Подобные качества могут лучше проявиться, если кандидат на должность председателя обладает 6—7-кратным парламентским стажем. Немаловажное значение при этом имеет и процедура избрания председателя и вице-председателя: они выбираются консенсусом. Каждая палата формирует два вида комиссий — постоянные и специальные. Постоянных комиссий в Палате представителей в настоящее время 18. Большинство из них более или менее непосредственно связаны с работой соответствующих министерств: по вопросам внешней политики, по вопросам государственных финансов, по вопросам образования, по социальным и трудовым вопросам, по вопросам сельского, лесного и рыбного хозяйства, по вопросам юстиции, по вопросам торговли и промышленности, по вопросам строительства, по вопросам транспорта, по вопросам связи, по бюджету. Кроме того, создаются комиссии по делам Кабинета министров, по делам местной администрации, дисциплинарная, по процедуре, по исполненному бюджету, по вопросам науки и техники и по вопросам окружающей природной среды. Численность постоянных комиссий зависит от важности вопросов, лежащих в сфере их компетенции, и от численности состава палаты. В нижней палате постоянные комиссии всегда имеют больше членов по сравнению с аналогичной комиссией верхней палаты. Самая многочисленная комиссия Палаты представителей — бюджетная (50 членов). Комиссии по вопросам государственных финансов, по социальным и трудовым вопросам, по вопросам торговли и промышленности, по вопросам сельского, лесного и рыбного хозяйства насчитывают по 40 членов. В Палате советников 16 постоянных комиссий. Они имеют такое же наименование, что и комиссии, создаваемые в Палате представителей (отсутствуют только комиссии по вопросам науки и техники и по вопросам окружающей природной среды). Комиссии в обеих палатах формируются пропорционально представительству политических партий. При этом каждый парламентарий должен быть членом не менее одной-двух комиссий. Специальные комиссии не имеют партнеров в лице соответствующих ведомств и действуют в течение одной парламентской сессии. Они имеют право вносить собственные законопроекты по вопросам своей компетенции. Закон о Парламенте разрешает председателю и вице-председателю палаты, Премьер-министру и другим министрам Кабинета, заместителю генерального секретаря Кабинета министров, заместителю генерального директора канцелярии Премьер-министра и парламентским заместителям министров выйти из состава той комиссии, в которую они входили до избрания или назначения на соответствующую должность. Председатели комиссий палат избираются их членами из парламентариев от партии, имеющей наибольшее представительство. Они руководят заседаниями комиссий, следят за соблюдением регламента, а также контролируют деятельность вспомогательного аппарата, включающего, как правило, профессионального консультанта и исследователей. Статус парламентариев. Основы его определены в ст. 48—51 Конституции. Согласно им никто не может быть одновременно членом обеих палат Парламента. Ежегодно парламентарии получают вознаграждение из государственной казны, размер которого определяется законом и зависит от целого ряда факторов, таких, например, как занимаемая должность в Парламенте или правительстве. В среднем японский парламентарий в 1996 г. заработал (с их слов) 28,6 млн. иен (чуть больше 250 тыс. долл.). Представители оппозиции не намного отстали. Средний доход депутата-социалиста составил 24,7 млн. иен, у коммунистов — 21,7 млн. иен, что в несколько раз превышает среднюю заработную плату. Помимо ежемесячного жалованья парламентарии получают единовременное премиальное вознаграждение за полугодие, специальное пособие на почтовые, телеграфные и телефонные расходы и пособие «на изучение законопроектов». На них распространяются определенные виды социального страхования. Из средств государственного бюджета оплачивается часть организационных и представительских расходов парламентариев. Следует отметить, что народные избранники в Японии, как и в других странах, не ограничиваются только одним жалованьем. Наиболее популярными «подработками» здесь считаются места советников при какой-нибудь фирме. Среди японских парламентариев немало «многостаночников», но абсолютным чемпионом среди них стал Коитиро Айно, член Палаты представителей прошлого созыва от существовавшей тогда Партии новых рубежей, который одно время состоял советником в штате 19 различных организаций (правда, данные должны представляться по состоянию на 1 апреля!)*. * Подробнее см.: Япония — сегодня. 1997. Окт. С. 9.