечении 1935 г. учредил также пособия по безработице. Внесенные в него в 1939 и 1956 гг. поправки установили пособия по случаю потери кормильца, а также по инвалидности, не связанной с производственной травмой (пособия по нетрудоспособности, явившейся следствием производственной травмы, устанавливаются законодательством штатов). Все указанные выплаты осуществляются за счет страховых взносов работников и предприятий. Следует обратить внимание на то, что до сих пор в США не существует системы страхования, а следовательно, и соответствующих выплат на случаи болезни, а также беременности и родов. Интересно, что, производя иные выплаты (пособия малообеспеченным гражданам общего и целевого характера, осуществляемые не за счет страхования, а за счет бюджета), государство не признает за соответствующими гражданами права на получение указанных денежных сумм, а рассматривает их выплату как благотворительную деятельность государства — Вэлфэр (welfare — благотворительность). Важные гарантии права на здоровую окружающую среду содержит Акт об улучшении качества окружающей среды 1970 г., учредивший федеральное агентство по охране окружающей среды, на которое возложен контроль за состоянием вод, воздуха, недопущением вредных шумов, ликвидацией отходов и т. д. Агентство имеет право издавать подзаконные акты регулирующего характера, устанавливающие стандарты качества воды и воздуха, правила, касающиеся промышленных отходов, сточных вод и т. д., а также инициировать уголовное преследование нарушителей установленных правил. На обеспечение рассматриваемого права направлен также Акт о политике в области ликвидации отходов ядерного производства 1982 г. Заметным направлением развития социального законодательства в последние десятилетия стало также принятие актов, гарантирующих права потребителей. В целях борьбы с «обманом потребителей» (ложная реклама, фальсификация маркировки продукции, требования оплаты неоказанных услуг и т.д.) ныне принято большое число правовых актов на уровне федерации и в штатах. Создана национальная администрация по вопросам продовольствия и лекарств (независимое ведомство), которая издает перечни стандартных требований, предъявляемых к качеству соответствующих продуктов, и обладает контрольными функциями. За обман потребителей установлены меры гражданско-правовой и уголовной ответственности. Экономические, социальные и культурные права получили более обстоятельную, чем на федеральном уровне, регламентацию в законодательстве штатов. Однако в ранг конституционных прав они и штатами возведены лишь фрагментарно. Ни в одной конституции штатов нет комплексной регламентации всей совокупности важнейших прав этой группы. В конституциях Флориды, Гавайев, Луизианы, а также свободно присоединившегося государства (см. ниже — § б) Пуэрто-Рико записаны лишь права на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Права на 8-часовой рабочий день, на заработную плату без дискриминации и не ниже минимальной, на образование и получение профессии провозглашены конституциями Иллинойса, Монтаны, Виргинии и Пуэрто-Рико. Конституции Аляски, Гавайев, Мичигана и Техаса гарантируют право на охрану здоровья. А в конституциях Иллинойса, Монтаны и Пенсильвании декларировано право на здоровую окружающую среду.

