Отказ от исполнения поручения иностранного суда по законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 407 ГПК РФ поручение иностранного суда о совершении отдельных процессуальных действий не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету Российской Федерации или угрожает безопасности Российской Федерации;
2) исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Согласно ст. 256 АПК РФ поручение иностранного суда или компетентного органа иностранного государства не подлежит исполнению, если:
1) исполнение поручения нарушает основополагающие принципы российского права или иным образом противоречит публичному порядку Российской Федерации;
2) исполнение поручения не относится к компетенции арбитражного суда в Российской Федерации;
3) не установлена подлинность документа, содержащего поручение о выполнении отдельных процессуальных действий.
Обратим внимание на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. № 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса», где в п. 36 указано следующее: «Арбитражный суд Российской Федерации может отклонить любую просьбу об оказании правовой помощи, если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности Российской Федерации; не будет соответствовать принципам российского законодательства, а также если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда и если подлинность документов, переданных в судебном поручении, не установлена или отсутствует реальная возможность исполнения конкретного судебного поручения. Об отказе в исполнении судебного поручения выносится мотивированное определение».
Итак, при рассмотрении гражданского дела в национальном суде, когда возникает необходимость совершить те или иные действия на территории другого государства, применяются следующие механизмы реализации института оказания правовой помощи. Во-первых, соблюдая официальный порядок направления судебных поручений, суд может одновременно переслать судебные документы заинтересованным лицам за границу почтовой связью или вручить их представителям иностранных лиц. Во-вторых, в соответствии с принципом взаимности можно направить судебное поручение непосредственно в судебные органы иностранного государства с просьбой о его выполнении. В-третьих, при отсутствии международного договора об оказании правовой помощи обращение с судебным поручением возможно на условиях международной вежливости.
Далее рассмотрим, каким образом вопрос оказания правовой помощи, в частности исполнения судебных поручений, регулируется в гражданском процессуальном законодательстве некоторых стран СНГ.
Азербайджан. Согласно ст. 456 «Судебные поручения» ГПК Азербайджанской Республики (1999) суды Азербайджанской Республики в порядке, установленном законами и международными договорами Азербайджанской Республики, исполняют переданные им поручения судов иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение объяснений сторон, допрос свидетелей, получение заключений экспертов, осмотр на месте и др.). Кроме того, поручения не подлежат исполнению: если исполнение поручения противоречило бы суверенитету Азербайджанской Республики и общим принципам ее законодательства; если исполнение поручения не входит в компетенцию суда.
Армения. Согласно ст. 247 «Судебные поручения» ГПК Армении суд Республики Армения исполняет переданные ему в порядке, установленном международными договорами Республики Армения, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, получение письменных доказательств, производство экспертизы, осмотра и другие). Кроме того, поручение судов иностранных государств не подлежит исполнению, если его исполнение: 1) противоречит суверенитету Республики Армения или угрожает безопасности Республики Армения; 2) не входит в компетенцию суда.