Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 113 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Что касается средств массовой информации, то сегодня более 70% из них, включая информационные агентства, не принадлежат государству.

4. Выборы и референдум 142. 1. Избирательные права 143. 2. Избирательный процесс 144. 3. Парламентские выборы 145. 4. Президентские выборы 146. 5. Выборы местных государственных органов и органов местного самоуправления 147. 6. Референдум

1. Избирательные права

Согласно ч. 2 и 3 ст. 33 Конституции граждане имеют право избирать и избираться в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме. Этих прав лишаются граждане, которые признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда. Как упоминалось нами выше, в Казахстане основным нормативно-правовым актом, регулирующим избирательное право, является Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан» 1995 г. (с последующими изменениями). Активным избирательным правом обладают совершеннолетние граждане республики обоего пола, т.е. достигшие 18-летнего возраста, независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религий, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. Пассивное избирательное право предоставляется избирателям, баллотирующимся на должность Президента республики — по достижении 40 лет, депутата Мажилиса — 25 лет, Сената — 30 лет, члена местного представительного органа (маслихата) — 20 лет. Как правило, не допускается совмещение двух выборных мандатов или должностей. Депутат Парламента не может одновременно состоять в обеих палатах. От кандидата в Президенты требуется, чтобы он был гражданином республики по рождению, свободно владел государственным языком и проживал в Казахстане не менее 15 лет. Помимо общепринятых в демократических государствах ограничений пассивного избирательного права, в Казахстане не подлежат регистрации в качестве кандидатов в выборные органы государственной власти и местного самоуправления всех уровней лица: — привлекавшиеся в течение года перед регистрацией к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения; — подвергавшиеся в течение года перед регистрацией в судебном порядке административному взысканию за умышленное правонарушение; — имеющие судимость, которая ко времени регистрации не погашена в установленном законом порядке. Конституционность этих специфических, хотя в основном разумных, ограничений сомнительна. В ст. 33 и других статьях Конституции Казахстана нет положений, управомочивающих законодателя, будь то Парламент или Президент, расширять круг лиц, лишенных избирательных прав. Конституция в ч. 4 ст. 51 предъявляет дополнительные требования к кандидату в депутаты Сената: он должен не менее пяти лет состоять в казахстанском гражданстве, иметь высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживать на территории области, города республиканского значения либо столицы не менее трех лет. Выборы всех представительных органов прямые, за исключением выборов Сената Парламента республики, которые проводятся на основе косвенного избирательного права. Равенство избирательного права обеспечивается тем, что каждый избиратель на соответствующих выборах имеет один голос. Граждане Казахстана, проживающие за границей, могут голосовать на избирательных участках, расположенных в посольствах и иных представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах.