3. Конституционно-правовые основы общественного строя

1. Правовое регулирование экономических, социальных и духовно-культурных отношений

Институт общественного строя лишь условно, по аналогии с более распространенной сегодня в мире европейской континентальной моделью конституционализма, расширительно трактующей конституцию как основной закон не только государства, но и общества в целом, можно считать конституционно-правовым. Американская же доктрина его таковым не признает ввиду того, что придерживается изначального, классического, англосаксонского подхода к пониманию конституции лишь как закона, содержащего главные ограничения государственной власти в пользу обеспечения прав человека. Тем не менее нам представляется логичным и целесообразным познакомить читателя с основами законодательного и судебного регулирования отношений, образующих в своей совокупности общественный строй США. Первые попытки государственного регулирования экономических отношений были предприняты в США в конце XIX в. В то время основным направлением такого регулирования явилось антимонопольное законодательство. Первым юридическим документом в этой сфере стал Акт о защите торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий (закон Шермана) 1890 г., объявивший преступными любые договоры и объединения экономического характера, направленные на ограничение торговли между штатами и иностранными государствами. Монополизация торговли и даже покушение на нее также считались уголовными деяниями. В 1914 г. Конгресс принял Акт о федеральной торговой комиссии (закон Клейтона), запретивший под страхом уголовного преследования противоправные способы борьбы с конкурентами в торговле, к числу которых были отнесены уступка в цене, необоснованное снижение цен, скупка корпорациями акций конкурирующих фирм и т. п. Названные акты до сих пор считаются важнейшими в рассматриваемой сфере. С начала 30-х гг. XX в. важным направлением экономической политики государства стала защита отечественного производителя. Юридически это выражается в наличии антидемпингового законодательства. Первым актом в данной области стал Акт о тарифе 1930 г., предусматривающий взимание антидемпинговой пошлины на импортные товары, продаваемые ниже «обоснованных» цен. Пошлина взимается по решению министра торговли. Аналогичные меры содержит ныне действующий Антидемпинговый кодекс 1994 г. Еще одной сферой государственного воздействия на экономику является в США регулирование тех ее отраслей, которые имеют особую публичную значимость. В начале XX в. были приняты действующие поныне акты, регулирующие функционирование транспорта, учреждений коммунальных услуг, банковской системы, элеваторов. В годы президентства Ф. Рузвельта (периоды Великой депрессии и «Нового курса») в сферу государственного регулирования были вовлечены новые отрасли: социальное страхование, фондовые биржи, трудовые отношения, цены на сельскохозяйственные угодья и продукцию, природный газ, грузовой транспорт. При этом основное бремя правовой регламентации экономики лежит на штатах. Интенсивность государственного воздействия на экономику на протяжении XX в. была не всегда одинаковой. Она зависела прежде всего от экономического положения страны и от того, какая из двух партий являлась правящей в тот или иной период. Усиливалось государственное воздействие в периоды правления Демократической партии, ослаблялось, — когда к власти приходила Республиканская партия. Становление социальной функции государства произошло в США значительно позже, чем в европейских странах: она складывалась одновременно с активизацией государственного регулирования экономики в период проведения «Нового курса» Ф. Рузвельта. Впоследствии социальная функция американского государства развивалась достаточно неравномерно и также в основном усиление ее совпадало с правлением Демократической партии. Важным объектом реализации социальной функции государства выступают отношения между трудом и капиталом. Они начинают подвергаться государственному регулированию с конца XIX в. как следствие обострения социальных конфликтов между предпринимателями и наемными работниками. В 1886 г. впервые на отдельных государственных предприятиях был установлен 8-часовой рабочий день. В 1916 г. Конгресс принял Акт о 8-часовом рабочем дне на железнодорожном транспорте. На рубеже веков законы, ограничивающие продолжительность рабочего дня, были приняты многими штатами. Однако Верховный суд США, основываясь на теории абсолютно свободного предпринимательства, неоднократно признавал такие законы неконституционными, противоречащими «свободе хозяев и работников заключать контракт друг с другом», а следовательно, XIV поправке к Конституции. Наибольшую известность получило решение по делу Лохнер против штата Нью-Йорк (1903 г.). Предметом спора был Нью-Йоркский статут, регулирующий работу пекарен и ограничивающий рабочий день в них 60 часами в неделю и 10 часами в день. Верховный суд США признал его неконституционным. Подход законодательства и судебной практики к данному вопросу изменился только в 30-е гг. Актами Конгресса 1938 и 1942 гг. были установлены 8-часовой рабочий день и 40-часовая рабочая неделя; сверхурочная работа должна оплачиваться в полуторном размере. Именно в это время вводятся ежегодные отпуска, устанавливается минимальный размер заработной платы (с 1 сентября 1997 г. она составляет 5,15 долл. в час), запрещается детский труд, появляется государственное социальное страхование, разрешаются профсоюзы и забастовки, вводится институт коллективных договоров. Государственная политика в сфере трудовых отношений, проводимая в 80—90-е гг., как никогда ранее направлена на обеспечение сотрудничества между трудом и капиталом, выработку неконфликтных методов разрешения разногласий, поскольку «могущество страны, ранее определявшееся ее военной мощью, сегодня измеряется квалификацией ее рабочих, искусством ее менеджеров и силой ее технологий»*. * Червонная С. А. Новые аспекты регулирования трудовых отношений в США // США: экономика, политика, идеология. 