Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императору приходится выполнять не только единолично, но и с членами императорской семьи. Например, как свидетельствует официально распространяемый красочный буклет «Императорская семья», со времени своей свадьбы Их Императорские Величества совершили официальные визиты в несколько десятков стран мира. По признанию императрицы, «число обязательных для членов императорской семьи мероприятий резко возросло». В качестве одной из причин этого она привела «значительный рост числа гостей, прибывающих из зарубежных государств, обусловленный тем обстоятельством, что число независимых государств более чем удвоилось с 1960 г., когда я только стала членом Императорской фамилии»*. * The Japan Times. Weekly International Edition. 1997. Oct. 27—Nov. 2.
Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероприятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприятия, научные центры, художественные выставки и благотворительные мероприятия. Как отмечают некоторые японские юристы и политические деятели, в связи с тем, что в Конституции отсутствует четкое разграничение между понятиями «государственные дела» и «государственная политика», отсутствуют статьи, запрещающие Императору затягивать выполнение решений представительного органа, равно как нет четко сформулированной процедуры роспуска Палаты представителей, Император может влиять на решение этих вопросов. Указанное утверждение не бесспорно, поскольку в силу конституционного обычая Император этого никогда не делал. Следует также добавить, что жизнь Императора и его семьи окутана таинственностью и в отличие от других монархий приставленные к нему государственные чиновники постоянно ограждают его от контактов с внешним миром. Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий. Как показал опрос японских избирателей в начале 90-х гг., 77% взрослых японцев поддерживали монархическую форму правления.
3. Парламент
В соответствии с положениями ст. 41 Конституции Японии Парламент является «высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Компетенция Парламента, вытекающая из этой его характеристики, в Конституции специально не определена, если не считать отдельных (достаточно многих) ее положений, предусматривающих регулирование тех или иных вопросов законом. Можно, однако, сделать вывод, что японский Парламент обладает неопределенной компетенцией. Во всяком случае Парламент осуществляет законодательную власть, одобряет бюджет, контролирует деятельность правительства, осуществляет суд в порядке импичмента в отношении тех судей, против которых возбуждено дело о смещении с должности. Состав и срок полномочий. Парламент состоит из двух палат: Палаты представителей и Палаты советников. Палаты, в свою очередь, состоят из выборных членов, представляющих весь народ. Численный состав палат, квалификации их членов и избирателей определяются законом. Выше в предыдущем параграфе все это изложено. Споры относительно квалификаций членов палаты решаются палатой большинством 2/3 присутствующих. Члены Палаты представителей избираются на четыре года, однако в случае роспуска палаты их полномочия прекращаются досрочно. В этом случае новые выборы должны быть проведены в течение 40 дней. Члены Палаты советников избираются на шесть лет, причем каждые три года палата обновляется наполовину. По итогам парламентских выборов 2000 г. в составе Парламента оказалось 35 представительниц прекрасного пола (7% общей численности парламентариев). Это второй самый крупный результат за всю послевоенную историю. Первый крупный успех женщин на парламентских выборах был зафиксирован в 1946 г., когда в Палату представителей были избраны 39 женщин*. * См.: Keesing’s Record of World Events. 1996. Oct. P. 41318; The Nikkei Weekly. 2000. July 3. За последние 10 лет в Японии значительно увеличилось число женщин, занимающих ответственные должности в государственных организациях и частных компаниях, а также в политических инстанциях. Среди государственных служащих на долю женщин приходится 12%, а среди судей их более 8%. Выборы Палаты представителей должны проводиться достаточно часто из-за более короткого срока ее полномочий и возможности ее досрочного роспуска по инициативе правительства. Поэтому предполагалось, что партийный состав нижней палаты будет подвижным, более или менее точно отражающим изменения в общественной жизни. Напротив, более высокий возрастной ценз и длительный срок полномочий, частичная обновляемость верхней палаты Парламента, невозможность ее досрочного роспуска должны были обеспечить Палате советников, по мысли создателей Конституции, качества консервативного противовеса нижней палате. Ожидалось, что в случае полевения общественного мнения и одобрения в результате этого законопроектов с соответствующим радикальным содержанием эта палата воспрепятствует их принятию. На практике же Палата советников сыграла значительную роль в срыве или отсрочке принятия как раз консервативного законодательства из-за того, что позиции монопольно правившей на протяжении десятилетий ЛДП в этой палате оказались значительно слабее, чем в нижней палате. Организация палат. Каждая палата самостоятельно избирает председателя и других своих должностных лиц, устанавливает свои правила заседаний, процедуры внутренней дисциплины, за нарушение которой может наказывать своих членов, однако для исключения их из состава палаты требуется решение большинством 2/3 присутствующих (ст. 58 Конституции). Закон о Парламенте к должностным лицам, избираемым на весь срок полномочий палаты, относит председателя, вице-председателя, временного председателя, председателей комитетов и генерального секретаря палаты. Из них только генеральный секретарь избирается не из числа членов Парламента. По сложившейся традиции вице-председателями палат избираются представители оппозиционных партий. Формально председатель палаты обладает огромными полномочиями по контролю за парламентской процедурой. Практически любая область парламентской деятельности находится под его контролем. Он вправе единолично определять повестку дня палаты, может изменить уже согласованную на процедурной комиссии очередность рассмотрения дел, обладает исключительным правом открывать пленарные заседания палаты, предварительно известив об этом депутатов в специальном бюллетене. Председатель может предупредить парламентария об ответственности в случае допущения последним бестактности, лишить его слова или передать вопрос о привлечении парламентария к ответственности на рассмотрение дисциплинарной комиссии. Если посетитель на галерее для публики мешает проведению заседания палаты, председатель может приказать ему покинуть помещение, а в случае необходимости отдать распоряжение парламентской полиции вывести его. Председатель вправе контролировать работу всех парламентских служб, в том числе технических, посещает периодически заседания комиссий и санкционирует проведение публичных слушаний, дает свое согласие на парламентское расследование деятельности отдельных парламентариев. Кроме того, он выполняет исключительно значимые представительские функции, в частности ведет от имени палаты переговоры с представителями другой палаты или Кабинета министров. Через него парламентарии могут потребовать от Кабинета министров созвать чрезвычайную сессию Парламента или прислать своих представителей на заседание комиссии. Однако демократические традиции, заложенные в конце 60-х — начале 70-х гг., внесли в полномочия председателя существенные коррективы. Так, при вступлении в должность он и его заместитель обязаны выйти из партии и хотя бы формально обрести статус «надпартийности». Кроме того, по старой, еще довоенной традиции председатель не участвует в голосовании своей палаты. В Палате советников он к тому же не принимает участия в выборах парламентских должностных лиц и Премьер-министра, за исключением случая, когда голоса разделились поровну. Следовательно, по неписаным законам председатель выполняет многочисленные деликатные функции по посредничеству между правящим и оппозиционным блоками в период парламентских неурядиц, а также между палатой и правительством в случае разногласий по важным вопросам. Высоко ценится как правительством, так и оппозицией способность председателя взять на себя ответственность за какие-либо негативные последствия и спасти ситуацию. Видимо, помимо демократических традиций тут необходим определенный опыт и навык в реализации национальной черты японцев сообща решать проблемы или, точнее, в том, чтобы «служить мостом для взаимопонимания»*. * Подробнее см.: Стрельцов Д. В. Современный японский парламент. М., 1994. С. 43—46.