74 Третейское разбирательство в Российской Федерации / Под ред. О.Ю. Скворцова. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 268 — 269.
Основы правопорядка Российской Федерации
Включающие в себя, помимо основ морали, главных религиозных постулатов, экономических и культурных традиций, сформировавших российское гражданское общество, и основополагающие принципы российского права.
Отметим, что в общей теории права существует более сотни его различных определений.
Между тем идея правопорядка имеет ряд относительно самостоятельных смыслов, что делает некоторое единое его определение невозможным, но придает ему фундаментальный характер.
Обратимся к этимологии слова «правопорядок». Прежде всего правопорядок — это порядок, организованность, устойчивость. Следовательно, правопорядок характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает антиподом хаоса, анархии, неорганизованности.
Несмотря на разнообразие предлагаемых определений, можно выделить несколько основных подходов к данному понятию.
1. Правопорядок как реализация норм права, право в действии (Л.С. Явич).
2. Правопорядок как совокупность правоотношений (П.Е. Недбайло, Н.А. Стручков).
3. Правопорядок как система общественных отношений, урегулированных правом (П.Т. Васьков, А.И. Денисов, В.В. Малькевич, П.М. Рабинович).
4. Правопорядок как состояние упорядоченности, урегулированности общественных отношений нормами права (С.С. Алексеев, А.М. Васильев, И.С. Самощенко, Ю.А. Соколов, Ю.В. Солопанов).
Также правопорядок определяется как разновидность порядка, особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства 75 .
75 Колоколов Н. Законность и правопорядок: в поисках новых парадигм // Мировой судья. 2009. № 10.
С учетом приведенных определений в теории права отмечается, что правопорядок имеет двойственную природу и отличается следующими основными, существенными признаками: 1) закрепленная юридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство, его органы, предприятия, учреждения, негосударственные образования, общественные объединения, граждане; 2) правовые отношения и связи, которые возникают в разных сферах жизнедеятельности общества, последовательность их возникновения, развития и прекращения; 3) участники (субъекты) правопорядка, характер организационно-правовых отношений и связи между ними; 4) методы влияния на отношения и поведение людей, процедуры и процессы правовой регламентации отношений 76 .
76 Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование. М., 2003. С. 56.
Как отмечает А.С. Шабуров, правопорядок, с одной стороны, можно трактовать как цель правового регулирования, т.е. порядок, к достижению которого стремится законодатель 77 . В данном случае проявляются основания для сближения категории основ правопорядка и публичного порядка на уровне функциональной составляющей.
77 Теория государства и права. Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 285.
С.С. Алексеев указывает, что правопорядок, «являясь венцом, итоговым результатом действия права, как бы замыкает цепь основных общественно-политических явлений из области правовой надстройки (правозаконность — законность — правопорядок)».