Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 106 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Кроме предусмотренных законом случаев, члены обеих палат не могут быть арестованы во время сессии Парламента. Если же кто-то из них был арестован до открытия сессии, то по требованию палаты он подлежит освобождению на период сессии. Вне пределов Парламента парламентарии не отвечают за свои речи, высказывания и голосование в палате. Палата согласно части второй ст. 58 Конституции может наказывать своих членов за нарушения дисциплины и даже исключать их из своего состава, для чего требуется решение не менее 2/3 присутствующих членов палаты. Каждый член Парламента имеет право нанимать двух помощников, ему предоставляется специально оборудованный рабочий кабинет. Депутатские группы имеют возможность пользоваться услугами исследовательских и справочных служб. Парламентарии объединяются в партийные фракции. Общая процедура Парламента в основе своей определяется положениями ст. 52—57 Конституции. Очередные сессии его созываются один раз в год. Кабинет министров может созвать чрезвычайную сессию по своей инициативе и обязан сделать это по требованию членов одной из палат. Закон о Парламенте устанавливает, что очередная сессия длится в течение 150 дней. Чрезвычайная или специальная сессии созываются на срок, определяемый соглашением палат в их соответствующих резолюциях. Если же палаты не придут к единому мнению о сроке созыва чрезвычайной или специальной сессии или если Палата советников не примет указанную резолюцию, действует решение Палаты представителей. В случае досрочного роспуска Палаты представителей Парламент подлежит созыву в течение 30 дней после выборов. Роспуск Палаты представителей влечет прекращение заседаний и Палаты советников, однако при крайней необходимости в интересах страны Кабинет министров может созвать в период отсутствия Палаты представителей чрезвычайную сессию Палаты советников. На этой сессии может быть постановлено о временных мерах, которые утратят силу, если не будут одобрены Палатой представителей в течение 10 дней после открытия следующей сессии Парламента. Кворум для заседаний палаты составляет 1/3 общего числа ее членов. Кроме оговоренных в Конституции случаев, решения палаты принимаются большинством присутствующих ее членов, а при равенстве голосов решает голос председательствующего. По требованию не менее 1/5 присутствующих членов палаты проводится поименное голосование с указанием в протоколе заседания, как проголосовал каждый из парламентариев. Вообще-то используются три формы голосования: — голосование вставанием; — голосование бюллетенями — тайное, когда голосующие опускают в урну бюллетени белого цвета, голосуя «за», или голубого — «против», или поименное, когда голосующие прикрепляют к бюллетеню табличку со своей фамилией; — голосование «невозражением», когда председатель спрашивает парламентариев, кто из них возражает против предлагаемого решения. Если таковых нет, решение принимается, если есть — прибегают к другой форме голосования. По сути это — принятие решения консенсусом. Заседания — открытые, но по решению не менее 2/3 присутствующих членов палаты она может провести закрытое заседание. Протоколы открытых заседаний публикуются в специальном правительственном вестнике, который поступает в открытую продажу. Протоколы закрытых заседаний считаются секретными. Предварительное рассмотрение вопросов ведется обычно в комиссиях. По завершении рассмотрения законопроекта или иного вопроса комиссия обязана представить через своего председателя доклад председателю палаты о результатах работы комиссии и протокол заседания. При этом мнение партийного меньшинства комиссии, поддержанное не менее чем 1/10 присутствующих членов, может быть доложено палате одним из представителей меньшинства вслед за докладом председателя. В этом случае председателю палаты представляется краткий письменный доклад, отражающий позицию меньшинства, со списком сторонников. Председатель палаты может установить время для доклада мнения меньшинства. Письменный доклад помещается также в стенограмме заседаний палаты вместе с докладом комиссии. Как правило, заседания комиссии делятся на два типа: рабочие заседания и общие заседания. На заседаниях первого типа, на которых обсуждаются наиболее важные вопросы, обычно присутствуют министры Кабинета (иногда сам Премьер-министр), высокопоставленные правительственные чиновники. На общих заседаниях, рассматривающих более мелкие вопросы или «шлифующих» уже принятые важные решения, участвуют министры, их парламентские заместители, чиновники более низкого ранга. Комиссии также проводят открытые заседания с допуском