Согласно национальному законодательству различных государств о судебной системе международный коммерческий арбитраж не является элементом государственной системы, т.е. это наднациональный орган, обособленный от правовых норм и контроля со стороны государства. Фактически это означает, что государство разрешает осуществлять иностранным субъектам на своей территории арбитражное разбирательство, причем полностью огражденное от какого-либо вмешательства со стороны национальных органов, осуществляющих правосудие 117 .
117 Бейкер и Макензи: Международный коммерческий арбитраж. Государства Центральной и Восточной Европы и СНГ: Учебно-практическое пособие / Отв. ред. А. Тынель, В. Хвалей. М.: БЕК, 2001. С. 3.
Тем не менее международный коммерческий арбитраж представляет собой своеобразный юрисдикционный институт, который приобретает самобытность в результате особенностей формирования правил и специфики разрешения споров, осуществляемых негосударственными органами.
В науке среди ученых существуют неоднозначные позиции по вопросу о том, как соотносятся деятельность международного коммерческого арбитража и юрисдикция. Можно выделить три группы мнений:
1) деятельность международного коммерческого арбитража по рассмотрению и разрешению гражданских дел не является юрисдикционной. В рамках этого подхода сформировались различные направления в понимании характера деятельности, осуществляемой арбитражами;
2) деятельность международного коммерческого арбитража является квазиюрисдикционной, т.е. арбитраж по своему содержанию представляет квазиюрисдикционный орган и является самодеятельным органом заинтересованных участников экономических споров;
3) деятельность международного коммерческого арбитража является юрисдикционной, т.е. арбитражи входят в юрисдикционную систему государства, поскольку эти органы разрешают споры о праве 118 .
118 Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в Российской Федерации: теория и практика. М.: Волтерс Клувер, 2007. С. 13 — 14.
Арбитраж как форма разрешения споров используется также в международном праве как одно из средств мирного разрешения межгосударственных споров (ст. 33 Устава ООН). Однако международные третейские суды рассматривают споры между государствами, международными организациями и другими субъектами международного права. Международный коммерческий арбитраж предназначен для рассмотрения частноправовых споров, которые возникают между различными субъектами в области международных экономических отношений.
Кроме того, международный коммерческий арбитраж следует отличать от внутреннего арбитража, разрешающего споры между лицами, происходящими из одного и того же государства, в отношении внутренних сделок.
В Российской Федерации, например, это представляет дополнительную трудность в силу существования системы государственных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц. Для российских и особенно для иностранных предпринимателей термин «арбитражный суд» (arbitratio№ court) имеет только одно значение — «арбитражный (третейский) суд» и никак не «государственный арбитражный суд». Как указывает А.П. Белов, «это не просто терминологический вопрос, ибо смешение понятий в терминологии приводит к негативным последствиям для спорящих сторон: задерживается защита их прав и они несут излишние материальные потери» 119 .
119 Белов А.П. Международное предпринимательское право. Практическое пособие. М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001. С. 239.