Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Учебник — Страница 85 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Учебник

Идеологи плебисцитарной демократии используют в своих интересах и превратно истолковывают бесспорно существующую во всех странах концентрацию государственной власти, сопровождающуюся одновременно ограничением роли как центральных, так и местных представительных учреждений. Справедливо характеризуя эти процессы как авторитаризм и олигархию, они делают из этого нужный им вывод о том, что так подготавливается почва для установления плебисцитарной демократии. Особое место в их аргументации занимают рассуждения о полной деградации парламентов. Однако их критицизм глубоко реакционен. Они не призывают к преодолению пороков парламентаризма, к превращению представительных учреждений в действительно работающие корпорации, напротив, они моделируют такую политическую систему, в которой нет места ни парламентам, ни муниципалитетам, т.е. и здесь мы обнаруживаем тот же подход, что и к демократии в целом. Плебисцитарные демократы пропагандируют такую политическую систему, в которой народу отводится роль толпы, одобряющей решения боговдохновенного вождя, а осуществление этих решений передается в руки профессиональной автономной бюрократии.

Среди новых направлений, утвердившихся в конце XX столетия, особо следует выделить комплексное изучение взаимовлияния права и экономики как на макро-, так и на микроуровне. Американский судья Ричард Познер развил изучение и преподавание предмета «право и экономика». Американские экономисты продвинули эти исследования на уровне высших институтов государственной власти.

Термин «конституционная экономика» был предложен американским экономистом Ричардом МакКинзи при определении главного предмета обсуждения на конференции, прошедшей в 1982 г. в Вашингтоне. Создание этого термина с использованием прилагательного «конституционный», добавленного к знакомой экономистам дисциплине, означало комбинацию концепций, которая была необходима для определения и выделения нового научного направления, ранее существовавшего как интегральная сумма предшествующих многолетних исследований экономистов. При этом было признано, что использовавшийся ранее термин «конституционная политика» не вполне подходит для характеристики взаимосвязи экономики с фундаментальными законами общественного порядка. Термин МакКинзи был воспринят другим американским экономистом Джеймсом Бьюкененом в качестве названия им же самим разработанного научного направления. Он является классиком и основателем конституционной экономики и получил за это в 1986 г. Нобелевскую премию. Бьюкенен ввел в оборот понятия «конституционное гражданство» и «конституционная анархия» и провел анализ экономического содержания многих известных конституционно-правовых понятий, сделавших бы честь любому юристу. Разумеется, он рассматривал «конституционность» в смысле значения этого слова в английском языке и применял к семье, фирме, общественной организации, но все же в первую очередь к государству.

В своей Нобелевской лекции Бьюкенен постарался кратко изложить свои основные идеи. Лекция разбита на небольшие разделы, которые в качестве эпиграфов сопровождают цитаты из работы конца XIX в. шведского экономиста Кнута Викселла, который оказал серьезное влияние на творчество Бьюкенена. Например, в одной из цитат Викселл пишет: «Если полезность для каждого отдельного гражданина равна нулю, то совокупная полезность для общества также будет равна нулю». В другом эпиграфе Викселл утверждает, что о том, «приносит ли деятельность государства больше пользы конкретным гражданам, чем она им обходится, никто не вправе судить лучше самих граждан». После этих цитат становится понятной основа конституционной экономики, найденная случайно в университетской библиотеке Бьюкененом в 1948 г. в книге Викселла, опубликованной в 1896 г. на немецком языке. (Правда, случай произошел благодаря тому, что библиотека в свое время приобрела книгу неизвестного в Америке шведа, а Бьюкенен знал немецкий язык.) Как свидетельствует Бьюкенен, «Викселл бросил вызов традициям теории государственных финансов», и это совпало с его собственными взглядами. Интересна и первая реакция Бьюкенена: он сразу организовал перевод книги Викселла, чтобы сделать его доступным широкому кругу читателей.

Пожертвованите на развитие ресурса