Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Учебник — Страница 163 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Учебник

Правовой базой для создания расследовательских комитетов служат различного рода акты. Так, в ФРГ учреждение расследовательских комитетов предусмотрено Основным законом (ст. 44.1). Во многих странах эти комитеты создаются на основе конституционных, органических и обычных законов, регламентов палат. В США подобное уполномочие содержится в Акте о реорганизации 1946 г., который предоставил особым комитетам право осуществлять «постоянное наблюдение за исполнением административными органами законов». Аналогичные положения содержатся в Законе о контроле над бюджетом 1974 г.

Временные расследовательские комитеты создаются на основе совместных или раздельных парламентских резолюций. Наконец, в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и т.д.) расследовательские комитеты могут создаваться на основе обычаев и прецедентов.

6. Своеобразной формой осуществления парламентского контроля над деятельностью правительства и подчиненной ему администрации является институт омбудсменов. Этот институт зародился в Швеции в самом начале XIX в. и получил впоследствии широкое распространение в ряде стран (Дания, Финляндия, Норвегия, Великобритания, ФРГ, Новая Зеландия и др.). Омбудсмены назначаются на должность парламентами и являются их должностными лицами. Они наделяются парламентами достаточно широкими контрольными полномочиям. Например, согласно ст. 137 Конституции Эстонии Канцлер юстиции является независимым должностным лицом, уполномоченным осуществлять контроль за нормотворчеством органов законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления на предмет его соответствия Конституции и действующему законодательству страны.

Парламентский комиссар по контролю над администрацией в Великобритании производит расследования по жалобам на дурное управление, которые избиратели направляют своим депутатам в Палате общин. Его полномочия распространяются на всю деятельность центральных департаментов, за исключением политических решений. Вне сферы его юрисдикции остаются внешняя политика и деятельность британских должностных лиц за пределами Соединенного Королевства. Он имеет доступ ко всем департаментским бумагам и о результатах своего расследования докладывает Палате общин. Для рассмотрения предложений парламентского комиссара обычно назначается расследовательский комитет. Результаты расследований, произведенных омбудсменами, обычно публикуются в печати.

Парламенты в ряде случаев принимают законодательные меры для устранения обнаруженных злоупотреблений. Институт омбудсменов в известной мере дополняет традиционные формы парламентского контроля. Его достаточно высоко оценивают в зарубежной правовой литературе, однако выдвигаются и аргументы против этого метода контроля. После введения омбудсменов в некоторых штатах США высказывались опасения, что они фактически присваивают себе функции мэров, окружных атторнеев и других выборных должностных лиц.

Судебные (квазисудебные) полномочия парламентов ограничены, и их реализация не занимает заметного места в обычной парламентской деятельности. До последнего времени уникальный пример судебных полномочий представляла собой верхняя палата парламента Великобритании — Палата лордов. Основы судебной компетенции Палаты лордов были заложены еще в Великой хартии вольностей 1215 г., 39-я статья которой предоставляет баронам право сословного суда равными им по положению баронами, так называемое право суда пэров. Такова была первоначальная юрисдикция (initial jurisdiction) собрания баронов в Парламенте, при этом основную массу судебных дел Палаты лордов составляли обвинения в измене и в фелонии, а также процедура импичмента. Затем первостепенную роль приобрела юрисдикция по «искам об ошибках», которые сначала передавались на рассмотрение Палаты лордов королем, начиная с XV в. принимались ею к рассмотрению самостоятельно, а в 1485 г. общие суды признали за Палатой лордов исключительное право на их рассмотрение. В 1583 г. Верхняя палата Парламента Великобритании получила право рассматривать в порядке «иска об ошибке» решения судов Казначейской палаты, а в 1646 г. — решения Канцлерского суда. В тот же период за Палатой лордов утвердилась традиция рассмотрения так называемых трудных дел (hard cases), т.е. таких, которые ввиду неопределенности в действующем праве могли иметь более одного решения. Результатом присоединения к Англии в начале XVIII в. Шотландии, а позднее Ирландии стало распространение юрисдикции Палаты лордов на всю территорию страны и признание Палаты лордов высшей судебной инстанцией для всех трех частей Соединенного Королевства. С тех самых пор в судебной деятельности Палаты лордов большое место занимает апелляция, позволившая процессуально связать три судебные системы.

Пожертвованите на развитие ресурса