Принцип взаимности не нашел прямого закрепления в российском процессуальном законодательстве. Однако это не является препятствием для применения данного принципа в отношении процессуального права.
Прежде чем перейти к рассмотрению принципа взаимности в российском процессуальном законодательстве, отметим, что принцип взаимности широко используется в международном гражданском процессе. В частности, он используется при решении следующих вопросов:
— процессуальные права и обязанности иностранных лиц, их гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность. На основании принципа взаимности такие права и обязанности могут признаваться или не признаваться;
— определение правил международной подсудности и компетенции. На основании принципа взаимности такие правила могут применяться по-разному;
— cautio№ iudicatum solv (обеспечение оплаты судебных расходов);
— правовой статус документов, исходящих от соответствующих иностранных органов;
— иммунитет иностранного государства и его особенности, а также дипломатический иммунитет. На основании принципа взаимности такой иммунитет может признаваться или не признаваться;
— предоставление бесплатной юридической помощи;
— приостановление рассмотрения дела ввиду такого обстоятельства, как lisalibipe№de№s (наличие рассмотрения дела между теми же сторонами с теми же требованиями и по тем же правовым основаниям в иностранном государстве);
— исполнение судебных поручений и оказание правовой помощи;
— признание и (или) приведение в исполнение решений иностранных судов. Принцип взаимности применительно к таким вопросам часто используется многими государствами и очень сильно влияет на порядок признания и (или) приведения в исполнение в них иностранных судебных решений.
Итак, принцип взаимности, во-первых, имеет «обычное происхождение», т.е. возникает из международного обычая, и в силу этого является обязательной императивной нормой, а следовательно, не нуждается в законодательном закреплении. Во-вторых, данный принцип предполагает взаимное сотрудничество государств по признанию прав и интересов частных лиц, а права таких лиц могут определяться не только иностранным правом, но и решением иностранного суда (что корреспондирует с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод) 59 .
59 Взаимное сотрудничество — частноправовая сторона принципа равенства, образно говоря, частное лицо публичной нормы. Иными словами, равенство и взаимность — две стороны одной медали: в публичных отношениях государства равны, а в частной сфере в отношении прав своих граждан они устанавливают взаимно льготный режим.
В таком контексте отказ признавать принцип взаимности по мотиву отсутствия его упоминания в специальном законе РФ противоречит как конституционной норме, так и общепризнанным нормам международного права. Более того, такой отказ может повлечь возбуждение процесса в Международном суде по мотиву необоснованного отказа от сотрудничества, повлекшего нарушение прав человека.
В п. 1 ст. 241 АПК РФ указано, что решения иностранных судов признаются и приводятся в исполнение в России арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором РФ и федеральным законом.