— Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г.
Существенное значение для международного коммерческого арбитража имеют также акты факультативного (ненормативного) характера, так называемые рекомендательные акты, которые не имеют обязательной силы, но оказывающие существенное влияние на законотворчество различных государств в данной области, на договорную практику участников международных экономических отношений и на арбитражную практику.
К таким актам относятся:
— Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже от 21 июня 1985 г.;
— Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г.;
— Арбитражный регламент Европейской экономической комиссии ООН 1966 г.;
— Правила международного коммерческого арбитража Экономической комиссии ООН для стран Азии и Дальнего Востока 1976 г.
Национально-правовое регулирование деятельности международного коммерческого арбитража.
Национально-правовое регулирование отношений в сфере международного коммерческого арбитража осуществляется различными способами.
В одних государствах такие отношения регулируются в общих процессуальных законах, обычно — гражданских процессуальных кодексах, например Книга IV ГПК Франции, Книга VII ГПК Греции, Книга IV ГПК Италии и др. В других государствах существуют самостоятельные законы о международном коммерческом арбитраже (Болгария, Венгрия, Литва, Российская Федерация, Финляндия и др.).
В Российской Федерации деятельность международного коммерческого арбитража регулируется Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже», который применяется к международному коммерческому арбитражу, если место арбитража находится на территории Российской Федерации.
Отношения в области международного коммерческого арбитража регулируются и иными законодательными актами Российской Федерации, в частности АПК РФ и ГПК РФ.
9.6. Компетенция международного коммерческого арбитража
Компетенция (от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить) представляет собой совокупность установленных нормативными правовыми актами задач, функций, прав и обязанностей (полномочий) государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций.
Понятие «компетенция» в юридической литературе рассматривается в двух смыслах — в широком смысле, когда речь идет о полномочиях конкретного органа по осуществлению функций в определенной сфере, и в узком смысле — в значении только круга основных (отраслевых) полномочий. Так, третейский суд является органом, обладающим компетенцией по разрешению гражданско-правовых споров (ст. 11 ГК РФ) 139 .
139 Николюкин С.В. Международный коммерческий арбитраж. М.: Юстицинформ, 2009.
Компетенцию международного коммерческого арбитража следует рассматривать именно в узком смысле — как круг основных полномочий, которыми суд наделен в силу национального законодательства государства, а также норм международных договоров.
Действующее законодательство выделяет следующие критерии компетенции международного коммерческого арбитража 140 :
— наличие заключенного арбитражного соглашения, соответствующего установленным требованиям. Заключенное арбитражное соглашение характеризуется последствиями двоякого рода — позитивными и негативными. Позитивный аспект заключается в том, что оно обязывает стороны при возникновении спора совершить определенные действия, а именно обратиться за разрешением спора в международный коммерческий арбитраж. Негативный аспект предполагает, что стороны обязаны воздержаться от определенных действий, не обращаться за разрешением спора в государственный суд. Речь идет о пророгационном и дерогационном эффекте арбитражного соглашения;