2. Избирательный процесс

Назначение выборов в Парламент производится Президентом республики, а назначение выборов Президента — Мажилисом. Выборы в палаты Парламента проводятся не позднее чем за два месяца до окончания их полномочий, а внеочередные выборы — в течение двух месяцев с момента досрочного прекращения полномочий депутатов. Руководство избирательным процессом возлагается на избирательные комиссии всех уровней, образуемые сроком на пять лет. Члены Центральной избирательной комиссии избираются и освобождаются от должности Мажилисом по представлению Президента республики. Все остальные избирательные комиссии образуются решениями акимов (глав администрации) соответствующих административно-территориальных единиц. Контроль за правильностью проведения выборов и соблюдением избирательных процедур помимо избирательных комиссий осуществляют в пределах своих полномочий доверенные лица кандидатов, наблюдатели от соответствующих общественных объединений республики, иностранных государств и международных организаций. Финансовый контроль осуществляют также Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, избирательные комиссии, банковские учреждения. Могут привлекаться другие государственные органы. Своеобразный контроль за выборами Президента республики, депутатов Сената и Мажилиса осуществляет Конституционный совет. В соответствии с Указом 1995 г. по обращению Президента республики, председателей палат Парламента, не менее 1/5 от общего числа депутатов Парламента, Премьер-министра Конституционный совет решает в случае спора вопрос о правильности проведения выборов Президента республики и депутатов палат. Регистрация избирателей производится участковыми избирательными комиссиями на основе данных об избирателях, представляемых местными исполнительными органами. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке служит факт его проживания на территории этого избирательного участка. Жалобы на невключение или неправильное включение гражданина в список избирателей, исключение из списка, допущенные в списке неточности подаются в участковую избирательную комиссию либо в суд. Кандидатом может быть зарегистрирован любой избиратель, не подлежащий ограничениям, установленным Конституцией или Указом 1995 г. Выдвижение кандидатов в Президенты и кандидатов в депутаты Мажилиса возможно по инициативе общественных объединений или граждан — путем самовыдвижения. При самовыдвижении кандидата в Президенты требуется его поддержка избирателями, удостоверяемая их подписями (не менее 2% от общего числа избирателей), а при выдвижении кандидатов в депутаты Сената — поддержка выборщиков (не менее чем 10% от общего числа выборщиков), представляющих маслихаты. Кандидат в Президенты и кандидаты в депутаты Сената и Мажилиса должны, кроме того, внести на счет Центральной избирательной комиссии избирательный взнос. На парламентских выборах кандидат не должен выдвигаться более чем в одном избирательном округе. Указ достаточно подробно регламентирует сроки и порядок проведения предвыборной агитации, которая начинается с момента регистрации кандидата и прекращается за день до дня выборов. При этом государство гарантирует равенство условий для предвыборной агитации. Каждый зарегистрированный кандидат имеет право на однократное 15-минутное выступление по государственному телевидению, однократное 10-минутное выступление по государственному радио, а также на публикацию двух статей в государственных органах печати в объеме, устанавливаемом соответствующей избирательной комиссией. Для предвыборной агитации избирательные комиссии выделяют кандидатам равную сумму денежных средств. Кроме того, все кандидаты обязаны оплачивать избирательные расходы из избирательных фондов. Указ установил максимальные размеры этих фондов. Голосование — личное и тайное. Передача права голоса, как и голосование за других лиц, не допускаются. Поэтому каждый избиратель расписывается в списке избирателей в получении бюллетеня. Бюллетени для голосования выдаются избирателям (выборщикам) на основании списков избирателей (списков выборщиков) по документу, удостоверяющему его личность.

