Средства массовой информации весьма влиятельны в политической и государственной жизни Японии. Основы правового статуса средств массовой информации (СМИ) заложены Конституцией Японии. Как отмечалось, Конституция гарантирует свободу слова, печати и иных форм выражения мнений. Согласно ст. 21 Конституции запрещена любая цензура. Печатные средства массовой информации функционируют в основном на основе саморегуляции. Свобода массовой информации в Японии ограждена от злоупотреблений целым рядом законодательных актов. Среди них положения Гражданского кодекса, не допускающие злоупотребления правами и нарушения общественного порядка и добрых нравов. Законодательство об органах государственной власти регулирует порядок освещения их деятельности, в частности аккредитацию представителей СМИ при этих органах для получения официальной информации, а также основанную на положениях указанного законодательства деятельность самих государственных органов. Например, служба Управления императорского двора зорко следит за всеми публикациями об Императоре и членах императорской семьи. Информацию о деятельности Премьер-министра СМИ получают в действующем с 1960 г. управлении информации при канцелярии Премьер-министра. Управление ежедневно проводит брифинги и пресс-конференции, выпускает сообщения для печати, которые по продолжительности занимают более двух часов. Журналисты тех СМИ, которые не аккредитованы при государственных органах, практически лишены такой возможности. Для работы со СМИ в 1973 г. был создан отдел информации при Кабинете министров. В период избирательных кампаний определенное регулирующее воздействие имеют нормы законодательства о выборах, регламентирующие время и порядок проведения агитационных мероприятий в печатных и электронных СМИ. Правовой статус электронных СМИ урегулирован Законом о вещании, который, кроме того, предоставляет вещательной корпорации Эн-эйч-кей монопольное право ведения передач на зарубежные страны. В стране выходят 104 ежедневных газеты, 72 еженедельника (общий тираж — 33,8 млн. экз.) и 2822 ежемесячных журнала. По общему тиражу ежедневных газет (68,3 млн.) Япония занимает второе место в мире, уступая лишь США, а по количеству газет на душу населения — первое место. Господствующее положение занимают наиболее влиятельные газеты «Асахи» (тираж около 13 млн. экз.), «Иомиури» (свыше 14 млн.), «Майнити» (10 млн.). Ведущие политические партии Японии и профсоюзные центры имеют свои издания общим тиражом от 100 тыс. до 600 тыс. экземпляров каждое. Представление о средствах массовой информации этой страны можно получить на примере газеты «Иомиури», выходящей ежедневно утренним и вечерним выпусками объемом до 32 страниц. Помимо 750 штатных журналистов центрального аппарата редакция приглашает огромное количество платных информаторов (в одном Токио их более 1500 человек). Имеется два небольших самолета, 6 вертолетов, оборудованных аппаратурой для немедленной передачи в редакцию текстов и фотоснимков, 18 типографий с высокопроизводительной техникой и великолепно отлаженная система распространения. Помимо основной газеты выпускаются десятки еженедельников, журналов, приложений, книг на все вкусы — от узкоспециальных до массовых изданий, посвященных темам досуга, спорта, здравоохранения и т. д. Всего в этом мощном концерне занято 12 тыс. человек. Действуют крупные информационные агентства. Первое место занимает Киодо Цусин — кооперативное объединение ведущих газет и полугосударственной телерадиовещательной корпорации Эн-Эйч-Кей. Оно распространяет подписчикам внутриполитическую, экономическую, научную, спортивную информацию на японском и английском языках, иностранную информацию собственных корреспондентов и иностранных агентств. Имеет соглашения об обмене информацией с мировыми агентствами. Обслуживает 63 газетных издательства, 72 радиостанции, 57 информационных агентств за рубежом. Дзидзи цусин — второе по значению, также акционерное. Радиовещание и телевидение находятся частично под контролем правительства (через корпорацию Эн-Эйч-Кей), а в основном — в частных руках.
