Конфиденциальное рассмотрение споров является отличительной чертой арбитражного (третейского) разбирательства по сравнению с государственным арбитражным процессом, где в соответствии с ч. 1 ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах открытое. В этом проявляется основной принцип арбитражного судопроизводства — принцип гласности, являющийся одной из предпосылок вынесения обоснованных и законных судебных актов.
Суть же принципа конфиденциальности, с одной стороны, состоит в том, что он главным образом защищает интересы заинтересованных в сохранении своего спора в секрете; устраняет возможность разглашения коммерческой и иной тайны, а также любой информации как о факте наличия самого спора, так и о его обстоятельствах 195 .
195 Конфиденциальность информации — это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.
С другой стороны, конфиденциальность арбитражного процесса базируется на особом доверии к избранному арбитражу, поскольку отношения конфиденциальности между спорящими сторонами и арбитрами создают условия восстановленного и более полного разрешения арбитражного конфликта. Таким образом, конфиденциальность следует рассматривать в двух аспектах: как негласность самой процедуры, так и сохранение в тайне информации, полученной в ходе арбитражных слушаний.
Действующий Закон об арбитраже не содержит норм, упоминающих о конфиденциальности проведения арбитражного разбирательства. Таким образом, Закон обходит стороной этот принципиально важный вопрос, что позволяет говорить о некоем противоречии со смыслом арбитражного (третейского) разбирательства, а также об отсутствии защиты информации, полученной при рассмотрении дела.
Регламенты практически всех арбитражных центров исключают присутствие публики в заседаниях арбитражного суда, запрещая доступ посторонних лиц и возможность распространения информации о делах в средствах массовой информации, а также существенно ограничивают возможность ознакомления с архивами. Например, в ст. 35 Регламента Международного арбитража Американской арбитражной ассоциации (AAA) закреплено положение, в соответствии с которым конфиденциальная информация, сообщаемая сторонами или свидетелями в ходе арбитражного разбирательства, не должна разглашаться арбитром или управляющим, если только стороны не договорились об ином. Кроме того, согласно Кодексу этики для арбитров при разрешении коммерческих споров, разработанному Американской арбитражной ассоциацией совместно с Американской ассоциацией адвокатов, арбитр должен соблюдать следующие правила:
а) арбитр не вправе использовать конфиденциальную информацию, полученную в ходе арбитражного процесса, для себя лично или для других лиц или для нанесения вреда интересам других лиц;
б) арбитр обязан хранить конфиденциальность по всем вопросам, касающимся арбитражного процесса или решения;
в) арбитр не вправе информировать кого-либо о решении заранее, до того, как оно получено сторонами;
г) арбитр не вправе назначить себя для выполнения отдельных поручений, связанных с предметом рассматриваемого спора, в качестве получателя или доверенного лица (Канон VI) 196 .
196 Носырева Е.И. Альтернативное разрешение споров в США. М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2005. С. 278.