Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Международный арбитражный и гражданский процесс — Страница 112 — Ваш юрист

Международный арбитражный и гражданский процесс

11.5. Автономность (самостоятельность)

арбитражного соглашения

Одним из вопросов, требующих освещения, является вопрос об автономности арбитражного соглашения. Будучи включенным в текст гражданско-правового договора, арбитражное соглашение тем не менее является юридически самостоятельным по отношению к данному договору, а признание гражданско-правового договора недействительным (в целом или в любой его части) не приводит к аннулированию арбитражного соглашения, не лишает арбитров права рассматривать вопросы, связанные с недействительностью гражданско-правового договора.

Это правило, получившее в юридической литературе название «правила автономности», арбитражного соглашения впервые было выработано в XX в. в правоприменительной практике различных арбитражных центров и государственных судов, а в дальнейшем получило закрепление в национальных законах государств.

Автономность арбитражного соглашения означает юридическую самостоятельность положений, включенных в арбитражное соглашение (в каком бы виде оно ни было заключено): недействительность гражданско-правового договора не влечет за собой недействительности арбитражного соглашения.

Практическое значение автономности арбитражного соглашения проявляется тогда, когда, например, требуется выяснить, является ли договор международной купли-продажи действительным или нет. Для того чтобы признать такой договор ничтожным, необходимо получить решение суда. Выбор суда, в котором будет рассматриваться данный иск, как раз и определяется арбитражным соглашением.

Автономность арбитражного соглашения закреплена в п. 2 ст. 16 Закона об арбитраже, где установлено, что «арбитражная оговорка, являющаяся частью договора, должна трактоваться как соглашение, не зависящее от других условий договора. Решение третейского суда о том, что договор ничтожен, не влечет за собой в силу закона недействительность арбитражной оговорки».

Признание автономности арбитражных соглашений привело к формированию коллизионных норм, определяющих, по законам какого государства должны рассматриваться все спорные вопросы, связанные исключительно с арбитражными соглашениями. Чаще всего предусматривается отсылка либо к праву, которое выбрали стороны (lex volu№tatis), либо к праву, которое регулирует основной договор (lex causae), либо к праву государства, на территории которого вынесено решение (lex loci arbitri). Например, в соответствии со ст. 36 Закона об арбитраже недействительность арбитражного соглашения может быть признана «по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания — по закону страны, где решение было вынесено…». Аналогично решен этот вопрос в Нью-Йоркской конвенции 1958 г. (п. 1 ст. V) и в Европейской конвенции 1961 г. (ст. 9).

11.6. Содержание арбитражного соглашения

Заключая арбитражное соглашение, стороны приобретают определенные права и одновременно принимают на себя соответствующие обязательства. Совокупность этих прав и обязанностей сводится к подчинению юрисдикции международного коммерческого арбитража в целях разрешения возникшего или могущего возникнуть в будущем спора.

Содержание арбитражного соглашения, как и любого гражданско-правового договора, составляют условия, которые связаны с различными этапами арбитражного разбирательства. Прежде всего они позволяют установить наличие волеизъявления сторон по рассмотрению возникшего спора в арбитраже; определить компетентный арбитражный орган по рассмотрению спора, а также исключить возможность оспаривания компетенции арбитража и минимизировать проблемы, связанные с исполнением арбитражного решения.

Пожертвование на развитие ресурса