3. Парламентские выборы

Из 77 депутатов Мажилиса 67 избираются на пять лет по одномандатным избирательным округам по мажоритарной избирательной системе в два тура: 10 депутатов избираются на тот же срок по партийным спискам и системе пропорционального представительства в общенациональном избирательном округе. К распределению депутатских мандатов в общенациональном избирательном округе допускаются политические партии, за списки кандидатов которых подано не менее 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Формально выборы в Казахстане проводятся на альтернативной основе, однако Указ о выборах допускает участие в выборах и одного кандидата. В этом случае он считается избранным, если за него отдано более 50% голосов от числа проголосовавших избирателей при условии, что в голосовании приняли участие более половины избирателей. Избирательные округа образуются Центральной избирательной комиссией с учетом административно-территориального деления республики и с учетом приблизительного равенства числа избирателей. Разница в численности избирателей в избирательных округах не должна превышать 25%. Обновление границ избирательных округов производится перед каждыми парламентскими выборами. В связи с этим Указ 1995 г. устанавливает, что список избирательных округов с указанием их границ и мест нахождения окружных избирательных комиссий публикуется в средствах массовой информации Центральной избирательной комиссией не позднее 10 дней после назначения выборов. Лица, выдвинутые кандидатами в депутаты Мажилиса, в период между двумя и одним месяцем до дня выборов подают в окружную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться для регистрации в качестве кандидата в депутаты. К заявлению прилагаются биографические данные, медицинская справка о состоянии психического здоровья, документ, подтверждающий внесение избирательного взноса. Избирательный взнос вносится из собственных средств кандидата в стократном размере установленной законодательством минимальной заработной платы. Вне зависимости от итогов выборов этот взнос кандидату не возвращается и обращается в доход республиканского бюджета. Указ предусматривает несколько видов выборов депутатов Мажилиса: очередные выборы, проводимые по окончании конституционного срока полномочий; внеочередные выборы — в случае досрочного прекращения полномочий Парламента; выборы депутатов вместо выбывших —- при досрочном выбытии депутата по любой причине. Дату выборов вместо выбывших депутатов назначает Центральная избирательная комиссия. Для действительности выборов необходимо участие в голосовании более 50% избирателей. Кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравших большее число голосов. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухмесячный срок. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в повторном голосовании, но не менее 40% от общего числа их голосов. Последние по времени выборы депутатов Мажилиса состоялись 10 и 24 октября 1999 г. В выборах приняли участие 10 политических партий, и на каждый мандат баллотировались в среднем 8 кандидатов*. В итоге выборов ПНЕК вместе с поддерживающей ее Гражданской партией создала самое крупное депутатское объединение в Мажилисе. Значительную часть депутатских мест занимают независимые депутаты, многие из которых так или иначе примыкают к правительственной коалиции. * См.: Рогов И. Указ. соч. Выборы депутатов Сената проводятся иначе. В Сенат избираются тайным голосованием по два депутата от каждой области, города республиканского значения и столицы на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответствующей территориальной единицы, которые считаются выборщиками. Семь депутатов Сената назначаются Президентом на срок полномочий палаты. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Выдвижение кандидатов в депутаты Сената начинается со дня, следующего за днем назначения выборов, и заканчивается за месяц до дня выборов. Оно проводится на сессиях соответствующих маслихатов. При этом от нескольких маслихатов может быть выдвинут один кандидат. Возможно самовыдвижение. Регистрируют кандидатов соответственно областные, городские (городов республиканского значения и столицы) избирательные комиссии. Обычно регистрация начинается не позднее чем за 40 дней до дня выборов и заканчивается не позднее чем за 20 дней до этого дня. Необходимые для регистрации документы и избирательный взнос — такие же, как при регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса. Совместное заседание выборщиков правомочно, если на нем присутствует более 50% от общего числа депутатов каждого из маслихатов, действующих в области, городе республиканского значения или в столице. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняло участие более 50% присутствующих выборщиков. Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Избранным считается кандидат, набравший такое же количество голосов, как и при выборах депутата Мажилиса, рассмотренных нами выше. Последние по времени выборы депутатов Сената прошли в сентябре 1999 г.

4. Президентские выборы

Президент Республики Казахстан избирается гражданами сроком на 7 лет. Конституция устанавливает фиксированную дату выборов Президента: они проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента (ч. 3 ст. 41). Выдвижение кандидатов в Президенты начинается не ранее чем за три месяца и заканчивается за два месяца до дня выборов. Как отмечалось, в поддержку кандидата необходимо собрать подписи не менее 2% от общего числа избирателей. На последних президентских выборах в январе 1999 г. это составило 170 тыс. человек. В целях исключения доминирования отдельных регионов в процессе выдвижения кандидатов Указ о выборах содержит требование о том, что подписи в подписных листах должны в равной мере представлять не менее 2/3 областей, город республиканского значения и столицу республики. Для регистрации кандидату необходимо представить в Центральную избирательную комиссию документы, аналогичные тем, которые представляются при регистрации кандидатов в депутаты Парламента. Избирательный взнос для кандидата в Президенты установлен в сумме, равной тысячекратному размеру установленной законодательством минимальной заработной платы. На выборах 1999 г. она составила 2,4 млн. тенге (31 тыс. долл. США). Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов в Президенты не набрал такое большинство голосов избирателей, то не позднее чем в двухмесячный срок назначается повторное голосование. При повторном голосовании избранным считается кандидат, набравший относительное большинство голосов избирателей. Если на выборах Президента баллотировался один кандидат и он не был избран, если выборы Президента были признаны несостоявшимися или недействительными либо повторное голосование не позволило определить избранного Президента, Центральная избирательная комиссия назначает повторные выборы Президента. Кандидаты в Президенты, ранее баллотировавшиеся, в повторных выборах не участвуют. Повторные выборы проводятся не позднее чем в двухмесячный срок после первоначальных выборов. При этом сроки избирательных мероприятий сокращаются Центральной избирательной комиссией.