1995. № 2. С. 14. Задачи регулирования государством отношений между трудом и капиталом обусловили учреждение в этой сфере целого ряда федеральных административных ведомств. Это национальный комитет по трудовым отношениям, наделенный правом расследовать незаконные действия в сфере трудовой деятельности, издавать распоряжения об их прекращении и т. п.; национальный арбитражный совет, осуществляющий квазисудебные функции по разрешению трудовых споров; федеральная служба посредничества и примирения, предлагающая посреднические услуги для разрешения трудовых конфликтов; комиссия по безопасности и охране здоровья на производстве. Важнейшим направлением социальной деятельности государства является в США, как и в других странах, социальное обеспечение. Однако до сих пор его единой централизованной системы здесь не существует. Социальное обеспечение складывается из множества программ: федеральных, штатов, муниципальных, совместных. При этом государственная система социального обеспечения включает две основные формы: социальное страхование и социальное вспомоществование. Они различаются по источникам финансирования: система страхования формируется за счет взносов, а система вспомоществования — из бюджетных средств. Обе системы являются достаточно фрагментарными. Так, Акт о социальном страховании 1935 г., впервые учредивший данную форму социального обеспечения, предусматривал лишь два вида государственного страхования: по возрасту и безработице. Впоследствии поправками к этому акту было введено страхование на случаи потери кормильца и нетрудоспособности, не связанной с производственной травмой. Муниципальное же страхование осуществляется только в отношении лиц старше 65 лет (программа Медикэр), которые получают медицинский полис на основании льготных страховых взносов (тем самым частично их медицинское обслуживание оплачивается муниципалитетами). Второй формой государственного социального обеспечения является система вспомоществования, получившая название Вэлфэр. Данная система, как отмечалось, начала формироваться также в период проведения «Нового курса». При этом первоначально выплаты по ней распространялись только на престарелых и слепых граждан, а также детей из бедных семей. Со второй половины 60-х гг., когда Верховный суд США вынес целый ряд решений, поддерживающих мероприятия по развитию Вэлфэра, в том числе ввел понятие «черты бедности», данная система стала неотъемлемой частью социальной политики американского государства. В настоящее время государственное вспомоществование охватывает граждан, доходы которых не превышают или относительно немного превышают (на 25—30%) официально установленную черту бедности. Система Вэлфэра сегодня включает множество программ. Во-первых, это федеральная программа обеспечения гарантированного дохода не ниже прожиточного минимума малообеспеченным гражданам пенсионного возраста, слепым и прочим инвалидам. Во-вторых, элементом системы Вэлфэра являются федерально-штатные программы помощи нуждающимся семьям с детьми. Они охватывают по большей части многодетные и неполные семьи. В-третьих, система Вэлфэра включает и разнообразные программы продовольственной помощи бедным, которые обеспечиваются талонами, дающими право бесплатно или по сниженным ценам приобретать в специальных магазинах продукты питания. Четвертым элементом системы Вэлфэра являются субсидии на строительство жилья малообеспеченным семьям. Наконец, чрезвычайно важной составной частью системы Вэлфэра выступают программы медицинской помощи. Наиболее крупной из них является разработанная в середине 60-х гг. федеральная программа Медикэйд, предусматривающая бесплатное оказание медицинской помощи беднейшим слоям населения. Помимо этой программы на федеральном уровне действуют и другие, например специальная программа для легочных больных, программа льготного медицинского обслуживания работников федеральных органов и учреждений и т. д. На программы Медикэр и Медикэйд расходуются более 60% всех затрат государства на нужды здравоохранения. В целом же государство в рамках многочисленных программ в сфере медицинского обслуживания покрывает около 44% всех таких затрат на нужды здравоохранения. Остальные 56% оплачиваются частным сектором (страховыми компаниями и непосредственно пациентами)*. * См.: Швецова Н. А. Злоупотребления и мошенничество в государственных медицинских программах США // США: экономика, политика, идеология., 1997. № 1. С. 119.

Пожертвованите на развитие ресурса