Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 81 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельского хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих. Большое значение в Индии имеет религия. Религиозные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляющее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2,6, сикхи — 1,9, буддисты — 0,7, джайны — 0,5, парсы, евреи и др. — 0,3%. Чрезвычайная пестрота религиозной палитры современной Индии и взаимопереплетение религии и политики в общественной жизни этой страны делает очень сложным разграничение понятия политической партии и религиозной организации. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя организациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиозные организации ориентированы на один или несколько штатов и имеют региональный характер. Нередко религиозные организации в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и используются в интересах региональных группировок. Так, например, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС — Союз добровольных слуг родины). С лозунгами построения великой Индии для индусов молодчики из этой организации не раз устраивали массовые беспорядки и погромы. В Западной Бенгалии коммуналистская организация «Ананда марг» и движение «Амра бенгали» выступали за создание Большой Бенгалии, включающей в себя Западную Бенгалию, Трипуру, Бангладеш и часть Ассама с населением, говорящим на бенгали, и отделение ее от Индии. Сикхские экстремисты из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджабе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках организации «Джамаати ислами», и ее молодежная организация «Джамаати тулаба» значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в штате Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подталкивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратистским выступлениям. Как мы видим, религиозная идеология и религиозные организации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере развития политической культуры, модернизации социальной структуры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает. Все более усиливается в Индии роль средств массовой информации. В стране издается около 20 тыс. газет и журналов, из которых около 14 млн. экземпляров на хинди и 10 млн. — на английском. Всего газеты и журналы издаются почти на 90 языках. Большинство изданий находятся в частном владении. Выделяются четыре группы крупнейших газетных компаний: «Тайме ов Индиа», «Индиан экспресс», «Хиндустан тайме» и «Ананда базар патрика». Из наиболее влиятельных информационных агентств можно выделить крупнейшие — «Пресс траст ов Индиа», «Юнайтед ньюз ов Индиа», «Сентрал ньюз сервис» и «Индиа пресс эйдженси». Индия входит в число десяти стран, издающих наибольшее количество печатной продукции, выпуская свыше 20 тыс. наименований книг и брошюр. Из 15 тыс. издательств 3/4 — мелкие, почти 1/4 — средние и 2% — крупные. Всеиндийское радио, действующее с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имеет 84 радиостанции, работающие на 38 языках, его передачи принимаются на всей территории страны. Всеиндийское телевидение, созданное в 1976 г., имеет сеть из 140 телевизионных центров и ретрансляционных станций, а также спутники телесвязи. Его передачи могут смотреть уже более 2/3 населения. В связи с резким увеличением производства и использования компьютерной техники возрастает значение информационных возможностей глобальной сети Интернет и ее влияние на наиболее образованные и политически активные слои населения. Соединяясь с телевидением, радио, традиционными средствами печатной информации, компьютерные технологии приобретают в этой стране принципиально новые формы и качества. Развитие СМИ в последние два десятилетия, особенно средств телекоммуникации, — важный идеологический фактор, способствующий унификации все еще специфической для различных районов страны политической и конституционной культуры населения и облегчающий политическое управление из центра, хотя нельзя и недооценивать подрывающего единство страны информационного воздействия из-за границы.

4. Выборы государственных органов 94. 1. Общая характеристика избирательного права 95. 2. Избирательные права 96. 3. Организация выборов 97. 4. Избирательный процесс