§ 4. Выборы, отзыв и референдум 119. 1. Избирательные права 120. 2. Система парламентских выборов 121. 3. Выборы органов местного самоуправления 122. 4. Отзыв 123. 5. Референдум
1. Избирательные права
Конституция Японии содержит лишь наиболее важные и принципиальные положения избирательного права. В частности, это положения частей первой, третьей и четвертой ст. 15, согласно которым «народ обладает неотъемлемым правом избирать публичных должностных лиц и смещать их с должности», при выборах гарантируется всеобщее избирательное право для совершеннолетних (т. е. достигших 20 лет), а тайна голосования не должна нарушаться. Особенность японского конституционного регулирования данной проблематики заключается в том, что часть четвертая упомянутой статьи предусматривает неответственность избирателя ни в публичном, ни в частном порядке за сделанный им выбор. Применительно к выборам Парламента Конституция запрещает дискриминацию на основе расы, религии, пола, социального положения, происхождения, образования, имущественного положения или доходов (ст. 44). Закон о выборах публичных должностных лиц 1950 г. подробно регулирует вопросы избирательного права и процедуру проведения выборов, периодически уточняя и совершенствуя те или иные положения, касающиеся способа, времени реализации избирательного права, порядка выдвижения кандидатов и др. Это достаточно объемный нормативный правовой акт, насчитывающий свыше 270 статей и кодифицирующий около 20 предшествующих законов о выборах. В соответствии с указанным Законом избирательным правом обладают японцы, достигшие 20-летнего возраста, прожившие в своем избирательном округе не менее трех месяцев и внесенные в список избирателей, который ежегодно обновляется к 15 сентября. Право быть избранным в Палату представителей японского Парламента возникает с 25 лет, а в Палату советников — по достижении 30-летнего возраста. Каждый гражданин, обладающий пассивным избирательным правом, может выдвинуть свою кандидатуру. Для того чтобы быть зарегистрированным, достаточно за четыре дня до дня выборов письменно уведомить о своем намерении соответствующее подразделение в органе местного самоуправления. 2. Система парламентских выборов
В 1994 г. была осуществлена масштабная избирательная реформа, коснувшаяся многих сторон действовавшей избирательной системы по выборам Парламента. Закон предусматривает пересмотр избирательных округов по выборам в Палату представителей после каждой переписи населения через каждые пять лет. Однако это требование практически не выполнялось, хотя миграция сельского населения в города сильно изменила облик избирательных округов, границы которых были установлены еще в 1946 г. Границы отдельных избирательных округов периодически пересматривались, но лишь в связи с судебным решением по конкретному делу. Это приводило к существенному нарушению конституционного принципа равенства голосов избирателей. В результате, например, средний округ в Токио более чем в три раза превышал по численности жителей средний округ в пригороде. Разрыв в численности жителей избирательных округов в сельской местности был еще больше. По итогам последней переписи в одном из округов префектуры Тиба (пригород Токио) для победы на выборах кандидату нужно было бы набрать в 5,12 раза больше голосов, чем в префектуре Хего (побережье Японского моря). Первый за послевоенный период времени системный пересмотр был произведен в 1994 г. Лишь реформа 1994 г. обусловила регулярный системный пересмотр избирательных округов. Число депутатских мест в Палате представителей сократилось с 511 до 500. Вместо плюриноминальных избирательных округов (3—5 депутатов), существовавших с 1925 г., введены одномандатные избирательные округа, обеспечивающие избрание 300 депутатов. Общенациональный округ пропорционального представительства упразднен. Вместо него введены 11 многомандатных округов для избрания на пропорциональной основе оставшихся 200 депутатов. Новая смешанная избирательная система вызвала к жизни рассмотренный выше процесс объединения политических партий и парламентских фракций. Следовательно, согласно Закону 1994 г. после выборов 1996 г. обе палаты Парламента стали избираться по смешанной избирательной системе (Палата советников — верхняя палата до этого уже формировалась по смешанной системе с той лишь разницей, что при выборах в эту палату образуется не группа региональных, а один общенациональный избирательный округ). Палата советников избирается в составе 252 депутатов сроком на шесть лет, причем через каждые три года 1/2 состава советников переизбирается. Из них 152 советника избираются от округов, образуемых на базе префектур и столицы Токио (всего 47 округов). Благодаря такой организации избирательных округов избранные от них советники представляют в верхней палате Парламента самые крупные политико-территориальные единицы. От каждого округа избирается от 2 до 6 советников. В день выборов избиратель отдает свой голос за одного из кандидатов. Кандидату для избрания нужно набрать число голосов, не меньшее частного от деления общего числа действительных голосов в округе на число причитающихся этому округу мест. Остальные 100 советников избираются по системе пропорционального представительства с применением правила д’Ондта по партийным спискам в общенациональном избирательном округе. При голосовании по общенациональному округу избиратель подает свой голос за конкретный партийный список кандидатов. Избиратель на выборах в каждую палату имеет два голоса. Один из них он отдает одному из кандидатов, выдвинутых по избирательному округу, а второй — за партийный список кандидатов соответственно по многомандатному или общенациональному избирательному округу. Введение малых избирательных округов преследовало цель решения еще одной задачи — устранения образовавшегося вопиющего неравенства избирательных округов и неравноценности голосов избирателей. Это формальное выравнивание размеров избирательных округов способствовало усилению ЛДП, имеющей влиятельные партийные