— способное обеспечить беспристрастное разрешение спора сторон;
— не заинтересованное в исходе дела;
— независимое от сторон арбитражного разбирательства.
По общему правилу арбитрами могут быть избраны совершеннолетние граждане, способные обеспечить беспристрастное разрешение спора при отсутствии заинтересованности в исходе дела и независимые от сторон арбитражного разбирательства. Ни одно лицо не может быть лишено права выступать в качестве арбитра по причине его гражданства, если стороны не договорились об ином.
Закон об арбитраже, а также Регламент МКАС не предусматривает каких-либо особых требований к кандидатуре арбитра, за исключением того, что арбитры избираются или назначаются из числа лиц, обладающих необходимыми специальными знаниями в области разрешения споров, отнесенных к компетенции МКАС.
Требования к беспристрастности и независимости арбитров
Независимость арбитра понимается как отсутствие денежных и иных связей между ним и одной из сторон. Лицо не может быть арбитром, если оно имеет деловые связи с одной из сторон либо материально заинтересовано в исходе дела. В любом случае при выборе арбитра сторона не должна назначать лицо, от нее зависящее. На практике такие примеры редки. Сложнее обстоит дело, когда в арбитраже с участием государства или государственной организации арбитром назначается гражданин этого же государства.
Беспристрастность арбитра связана с отсутствием у него предрасположенности по определенной стороне или существу спора.
Независимость арбитра не является синонимом его беспристрастности. Арбитр может быть полностью независим от назначившей его стороны, однако явно к ней предрасположен и потому небеспристрастен либо наоборот иметь определенные связи с стороной, однако действовать полностью беспристрастно.
В качестве фактов, свидетельствующих об отсутствии у арбитра беспристрастности, можно привести следующие обстоятельства:
— та же самая национальность, что и у назначившей его стороны;
— деятельность в составе совета директоров одной из компаний стороны;
— в прошлом представительство интересов стороны в качестве адвоката;
— прошлая или существующая профессиональная связь между арбитром и назначившей его стороной или между деловыми партнерами арбитра и стороной или связанным с ней лицом.
Типичным примером может служить арбитр, который в качестве адвоката представлял сторону в других процессах либо чьи партнеры по юридической фирме представляли эту сторону.
Содержание независимости и беспристрастности арбитров раскрывается в п. 1 ст. 12 Закона об арбитраже.
О.Ю. Скворцов отмечает, что под независимостью третейских судей следует понимать разрешение ими конкретных споров, переданных на рассмотрение третейского суда на основании действующего законодательства и в соответствии со своим внутренним убеждением, в условиях, когда какое-либо постороннее влияние и воздействие на третейских судей исключено 176 .
176 Скворцов О.Ю. Комментарий к Федеральному закону «О третейских судах в Российской Федерации». М., 2003. С. 110.
12.4. Списки арбитров