Функционирование обеих партий обеспечивает профессиональный, постоянно действующий аппарат каждой из них. Он построен в соответствии с избирательной географией и территориальным устройством США и состоит у каждой партии из системы комитетов — от участковых до национального. Низовой организационной структурой каждой партии являются комитеты избирательных участков. Их члены избираются на открытых или закрытых праймериз (первичных выборах кандидатов) либо на собраниях избирателей соответствующего участка, то есть в любом случае непосредственно избирателями.. Комитет возглавляется капитаном участка, который формально избирается либо членами комитета, либо всеми избирателями участка — сторонниками данной партии. Однако фактически таким путем происходит лишь утверждение кандидатуры, предложенной вышестоящим партийным комитетом — комитетом района крупного города, графства или города. В некоторых штатах имеются партийные комитеты конгрессиональных округов, создаваемые при офисе конгрессмена (члена Палаты представителей) от данного избирательного округа. Перечисленные органы формируются в различных штатах по-разному: либо путем праймериз, либо партийным конвентом соответствующего уровня, либо нижестоящими комитетами, либо по должностному принципу из председателей нижестоящих комитетов. Возглавляются перечисленные комитеты председателями, которые, так же, как и капитаны, формально избираются, а фактически назначаются вышестоящими комитетами — комитетами соответствующих штатов. В каждом штате обе партии имеют по одному комитету, который возглавляет партийную организацию данного штата. Процедура формирования комитета штата не одинакова в разных штатах. В некоторых из них комитет состоит из председателей непосредственно нижестоящих партийных комитетов, в других — и эта практика более распространена — его членов избирают путем праймериз или на партийном конвенте штата. Не единообразен и численный состав комитетов штатов: он колеблется от одной до нескольких сотен человек. Должность председателя партийного комитета штата замещается обычно по указанию кандидата в губернаторы штата от данной партии. Наконец, в каждой из двух партий имеются национальные комитеты. В Национальный комитет Демократической партии избираются по одному мужчине и одной женщине от каждого штата. В составе Национального комитета республиканцев, кроме того, дополнительное представительство в лице одного человека имеют те штаты, большинство избирателей которых на последних выборах Президента голосовало за республиканского кандидата, либо республиканец избран губернатором, либо члены Конгресса от которого — преимущественно республиканцы. Порядок выборов членов национальных комитетов партий также неодинаков в разных штатах: они осуществляются либо посредством праймериз, либо партийными комитетами штатов. Национальные комитеты переизбираются в год президентских выборов. В компетенцию национального комитета каждой партии входит подготовка национального партийного конвента, который, как правило, проводится в год президентских выборов. Национальный комитет определяет место проведения конвента, назначает докладчиков, осуществляет сбор средств на проведение президентской избирательной кампании. Между выборами активность национальных партийных комитетов невелика, они выступают как официальные представители своей партии, как символы партийного единства. Председателя национального партийного комитета фактически назначает кандидат в Президенты от данной партии, а формально — по предложению кандидата председатель избирается партийным конвентом. Помимо комитетов структуру каждой из двух партий образуют созываемые раз в четыре года партийные конвенты различных уровней: графств, крупных городов, штатов и, наконец, национальный конвент каждой партии, являющийся ее высшим органом. Основная цель национальных конвентов заключается в том, чтобы определить кандидата в Президенты и вручить ему лидерство в партии на следующие четыре года. Нижестоящие конвенты выдвигают кандидатов глав исполнительной власти соответствующего уровня от данной партии, формируют партийные комитеты своего уровня и вышестоящие конвенты (в ряде штатов). Конвенты формируются в одних штатах путем праймериз, в других — нижестоящими партийными конвентами штатов. При этом с начала 70-х гг. в обеих партиях введено правило о необходимости обеспечения равного представительства женщин и мужчин от каждого штата, а также представительства этнических и возрастных групп. Следует отметить, что в идейном отношении ни та ни другая из двух партий не