Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Международный арбитражный и гражданский процесс — Страница 43 — Ваш юрист

Международный арбитражный и гражданский процесс

2. В случае когда применение иностранного права зависит от взаимности, предполагается, что она существует, если не доказано иное».

Важно отметить, что основная цель ст. 1189 ГК состоит в том, чтобы обратить внимание суда или иного органа на то, что применение иностранного права, к которому отсылает коллизионная норма, установленная российским законом или международным договором РФ, не связано с взаимностью. Требование наличия взаимности в качестве условия для применения иностранного права не устанавливается, поэтому суд не должен устанавливать, применяется ли в соответствующем государстве российское право или не применяется.

Положения п. 1 ст. 1189 ГК РФ обязывают применять в Российской Федерации иностранное право независимо от того, применяется ли в соответствующем иностранном государстве, т.е. в государстве, право которого следует применить на основании коллизионной нормы к отношениям такого рода, российское право. Это означает, что данное требование носит безусловный характер и суд не должен вступать в обсуждение вопроса о наличии взаимности и рассматривать ее как предпосылку обращения к иностранному праву.

Согласно п. 2 ст. 1189 ГК РФ обязанность доказывания отсутствия взаимности лежит на заинтересованной стороне. «Непонятно, каким образом сторона должна устанавливать соответствующие обстоятельства. Если уж закреплять институт взаимности в законодательстве, то установлением ее наличия или отсутствия должен заниматься суд, поскольку именно он устанавливает содержание иностранного права» 58 .

 

58 Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр «Пресс», 2004. С. 381.

Следует подчеркнуть, что правила п. 2 ст. 1189 ГК РФ имеют важное практическое значение. Дело в том, что суд не всегда имеет возможность точно знать, применяется ли в данный момент принцип взаимности во взаимоотношениях Российской Федерации с тем или иным государством или нет. Исходя из этого п. 2 ст. 1189 ГК РФ в качестве общего правила предусматривает, что наличие принципа взаимности предполагается, поскольку не доказано иное. При этом нужно обратить внимание на следующие два обстоятельства:

во-первых, нормами п. 2 ст. 1189 ГК РФ нужно руководствоваться лишь в тех случаях, когда применение иностранного права зависит от взаимности. Если же такой зависимости нет, то действуют общие правила п. 1 ст. 1189 ГК РФ. О том, зависит ли от принципа взаимности применение иностранного права или нет, необходимо судить, учитывая все конкретные обстоятельства дела, а именно: право какого именно иностранного государства подлежит применению, каковы отношения между Российской Федерацией и этим государством, официальные сообщения, исходящие от федеральных органов власти, нормы действующего на территории Российской Федерации законодательства, то, давно ли существует на политической карте мира это государство, и т.д.;

во-вторых, согласно п. 2 ст. 1189 ГК РФ бремя доказывания того, что принцип взаимности в данном случае отсутствует, возлагается на заинтересованных лиц (например, на стороны в деле, на других лиц, участвующих в деле).

Пожертвование на развитие ресурса