Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Учебник — Страница 271 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Учебник

3. Правовой статус правительства. Порядок формирования и правовой статус правительств постсоциалистических государств различаются в зависимости от существующей формы правления.

В президентских республиках правительство формируется президентом в основном безотносительно к воле парламента. Так, например, в Казахстане Президент представляет депутатам только кандидатуру премьер-министра. Остальные члены правительства назначаются Президентом по представлению премьер-министра. По Конституции правительство несет ответственность перед Президентом. Он может «по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена» (подп. 7 ст. 70). Вместе с тем Конституция Казахстана закрепляет соответствующие формы подотчетности правительства перед Парламентом: Парламент не только заслушивает программы и отчеты правительства, но и может вынести ему вотум недоверия (подп. 6 ст. 53). Впрочем, право принятия решений по этому вопросу принадлежит Президенту. Он может не согласиться с отставкой правительства. В этом случае распускается Парламент, а правительство продолжает исполнять свои функции до следующих выборов и формирования нового депутатского корпуса. Каждая из палат Парламента может потребовать также отставки отдельных министров в случае неисполнения ими законов Республики (подп. 6 ст. 57). Но и в этом случае Президент может не согласиться с мнением депутатов. И только повторное (не ранее чем через шесть месяцев) решение палаты Парламента, принятое большинством в две трети голосов, автоматически влечет за собой отставку члена Правительства.

Иным образом складывается порядок формирования правительства в государствах со смешанной формой правления. Так, в Румынии Президент представляет кандидатуру на должность премьер-министра только после консультаций с партией либо коалицией партий, которые имеют большинство мест в Парламенте. Кандидат на должность премьер-министра представляет Парламенту программу и состав будущего правительства. Вотум доверия правительству обсуждается на совместном заседании палат Парламента и принимается большинством голосов сенаторов и депутатов (ст. 102). Правительство несет политическую ответственность только перед Парламентом (ч. 1 ст. 108) и уходит в отставку в случае вынесения ему вотума недоверия большинством голосов сенаторов и депутатов (ст. 112).

В Литве премьер-министр назначается на должность и освобождается с должности Президентом с согласия Сейма. Назначенный Сеймом премьер-министр представляет Президенту для назначения кандидатуры на должности министров. Утвержденный таким образом состав правительства, а также правительственная программа должны быть переданы на рассмотрение Сейма в течение 15 дней со дня формирования правительства. Полномочия по осуществлению своей деятельности правительство получает в случае одобрения его программы большинством голосов участвующих в голосовании членов Сейма (ст. 92). Правительство несет солидарную ответственность перед Сеймом за свою деятельность (ст. 96), при этом Конституция устанавливает следующие основания для его отставки: повторное неодобрение Сеймом программы вновь образованного правительства; вотум недоверия правительству или премьер-министру, вынесенный большинством голосов членов Сейма; отставка или смерть премьер-министра; формирование нового правительства после выборов сейма; отказ в утверждении правительства в случае смены более половины его состава. Сейм Литвы может отправить в отставку также отдельных министров, приняв такое решение большинством голосов от общего состава своих членов (ст. 101).

Пожертвованите на развитие ресурса