является единой и монолитной. Внутри каждой из них действует по нескольку фракций. Партии распадаются на группы консерваторов и либералов, конгрессиональное и президентское крылья, региональные группировки. Причем идейные разногласия между ними бывают настолько существенными, что часто подход либеральных республиканцев, например, к решению того или иного вопроса гораздо ближе консервативно настроенным демократам, чем членам собственной партии, принадлежащим к иным течениям. Особенно расслоенной с середины XX в. (когда ушел сумевший на время объединить партию сильный лидер Ф. Рузвельт) традиционно считается Демократическая партия. Помимо двух ведущих партий в США существует множество других, не имеющих сколько-нибудь значительного места в политической системе (в общей сложности на федеральных выборах за их представителей обычно голосуют около 1% избирателей) и действующих лишь на территории отдельных штатов. Такие партии в литературе часто именуются третьими партиями. Наиболее заметными среди них являются: — Международная партия зеленых, характеризующаяся экологической направленностью; — три партии социал-демократической ориентации — Социал-демократическая, Социалистическая рабочая и Социалистическая трудовая (лейбористская); — Прохибиционистская (от англ. to prohibit — запрещать), требующая введения «сухого закона»; — Либертаристская партия, выступающая за полную отмену государственного вмешательства в экономику и социальную сферу; — Партия граждан — левореформаторское объединение, призывающее, наоборот, к активизации воздействия государства на социально-экономическую сферу, демократизации управления, отказу от гонки вооружений. В 1995 г. специально для участия в президентских выборах 1996 г. Р. Перро была образована Партия реформ. Напомним, что в Конституции США правовая регламентация статуса партий совершенно отсутствует. Однако процесс юридической институционализации политических партий в США, как и в других странах, протекает, начавшись в конце прошлого века. Впрочем, до сих пор понятия «партия» в федеральном законодательстве не существует. На партии распространяется общий термин «корпорации», подразумевающий все негосударственные объединения. Регламентация их статуса осуществляется и в законодательстве, и в судебной практике в основном лишь в том объеме, который связан с институтом выборов в государственные органы. На общенациональном уровне соответствующие вопросы статуса политических партий регулируются Актом о финансировании федеральных избирательных кампаний 1974 г. Кроме того, многие стороны деятельности политических партий определяются судебными прецедентами: порядок проведения праймериз, создание предвыборных партийных фондов, размеры добровольных взносов в них частных лиц и т. п. Поскольку в США избирательное право по большей части регламентируется законодательством штатов, порядок образования и деятельности политических партий, вопросы их организации определяют именно конституции и законы штатов. Профессиональные союзы возникли в США еще во второй половине XIX в. — сначала как небольшие «рабочие товарищества», которые, впрочем, вскоре (1886 г.) объединились по цеховому принципу в Американскую федерацию труда (АФТ). Изначально она ставила своей задачей защиту интересов наемных работников при отказе от политических методов. В 1935г. возникло объединение профсоюзов, созданных на основе трудовых коллективов, — Конгресс производственных профсоюзов (КПП), добивавшийся улучшения социального положения наемных работников в целом и прибегавший к политическим методам. В 1955 г. оба объединения слились в одно, именуемое АФТ—КПП. Упор АФТ на забастовки привел к тому, что вплоть до «Нового курса» Ф. Рузвельта профсоюзы были юридически запрещены. Их деятельность рассматривалась как «преступный заговор». Лишь в 1935 г. упоминавшийся уже закон Вагнера признал право рабочих на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Поправки, внесенные в этот Акт в 1947 г. (закон Тафта—Хартли), ограничили функциональные возможности профсоюзов, установив запрет на их политическую деятельность и инициирование забастовок, угрожающих «национальной безопасности». В 1959 г. закон Лэндрама—Гриффина обязал профсоюзы представлять в федеральный департамент труда отчеты о своей деятельности и финансовых средствах. Перечисленные акты и по сей день являются важнейшими юридическими документами, регулирующими статус профсоюзов. Указанные меры были направлены на ограничение забастовочного движения и в сочетании с гуманизацией законодательства и практики в сфере трудовых