организации на местах. Выдвижение кандидатов. Образование малых избирательных округов потребовало от кандидатов резкого повышения интенсивности избирательных кампаний. В связи с этим возможность самовыдвижения для новичков как полностью независимых кандидатов стала весьма затруднительной. Кандидаты в члены Палаты представителей должны внести избирательный залог в размере 3 млн. иен. Залог не возвращается, если кандидат не набрал 1/5 части голосов от квоты, которая определяется делением числа поданных в избирательном округе действительных голосов на число приходящихся на этот округ мандатов. Кандидаты в Палату советников должны внести избирательный залог в сумме 2 млн. иен. Указанная сумма залога удваивается, если кандидаты выдвинуты партийным списком. В некоторых случаях возможен возврат избирательного залога. Так, независимый кандидат, чтобы получить свой залог обратно, должен собрать 1/8 часть голосов от квоты, которая определяется таким же образом, как и квота при выборах в нижнюю палату. Благодаря избирательной реформе 1994 г. политические партии получили право выдвигать кандидатов как по партийным спискам по многомандатным избирательным округам, так и по одномандатным избирательным округам. Даже если такой партийный кандидат не пройдет по одномандатному избирательному округу, то у него все равно остается шанс на депутатское место от партийного списка. Официальное разрешение политическим партиям выдвигать кандидатов в депутаты указанным выше способом имеет целью уменьшить число независимых кандидатов. Наиболее видные и влиятельные политики крупных партий имеют реальные шансы на победу в одномандатном избирательном округе, а будучи включенными в партийный список кандидатов по многомандатному округу, привлекают для него дополнительные голоса колеблющихся избирателей. В отличие от стран Западной Европы в Японии запрещены некоторые виды агитации и агитационных материалов, в частности запрещен обход домов избирателей и агитация на дому, агитация против других кандидатов. Кандидат в ходе предвыборной борьбы, длящейся 12 дней, может безвозмездно выступить по одному разу по радио и по телевидению в течение пяти с половиной минут. Типично использование в предвыборной борьбе, которая длится обычно один месяц, агитационных автобусов, оборудованных звукоусиливающей аппаратурой; кандидаты осуществляют ежедневные 8-часовые поездки, 5—6 выступлений в различных городах с крыши автобуса, пресс-конференции, тысячи рукопожатий с избирателями. Следующей важной частью избирательной реформы 1994г. явилась новая редакция Закона о регулировании политических фондов, которая должна обеспечить прозрачность финансирования и расходования средств, поступающих на избирательные кампании выборных должностных лиц. Упорядочена система распоряжения средствами избирательных фондов. Политические пожертвования могут поступать только политическим партиям и иным оговоренным в Законе общественным организациям. Пожертвования в фонды отдельных кандидатов запрещены. Все предвыборные мероприятия должны быть проведены в течение 30 дней непосредственно перед выборами, исключая день голосования. При этом запрещается расходовать свыше 19 млн. иен, распространять более 25 тыс. агитационных открыток и использовать более одного автобуса с репродуктором. Голосование. Выборы последнего времени отличаются крайне низкой, по японским меркам, явкой избирателей. В выборах в Палату представителей 2000 г. приняло участие 54,6% избирателей, хотя и отмечена высокая активность избирательниц. Из 202 кандидатов-женщин 35 стали депутатами, в том числе 16 впервые. На выборах в Палату советников в 1998 г. проголосовало 58,8% зарегистрированных избирателей. Хотя такие «провалы» явно выше обычной для многих стран явки избирателей на парламентские выборы, правящие круги Японии обеспокоились наметившейся тенденцией и приняли ряд законодательных и организационных мер, направленных на увеличение активности избирателей. В декабре 1997 г. была принята поправка к Закону о выборах публичных должностных лиц, согласно которой время голосования в день выборов продлевается на два часа за пределы 18 часов, установленных Законом ранее. Против этой поправки голосовала только КПЯ. Кроме того, облегчено досрочное голосование для тех избирателей, которые в силу тех или иных уважительных причин (сменная работа, дежурство, командировка) не могут принять участие в выборах в день голосования. Они могут проголосовать за день до дня выборов с 5.00 до 20.00. Как правило, японцы не делают индивидуального политического выбора, а голосуют из-за признательности (гири), по совету близких и т. д. В результате очень часто жены «наследуют» мандаты умерших мужей. Каждый третий депутат от ЛДП имеет в Парламенте родственников, 25% парламентских мест передается в семьях «по наследству». Например, среди депутатов нижней палаты Парламента на прошлых выборах 1996 г. более четверти избранных депутатов (123 человека из 500) оказались детьми или внуками депутатов прошлых созывов. Традиция «наследования» характерна и для всех новых партий, отпочковавшихся от ЛДП. Для того, чтобы создать равные условия всем без исключения кандидатам и сделать выборы более прозрачными, помимо упоминавшегося выше финансирования политических партий, законодательство о выборах обязывает органы местного самоуправления осуществлять за счет местного бюджета целый комплекс организационных и финансовых мероприятий. В частности, кандидатам бесплатно предоставляются в одинаковом количестве агитационные открытки и плакаты, на улицах отводятся специальные места для вывешивания различного рода агитационных материалов, а также выделяются специально приспособленные помещения для проведения предвыборных митингов. Кроме того, органы местного самоуправления обязаны публиковать в местной печати, по радио и телевидению официальную информацию о выборах, включая данные о времени и месте голосования, список кандидатов, краткие биографические справки о них и изложение важнейших пунктов их предвыборных программ.