представителей средств массовой информации. Публичные заседания обязательны при обсуждении бюджета и законопроектов, касающихся налогов. Стенограммы заседаний комиссий распространяются лишь среди парламентариев, хотя чисто формально они не относятся к разряду закрытых документов. Законодательный процесс. Основы его весьма неполно изложены в ст. 59—61 Конституции, но подробно он урегулирован регламентами палат Парламента. Правом законодательной инициативы обладают парламентарии и Кабинет министров. Законопроекты, как правило, могут быть внесены в любую палату. Разумеется, парламентарии вносят их в ту палату, членами которой состоят. Законодательная инициатива парламентариев характеризуется некоторыми требованиями. Парламентарий, желая внести законопроект, должен заручиться письменной поддержкой соответственно 10 советников или 20 представителей, сопроводить предлагаемый документ письменным обоснованием, соблюсти установленные сроки подачи и т. д. Для законопроектов, связанных с бюджетом, требуется минимальная поддержка соответственно 20 советников или 50 представителей. Как указывают многие исследователи, требование групповой инициативы парламентариев вызвано главным образом фракционной раздробленностью палат японского Парламента. Следует отметить, что помимо некоторого неудобства, связанного со сбором подписей в поддержку вносимого в палату законопроекта, подобный порядок осуществления законодательной инициативы имеет ряд преимуществ. Прежде всего он способствует сокращению числа так называемых «любительских» законопроектов, которые зачастую, кроме стремления их автора привлечь к себе внимание, ничего не содержат. Кроме того, коллективная поддержка усиливает чувство ответственности законодателей. Законом о Парламенте установлен ряд мер, направленных на рационализацию законодательной инициативы и повышение взаимной ответственности участников законодательного процесса: если Кабинет министров представит в любую из палат Парламента законопроект или другой документ, то она в течение пяти дней обязана направить его другой палате для предварительного рассмотрения. Если палата или ее комиссия уже приступили к рассмотрению правительственного законопроекта, то Кабинет может отозвать или дополнить такой документ только с согласия палаты. Если любая из палат уже приняла решение по представленному исполнительной властью документу, то Кабинет не имеет права ни отозвать его, ни внести в него поправку. Обсуждение законопроекта в палате. После внесения законопроекта в любую из палат председатель палаты, в которую он представлен, передает документ на рассмотрение соответствующей комиссии. Дальнейшее прохождение проекта закона через палату возможно тремя путями: 1. Законопроект до вынесения на пленарное заседание палаты сразу поступает в постоянные или специальные комиссии. Это классический путь, характерный для подавляющего большинства законопроектов. Здесь сначала заслушивают авторов проекта, затем выступают с вопросами парламентарии от различных политических партий. В случае необходимости на заседание комиссии приглашаются эксперты по данной проблеме. Для изучения отдельных вопросов, связанных с законопроектом, комиссии могут создавать подкомиссии. Затем происходит обсуждение документа членами данной комиссии. В случае принятия последней положительного решения законопроект выносится на пленарное обсуждение в палату. Комиссии подготавливают подавляющее большинство законопроектов. Это вызвано прежде всего необходимостью всесторонне и детально обсудить все их положения. Силами одних (парламентариев это сделать подчас весьма затруднительно, а представителям предпринимателей, профсоюзов, академических кругов, других заинтересованных сторон регламенты палат запрещают находиться в зале, где проходит пленарное заседание палаты. Кроме того, детальное обсуждение документов требует значительной траты времени, а официальные заседания палат связаны жесткими рамками повестки дня и соблюдением предписанной процедуры. Для работы комиссий ничего подобного не требуется. Наоборот, особенность их деятельности — это теснейшая связь с соответствующими органами исполнительной власти. Очень часто состав постоянных комиссий комплектуется из парламентариев, имеющих в прошлом опыт работы в министерствах и ведомствах, профиль которых соответствует профилю данной комиссии. Представители центральной администрации наряду со специалистами и представителями общественности приглашаются на заседания соответствующих комиссий для участия в рассмотрении законопроектов*. * См.: Макаров А. А. Политическая власть в Японии: Механизм функционирования на современном этапе. М., 1988. С. 25.

Пожертвование на развитие ресурса