5. Выборы местных государственных органов и органов местного самоуправления

Представительные местные государственные органы — маслихаты областей, города республиканского значения, столицы республики, городов и районов, а также представительные органы местного самоуправления городов районного значения, городских районов, поселков, аулов (сел), округов избираются гражданами тайным голосованием сроком на четыре года. В соответствии с Указом 1995 г. выборы депутатов маслихатов проводятся по одномандатным избирательным округам. Число депутатов устанавливается соответствующим маслихатом. При этом в областные маслихаты, Алма-атинский городской и столичный маслихаты избирается до 50 депутатов, в городские — до 30, в районные — до 25. Маслихаты избираются по уже известной нам мажоритарной избирательной системе в два тура. Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 50% избирателей. В выборах депутатов маслихатов, которые прошли одновременно с выборами депутатов Мажилиса в октябре 1999 г., участвовало более 7 тыс. кандидатов от различных политических партий и общественных движений республики. Лицо может быть депутатом только одного маслихата.

6. Референдум

В Казахстане проведение референдума регулируется Конституцией и Указом Президента республики, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме» от 2 ноября 1995 г. В соответствии с законодательством республиканский референдум — всенародное голосование по проектам Конституции, конституционных законов, законов и решений по иным наиболее важным вопросам государственной жизни. Исходя из этого определения, можно выделить несколько видов референдумов. Наиболее важным из них является конституционный референдум. Ни Конституция, ни упомянутый Указ не содержат указаний на возможность проведения местных референдумов. Инициатива проведения референдума принадлежит Президенту республики, Парламенту, Правительству, а также 200 тыс. граждан республики, обладающих правом на участие в референдуме, в количественном отношении в равной мере представляющих все области, столицу республики и город республиканского значения. В соответствии с Конституцией (п. 10 ст. 44) право принимать решение о проведении референдума принадлежит Президенту республики. Не подлежат вынесению на референдум вопросы, которые могут повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, изменение унитарного устройства и нарушение территориальной целостности государства, изменение формы правления республики, а также вопросы, касающиеся правосудия, обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка; бюджетной и налоговой политики; амнистии и помилования; назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящихся к ведению Президента республики, палат Парламента и Правительства, выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров республики. Институт референдума в Казахстане имеет непродолжительную историю. Референдум был предусмотрен Конституцией 1993 г. и подробно урегулирован Указом Президента республики «О республиканском референдуме» от 25 марта 1995 г. Однако действие этого Указа в связи с принятием новой Конституции длилось несколько больше полугода. На основании Конституции 1993 г. и Указа от 25 марта 1995 г. было проведено два референдума. На первом из них, который состоялся 29 апреля 1995 г., избиратели Казахстана проголосовали за продление до 1 декабря 2000 г. срока полномочий Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 г. А 30 августа того же года, как отмечалось, всенародным референдумом была принята Конституция Республики Казахстан 1995 г.

§ 5. Государственные органы 148. 1. Форма правления и государственный режим 149. 2. Президент республики 150. 3. Парламент 151. 4. Правительство 152. 5. Конституционный совет 153. 6. Счетный комитет по исполнению республиканского бюджета 154. 7. Судебная система 1. Форма правления и государственный режим

Действующая Конституция Казахстана в отличие от подавляющего большинства конституций содержит характеристику формы правления. Согласно ч. 1 ст. 2 Конституции республика является государством с президентской формой правления. Однако анализ содержания Конституции, в частности системы государственных органов, показывает, что с точки зрения принятой классификации форм правления Казахстан представляет собой не президентскую, а смешанную республику, функционирующую по президентскому типу. Как известно, в классических президентских республиках отсутствует институт политической ответственности Правительства перед Парламентом, а Президент не вправе распускать Парламент. В Конституции же Казахстана мы находим и возможность (хотя и усеченную) выражения Парламентом вотума недоверия Правительству (п. 6 и 7 ст. 53) и возможность роспуска Парламента Президентом (ст. 63). Что же касается государственного режима, то мы его можем охарактеризовать как суперпрезидентский, ибо полномочия Президента по Конституции выходят за рамки общепринятых в демократическом государстве полномочий главы государства. Содержание его компетенции показывает, что в данном случае прокламированная в ч. 4 ст. 3 Конституции система сдержек и противовесов последовательного применения не находит: в отношении Президента сдержки и противовесы если и существуют, то весьма и весьма слабые. Поэтому мы не можем говорить о существовании в Казахстане дуалистического государственного режима, характерного для классических президентских республик и даже такой смешанной республики, функционирующей по президентскому типу, как Франция. Впрочем, для общества, переживающего переходный период от тоталитаризма к демократии и не имеющего демократических традиций политической жизни, авторитарный политический режим и суперпрезидентский государственный режим, видимо, на какое-то время неизбежны. Опыт России также свидетельствует об этом.