1. Общая характеристика избирательного права

Избирательное право независимой Индии значительно демократизировано избирательным законодательством по сравнению с колониальными временами. Оно отменило имущественный и образовательный цензы, предоставило женщинам равные избирательные права с мужчинами, частично упразднило унаследованную от англичан куриальную систему. Тем не менее все еще сохраняются некоторые открытые, а чаще скрытые ограничения избирательных прав граждан. В Конституции Индии определены самые общие основы избирательного права. В ней весьма полно регламентированы лишь выборы Президента и Вице-президента. Наиболее подробно избирательное право урегулировано в Законах о народном представительстве 1950 и 1951 гг., Законе о реорганизации штатов 1956 г., актах Комиссии по определению избирательных округов 1962 и 1972 гг., Законе об управлении союзными территориями 1963 г. и др. Не меньшее значение для правового регулирования избирательных кампаний имеют такие подзаконные акты, как приказы Президента и различные правила, издаваемые Избирательной комиссией. К важнейшим из них относятся Правила регистрации избирателей 1960 г., Правила поведения на выборах 1961 г., Инструкция Избирательной комиссии Индии о порядке предоставления избирательных символов 1968 г. и ряд других. Поскольку Индийский Союз является федерацией, целый ряд вопросов избирательного права регламентируется законодательством отдельных штатов, в частности Джамму и Кашмира, Сиккима*, Нагаленда, а также соответствующими правилами и приказами. По сути дела, они представляют собой местную модификацию общеиндийских законов и правил. * См., например: Application of Registration of Electors Rules 1960 to the State of Sikkim; The Conduct of Assembly Elections (Sikkim) Rules // Manual of Election Law. N. D., 1977. P. 329, 337. В процессе эволюции избирательного законодательства за годы независимости проявилась как общая тенденция к его унификации, так и способность, изменяясь, учитывать весьма специфические условия Индии. Для Индии характерно не только использование прямых и косвенных выборов, но и сочетание их с принципами назначения и резервирования мест в выборных органах для женщин и недостаточно развитых в социальном, экономическом и культурном отношении групп населения. Внимание к этому принципу особенно усилилось в последние годы (например, 72-я, 73-я, 76-я, 77-я поправки к Конституции, принятые в 1992— 1995 гг., 82-я и 83-я поправки 2000 г.), в том числе и в деятельности пришедшего к власти в 1998 г. коалиционного Правительства, руководимого ДП. Система резервирования, применяемая в избирательном праве, в определенной степени пытается учитывать чрезвычайно пестрый социально-кастовый, национальный и религиозный состав жителей страны. Сложный порядок выборов делает трудным понимание его механизма простыми индийцами, около 2/3 которых и по сей день, несмотря на большие усилия и успехи Правительства в борьбе за поднятие уровня образования, остаются неграмотными. Нельзя не признать сложность и отчасти казуистичность избирательного права Индии. Одной из особенностей избирательного права является то, что господствовавшая на политической арене партия ИНК с самого начала подчинила своим интересам все стадии избирательного процесса. Этому в немалой степени способствовала длительное время существовавшая в стране до 1989 г. многопартийная система с одной доминирующей партией. Как отметил Р. Лал, в Индии «весь избирательный процесс строится вокруг партийной системы»*. * Lal R. Representation and Election Imbalances. A Plea for Electoral Reform // The Indian Political Science Review. Vol. IV. N. D., 1980. No. 2. P. 284.