3. Выборы органов местного самоуправления
Выборы в местные органы самоуправления проводятся в сходном порядке. Местные собрания и определенные законом должностные лица (губернаторы и др.) избираются прямыми выборами сроком на четыре года. Губернатором префектуры может быть избран гражданин Японии, проживающий в данной местности и достигший возраста не менее 30 лет; мэром, старостой — 35 лет. Выборы однопалатных собраний префектур, городов, деревень проводятся по смешанной избирательной системе, а должностных лиц (губернаторов, мэров) — по мажоритарной избирательной системе.
4. Отзыв
Этот институт, опирающийся на приведенное выше положение части первой ст. 15 Конституции о праве народа смещать с должности избранных им публичных должностных лиц, действует в Японии в системе местного самоуправления. Например, член местного собрания может быть отозван голосованием большинства избирателей, проводимым по требованию 1/3 из них. Кроме того, предусмотренная ст. 79 Конституции возможность неутверждения народом на очередной 10-летний срок судьи Верховного суда тоже представляет собой отзыв.
5. Референдум
В качестве института непосредственного народовластия общенациональный референдум в Конституции Японии напрямую не упоминается, и подобные референдумы здесь не проводились. Исключение сделано относительно поправок к Конституции. Напомним, что согласно части первой ст. 96 поправки к Конституции после одобрения квалифицированным большинством в обеих палатах Парламента «представляются на одобрение народа; поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших либо в порядке особого референдума, либо путем выборов — в соответствии с решением Парламента». Однако указанное конституционное положение о ратифицирующем референдуме до сих пор носит чисто умозрительный характер, так как после попыток пересмотра Конституции в 50-х гг. ни одна из палат Парламента каких-либо поправок к Конституции не предлагала. До сих пор нет закона, регулирующего процедуру народного голосования по предложенным поправкам. Помимо рассмотренных выше особенностей регулирования общенационального референдума, в гл. VIII Конституции, посвященной местному самоуправлению, в ст. 95 предусмотрена возможность проведения местного референдума в том случае, когда будет издаваться закон, применяемый в отношении только определенного местного органа публичной власти. Японский Парламент может издать такой закон не иначе, как с согласия большинства избирателей, проживающих на территории соответствующего местного органа публичной власти.
5. Государственные органы 124. 1. Форма правления и государственный режим 125. 2. Император 126. 3. Парламент 127. 4. Кабинет министров 128. 5. Судебная система
1. Форма правления и государственный режим
В настоящее время, как мы уже отмечали, японская форма правления представляет собой парламентарную монархию. Благодаря этому деятельность и взаимоотношения центральных государственных органов имеют черты, свойственные данному способу организации власти. Государственный режим после 1993 г., когда безусловное доминирование ЛДП на политической арене и в Парламенте, казалось, отошло в прошлое, приобрел черты парламентаризма. Однако сегодня похоже, что ЛДП с помощью упомянутой выше избирательной реформы в значительной мере восстановила свое преобладание, хотя и вынуждена вступать в коалицию с другими партиями. В этих коалициях она доминирует, и это позволяет утверждать, что сегодня государственный режим в Японии — скорее министериальный, хотя министериализм этот неустойчивый.
2. Император
Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого Императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правления данного Императора считается первым годом соответствующей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито. Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Чтобы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям — статьям Конституции, но и к фактической деятельности Императора. По Конституции (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть. Согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего — остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6). По совету и с одобрения Кабинета Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст. 7): — промульгацию поправок к Конституции, законов, правительственных указов и договоров; — созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент; — подтверждение в соответствии с законом назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; — подтверждение общих и частных амнистий, смягчение и отсрочки наказаний, восстановление в правах; — пожалование наград; — подтверждение в соответствии с законом ратификационных грамот и других дипломатических документов, прием иностранных послов и посланников; — осуществление церемониала. В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда. Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек*. * См.: Правящие круги Японии: механизм господства. М., 1984. С. 180—182, 184. В случае установления регентства Регент действует от имени Императора. Кроме того, Император в соответствии с законом может поручать другим лицам осуществление своих полномочий. На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами. Император — это символ единства народа*, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера. * До принятия Конституции 1946 г. он имел очень широкие полномочия как в области государственного управления, так и в сфере религии. Как отмечалось, в 1946 г. Император Хирохито, правивший с 1926 г., официально отказался от своего божественного происхождения.