2. Президент республики

Развитие этого института в Республике Казахстан происходило весьма энергично и противоречиво. В Законе Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР» от 24 апреля 1990 г. Президент впервые был назван главой республики. В этом же месяце Верховный Совет избрал Нурсултана Назарбаева Президентом Республики Казахстан. В Законе Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 г. он уже назван главой Казахской ССР, ее высшей исполнительной и распорядительной власти. 1 декабря 1991 г. Н. Назарбаев был переизбран всенародным голосованием на безальтернативной основе на эту должность, набрав 95,5% голосов избирателей. В ст. 75 Конституции 1993 г. Президент назван главой государства, возглавляющим единую систему исполнительной власти, гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов республики. В соответствии с Указом Президента Республики «О взаимодействии Президента Республики Казахстан с государственными органами Республики» от 12 сентября 1994 г. на Премьер-министра была возложена обязанность систематически информировать главу государства о работе правительства, на председателя Верховного суда — о работе судов по защите прав и свобод граждан, обеспечению верховенства Конституции, законности и справедливости, на Генерального прокурора — о работе по надзору за исполнением законов. В 1996 г. должны были состояться очередные президентские выборы. Однако на 29 апреля 1995 г. Н. Назарбаев назначил референдум, который продлил его полномочия до декабря 2000 г. Напомним, что через месяц была принята нынешняя Конституция. Затем в конце 1998 г. после конституционной реформы он инициировал досрочные президентские выборы, которые прошли 10 января 1999 г. на альтернативной основе. Помимо Н. Назарбаева баллотировались: С. Абдильдин, лидер Коммунистической партии и бывший председатель Верховного совета (до 1994 г.), Э. Габбасов, член комиссии Верховного совета по международным отношениям, обороне и безопасности, рассчитывавший на демократический электорат, и генерал Г. Касымов, председатель Таможенного комитета, выдвинувший «патриотическую» программу и призывавший к «наведению порядка». В выборах приняли участие 86,28% зарегистрированных избирателей. Из них за Н. Назарбаева проголосовали 81,08%, за С. Абдильдина — 12,08%, за Г. Касымова— 4,72% и за Э. Габбасова — 0,78%. Можно сказать, что переход к президентским выборам на альтернативной основе свидетельствует о стабилизации политической ситуации в республике и укреплении личного авторитета Н. Назарбаева. Задачи и компетенция. В соответствии со ст. 40 Конституции Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Он— символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность органов власти перед народом. Таковы его конституционные задачи и функции, которые как бы выводят его из системы разделения властей. Он представляет собой центральное звено в системе государственных органов и возглавляет их иерархию. В то же время Конституция рассматривает Президента и как непосредственного лидера народа, о чем свидетельствует положение п. 1 ст. 44, согласно которому Президент обращается с ежегодным посланием к народу Казахстана о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики. В ст. 46 Конституция установила, что Президент, его честь и достоинство неприкосновенны, обеспечение, обслуживание и охрана Президента и его семьи осуществляются за счет государства, причем эти положения распространяются и на экс-Президентов. Компетенция Президента установлена Конституцией и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О Президенте Республики Казахстан» от 26 декабря 1995 г. Закрепленные в главе 2 Указа полномочия Президента подразделяются на: внешнеполитические, в области обороноспособности и безопасности государства, в отношении Парламента, Правительства, Конституционного Совета, судов и судей, органов прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Национального банка, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, республиканского референдума, акимов, иные полномочия. В соответствии с положениями ст. 44 Конституции полномочия Президента могут быть разделены на две группы: 1) осуществляемые единолично; 2) осуществляемые при участии других государственных органов. Обратимся сначала к полномочиям Президента по отношению к Парламенту. В этой сфере Президент в соответствии с п. 2 ст. 44 и ч. 2 ст. 45 Конституции назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент республики, созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана, созывает внеочередные совместные заседания палат Парламента, подписывает представленные Сенатом законы и обнародует их либо возвращает для повторного обсуждения и голосования, издает на основании парламентского делегирования полномочий законы, действующие в течение не более одного года. Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции Президент имеет право определять приоритетность рассмотрения проектов законов, а также объявлять рассмотрение проекта закона срочным. На основании ст. 63 Конституции Президент вправе распустить Парламент в случаях: — выражения Парламентом вотума недоверия Правительству, — двукратного отказа Парламента дать согласие на назначение Премьер-министра, — политического кризиса в результате непреодолимых разногласий между палатами Парламента или Парламентом и другими ветвями государственной власти. Парламент не может быть распущен в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года после предыдущего роспуска. Следует отметить, что реализация данных полномочий Президента зависит не только от конституционных положений, но от целого ряда других факторов. Одним из них является расстановка политических сил в Парламенте и предшествующая партийная принадлежность Президента (в соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции на период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии). Например, 15 июня 1999 г. Н. Назарбаев после пятидневных острых парламентских дискуссий и демарша со стороны председателя Мажилиса и оппозиционных партий вынужден был отозвать свой запрос Мажилису в отношении расширения своих законодательных полномочий на период предстоявших парламентских каникул (с 1 июля по 1 сентября). Президент аргументировал свою позицию тем, что указанные полномочия ему необходимы вследствие скопления не рассмотренных в Парламенте проектов законодательных актов и ввиду предстоящего перерыва в работе Парламента в связи с выборами, тогда как стимулирование экономики страны требует принятия нормативных актов. Председатель Мажилиса М. Оспанов отклонил запрос на том основании, что законодательный «затор» явился результатом несвоевременного представления Правительством законопроектов в порядке законодательной инициативы, а также в связи с тем, что он и другие депутаты согласны перенести свой отпуск ради одобрения указанных законопроектов. Кроме того, президентский запрос был сделан на фоне подписанного и опубликованного в конце мая группой лидеров оппозиционных партий и общественных объединений в еженедельной газете «XXI век» меморандума. Они призывали к выдвижению совместных кандидатов от оппозиционных партий на предстоящих парламентских выборах в нижнюю палату Парламента и обвиняли Назарбаева в «незаконном расширении своих полномочий в результате референдума, проведенного в 1995 г., упразднении Конституционного суда и нарушении принципа разделения властей»*. После октябрьских выборов 1999 г. расстановка политических сил в Парламенте изменилась в пользу Президента, и такие демарши вряд ли теперь возможны. * См.: Keesing’s Record of World Events. 1999. Vol. 45. No. 6. P. 43000. В компетенцию Президента входит также принятие решения о проведении республиканского референдума (п. 10 ст. 44 Конституции). В сфере исполнительной власти в соответствии с п. 3 ст. 44 Конституции Президент назначает на должность Премьер-министра республики с согласия Парламента, но освобождает его от должности по собственному усмотрению. По представлению Премьер-министра Президент определяет структуру Правительства республики, назначает на должность и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы республики, не входящие в состав Правительства. Президент принимает присягу членов Правительства, председательствует на его заседаниях по особо важным вопросам, поручает Правительству внесение законопроекта в Мажилис. Кроме того, Президент отменяет либо приостанавливает полностью или частично действие актов Правительства и акимов областей, городов республиканского значения и столицы республики. Он утверждает государственные» программы республики, а также по представлению Премьер-министра единую систему финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета республики (п. 8 и 9 ст. 44). Кроме того, Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства. При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей (ч. 6, 7 ст. 70 Конституции). Президент участвует в формировании также некоторых других государственных органов, осуществляющих преимущественно или частично функции исполнительного характера. С согласия Парламента Президент назначает председателя Национального банка, с согласия Сената — Генерального прокурора и председателя Комитета национальной безопасности и по своему усмотрению освобождает их от должности (п. 4 и 5 ст. 44 Конституции). Согласно п. 6 и 7 ст. 44 он назначает и отзывает глав дипломатических представительств и назначает председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением государственного бюджета. Согласно п. 19 и 20 ст. 44 Конституции Президент назначает и освобождает от должности Государственного секретаря республики, определяет его статус и полномочия, формирует Администрацию Президента. Он образует Совет безопасности, Высший судебный совет и иные консультативно-совещательные органы. Президент наделен рядом важных полномочий в области внешних сношений, обороны и безопасности, предусмотренных п. 11, 12, 16—18 ст. 44 Конституции. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры республики, подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств. Президент — по должности Верховный главнокомандующий Вооруженными силами, назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных сил, в случае агрессии против республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит военное положение на всей или части территории страны, объявляет частичную или общую мобилизацию, незамедлительно информируя об этом Парламент. Когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность республики, безопасность ее граждан находятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов государства, то после официальных консультаций с Премьер-министром и председателями палат Парламента Президент принимает меры, диктуемые названными обстоятельствами, включая введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, применение Вооруженных сил, с незамедлительным информированием об этом Парламента. Президент также формирует подчиненные ему Службу охраны Президента республики и Республиканскую гвардию. Пунктами 13—15 ст. 44 Конституции урегулированы полномочия Президента в сфере личного статуса — награждение государственными наградами, присвоение почетных, высших воинских и иных званий, классных чинов, дипломатических рангов, квалификационных классов, решение вопросов гражданства республики и предоставления политического убежища, помилование граждан. Конституция в п. 21 ст. 44 предусмотрела, что Президент осуществляет и другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами. Обычные акты Президента — это издаваемые на основе и во исполнение Конституции и законов указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики (ч. 1 ст. 45). Однако, как отмечалось, Президент может издавать временные законы на основании делегации Парламента, а в случае нерассмотрения Парламентом в течение месяца законопроекта, который Президент объявил срочным, Президент вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом соответствующего закона. На практике Президент издает и указы, имеющие силу конституционного закона. Например, мы уже упоминали, что осуществление избирательных прав урегулировано имеющим силу конституционного закона Указом Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 т. То же относится и к осуществлению права участвовать в референдуме, которое урегулировано Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О республиканском референдуме» от 25 марта 1995 г. Правовой статус иностранных граждан установлен Указом Президента, имеющим силу закона, «О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан» от 19 июня 1995 г. Иногда Президент вносит изменения в действующие законы. Например, Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, от 3 октября 1995 г. были внесены изменения в Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. Акты Парламента, подписываемые Президентом, а также акты Президента, издаваемые по инициативе Правительства, предварительно скрепляются соответственно подписью председателя каждой из палат Парламента либо Премьер-министра, на которых возлагается юридическая ответственность за законность данных актов (ч. 3 ст. 45). Избрание, срок полномочий, несовместимость и замещение. Порядок избрания Президента определен ст. 41 Конституции и Указом Президента Республики, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 г., положения которых мы рассмотрели выше — в п. 4 § 4 настоящей главы. Конституция не требует, чтобы выборы проводились на альтернативной основе. Этот принцип записан в упомянутом Указе о выборах. Как отмечалось, срок полномочий Президента — семь лет. Конституция не допускает избрания на должность Президента республики одного лица более двух раз подряд. 27 июня 2000 г. Парламент принял Закон «О первом Президенте Республики Казахстан», согласно которому Н. Назарбаеву после того, как в 2006 г. истечет второй срок его полномочий, будут предоставлены пожизненно следующие полномочия: — обращаться к народу, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам развития казахстанского общества; — выступать перед Парламентом и на заседаниях Правительства, когда там обсуждаются наиболее существенные вопросы, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности; — ежегодно присуждать премии мира и прогресса; — давать рекомендации действующему Президенту по вопросам кадровой политики, введения чрезвычайного положения и объявления войны*. * См.: Известия. 2000. 17 и 28 июня.

Пожертвование на развитие ресурса