2. Избирательные права

Конституция Индии (ст. 326 в редакции 61-й поправки, принятой в 1988 г.) провозглашает, что выборы в Народную палату Парламента и законодательные собрания штатов производятся на основе всеобщего избирательного права для совершеннолетних. Это значит, что гражданин Индии, достигший 18 лет на установленную дату и не лишенный избирательного права на основании непроживания на соответствующей территории, душевного нездоровья, совершения преступления, утраты гражданских прав или незаконной деятельности, вправе зарегистрироваться для участия в голосовании на этих выборах. Конституция запрещает исключать из списков избирателей на основании религиозной, расовой, кастовой принадлежности, а также по признаку пола (ст. 325). В то же время, как указано в Законе о народном представительстве 1951 г. (с изменениями 1988 г.), лица, находящиеся в превентивном заключении, права голоса не лишаются. Наиболее важными с политической точки зрения являются всеобщие выборы в Народную палату Парламента, по результатам которых формируется Правительство страны. Избирательный корпус на этих выборах насчитывал в 1998 г. 600 млн. человек — на 100 млн. больше, чем за 10 лет до этого. В Индии применяется система обязательной регистрации избирателей, при которой регистратор в каждом избирательном округе обязан сам внести в списки всех граждан, соответствующих избирательным цензам. Списки избирателей публикуются на языке или языках, указанных избирательной комиссией. Они являются постоянными, хотя ежегодно пересматриваются. Эта система имеет тот недостаток, что момент пересмотра списков подчас весьма далек от дня выборов и некоторые изменения остаются неучтенными. Надо особо подчеркнуть, что для внесения исправлений в ошибочно написанные фамилии избирателей они сами обязаны заполнять весьма сложные документы и внести небольшую денежную пошлину. При всей незначительности суммы пошлины в 10 пайс одно это может стать препятствием для участия в выборах беднейших слоев населения, не считая того, что 2/3 индийцев неграмотны и не могут самостоятельно заполнить такие документы. В отдельных районах по традиции замужние женщины не должны называть свое имя или открывать лицо, а потому не могут использовать свое право голоса. Пассивным избирательным правом обладают граждане, достигшие при выборах в Народную палату 25 лет, а в Совет штатов — 30 лет, кроме лиц, состоящих на оплачиваемой государственной службе (включая военнослужащих), либо осужденных на срок не менее двух лет, либо объявленных судом умалишенными, либо дисквалифицированных в соответствии с каким-либо иным законом. Кандидат в депутаты Народной палаты должен проживать в избирательном округе, по которому баллотируется. Выдвижение партиями кандидатов, очень тщательно отбираемых их исполнительными комитетами, нередко лично лидерами, происходит в течение 8 дней за месяц до выборов. Кандидат обязан представить весьма подробное заявление о выдвижении своей кандидатуры, которое передается для ознакомления и проверки чиновнику по проведению выборов в округе. Результаты этого рассмотрения в назначенный день и час сообщаются кандидатам. Кандидат в члены Парламента или легислатуры штата клянется именем Бога (атеист может торжественно заявлять) в своей преданности Конституции, суверенитету и единству страны. Клятва или заявление подписывается кандидатом в присутствии лиц, уполномоченных Избирательной комиссией. Затем, уже в качестве члена соответствующего законодательного органа, он эту клятву или заявление повторяет. Каждый кандидат в депутаты может организовать свой собственный избирательный комитет, т. е. группу лиц, агентов и служащих, которые могут представлять его, отвечают за некоторые организационно-финансовые стороны избирательной кампании, наблюдают за ходом выборов, подсчетом голосов, ведут агитацию за кандидата. Практически вся эта работа координируется и финансируется политическими партиями совместно с предпринимательскими и иными организациями. Поэтому, хотя для выдвижения кандидата в депутаты достаточно минимума: предложить его кандидатуру одним избирателем и поддержать ее другим, что выглядит весьма демократично, независимым кандидатам трудно добиться успехов на выборах без поддержки влиятельной политической партии. Надо отметить, что слабость, разобщенность, нечеткость идеологических платформ политических партий, с одной стороны, а также возможность фактической, хотя и не демонстрируемой опоры на кастовый, религиозный, коммуналистский или национальный электорат — с другой, привели к тому, что в Индии обычно велико число так называемых независимых кандидатов. Такое положение можно расценить как одно из своеобразных проявлений персонализма. Однако на практике эти кандидаты не являются подлинно независимыми, поскольку зависят от поддерживающих их сил. Кандидат в депутаты Народной палаты или законодательного собрания штата не будет даже зарегистрирован, если не внесет избирательный залог в размере 500 и 250 рупий соответственно, притом что большинство трудящихся в Индии получает от 80 до 300 рупий в месяц. Примечателен тот позитивный факт, что для представителей «списочных», т. е. признанных наиболее отсталыми, каст и племен эта сумма уменьшена вдвое, что несколько облегчает их участие в борьбе за депутатские места. Если кандидат наберет менее 1/6 голосов в своем избирательном округе, залог не возвращается. Столь жесткие условия (Избирательная комиссия предлагает удвоить или даже увеличить в десять раз сумму избирательного залога и не возвращать ее тем, кто наберет менее 1/5 голосов) официально рассматриваются как разумное препятствие для «безответственных» кандидатов, а также как средство для частичной компенсации связанных с проведением выборов государственных расходов. Независимым кандидатам, как показывает практика, очень трудно добиться избрания. Так, по результатам всеобщих парламентских выборов 1984 г. на каждого победившего независимого депутата Народной палаты пришлось по 758 проигравших, в то время как из представленных политическими партиями кандидатов выигрывал каждый третий. Аналогичным образом из упомянутых 758 оставшихся в проигрыше независимых 749 потеряли свой избирательный залог, притом что из поддерживаемых партиями неизбранных кандидатов залог не был возвращен лишь одному из трех*. Этим объясняется факт, что в числе независимых чаще всего оказываются состоятельные люди. * См.: Singh L. P. Electoral Reform. Problems and Suggested Solutions. N. D., 1986. P. 75.

3. Организация выборов

Подготовка выборов в Парламент и легислатуры штатов, а также на должность Президента и Вице-президента, руководство и контроль за составлением списков избирателей и проведением всех выборов осуществляются Избирательной комиссией, которая назначается Президентом. По утверждению индийских юристов, эта Комиссия независима от исполнительной власти и правящей партии*. Однако, учитывая обязанность Президента назначать такую Комиссию по совету Премьер-министра, являющегося лидером находящейся у власти партии, эта независимость представляется весьма относительной. * См., например: BasuD. D. Op. cit. P. 335—336. Избирательная комиссия состоит из главного комиссара (председателя Избирательной комиссии) и других комиссаров, число которых определяется Президентом. Несмотря на предложения общественности и резолюцию объединенного комитета обеих палат Парламента о желательности изменения избирательного законодательства (1972 г.), в частности расширения состава Избирательной комиссии, она по-прежнему состоит из одного главного комиссара*. Для оказания помощи Избирательной комиссии в осуществлении возложенных на нее функций перед каждыми всеобщими выборами в Народную палату и в законодательное собрание каждого штата, а также перед выборами в законодательные советы штатов Президент после консультации с Избирательной комиссией может также назначить региональных комиссаров по выборам. Председатель Избирательной комиссии освобождается от должности в том же порядке, что и члены Верховного суда, о чем мы скажем в следующем параграфе. * См.: Singh L.P. Op. cit. P. 12—13.

Пожертвованите на развитие ресурса