отношений, структурной перестройкой экономики (расширение непроизводственной сферы, сокращение потребности в неквалифицированном труде, внедрение новейших технологий и т. п.) привели к его спаду во второй половине XX в. И хотя руководство американских профсоюзов в связи с этим изменило тактику, стало проводить политику социального партнерства, провозгласив основной сферой своей деятельности заключение коллективных договоров, а забастовку — как исключительный и нежелательный способ улаживания конфликтов, однако в новых условиях упала роль самих коллективных договоров, а вместе с ними и их инициаторов — профсоюзов. В настоящее время профсоюзы США охватывают незначительное число рабочих и служащих. В 1991г. их членами были приблизительно 16,6 млн. человек (16,1% рабочей силы в гражданских отраслях народного хозяйства). Они объединены в 175 организаций, из которых 93 (15,5 млн. человек) входят в АФТ—КПП. Остальные профсоюзные организации считаются независимыми. Наиболее крупным независимым профсоюзом является Национальная ассоциация работников просвещения. Независимые профсоюзы объединены в Национальную федерацию независимых профсоюзов. Во многих профсоюзах состоят жители не только США, но и Канады. Неотъемлемым элементом политической (как и экономической) системы страны являются союзы предпринимателей. Первые объединения подобного рода появились в США еще в конце XIX в.: в 1875 г. — Американская ассоциация банкиров, в 1877 г. — такое же объединение издателей газет, в 1895 г. — Национальная ассоциация промышленников (НАП), в 1907 г. — Ассоциация по производству и сбыту машин, в 1912 г. — Ассоциация банкиров городов, в 1913 г. — автомобильных промышленников, в 1912 г. — Торговая палата и т. п. В настоящее время крупнейшими из них являются Национальная ассоциация промышленников (НАП) и Торговая палата. Так, НАП объединяет свыше 25 тыс., или 75%, существующих промышленных фирм. Она возглавляется советом директоров (150—160 человек), под руководством которого действуют постоянные комитеты: внешней политики, экономики, сельского хозяйства, трудовых отношений, национальной обороны. В этих комитетах рождаются проекты важнейших законов, планов и программ, которые нередко реализуются потом через органы государства. Например, именно по инициативе НАП в свое время были приняты упоминавшиеся законы Тафта—Хартли и Лэндрама—Гриффина. Сравнительно новая организация американских предпринимателей — «Круглый стол бизнеса», возникший в 1972 г. Он объединяет около 200 менеджеров крупнейших фирм с целью разработки программ по экономическим проблемам. Специального законодательства о союзах предпринимателей в США не существует. На них распространяются общие правовые, нормы о «корпорациях». Финансовые аспекты их деятельности регламентируются Актом о компаниях 1974 г. Кроме того, судами сформированы некоторые прецеденты, касающиеся отдельных сторон их функционирования. Весьма значительными по численности и по влиянию являются в США движения потребителей. С 1967 г. они объединены в Американскую федерацию потребителей. Наиболее крупной организацией, входящей в нее, выступает Союз потребителей, образованный в 1936 г. К основным направлениям его деятельности относятся независимые проверки качества товаров и услуг; проведение широких опросов потребителей, результаты которых публикуются в специальном печатном издании Союза, информирование населения по вопросам качества и цен, консультационная работа. Упомянутая федерация не является единственным объединением в данной сфере. В 60—70-е гг. XX в. появились организации потребителей «новой волны», деятельность которых более политизирована. Это, например, Центр по изучению ответственного применения законов, существующий с 1968 г., Группа исследования общественных интересов, действующая с 1970 г., и др. Главной целью своей деятельности они считают оказание давления на органы государственной власти с целью принятия благоприятного для потребителей законодательства. Определенную роль в политической жизни играют религиозные общины. В США существуют около 260 таких общин, большинство из которых принадлежит к протестантскому направлению христианства (баптистская, методистская, лютеранская, англиканская, пресвитерианская). Кроме того, действует множество конфессиональных организаций и движений (Квакерский комитет, Братство примирения, Объединение верующих женщин и т. п.). И хотя в США церковь отделена от государства и отсутствуют конфессиональные политические партии, религиозные объединения оказывают ощутимое влияние на политическую жизнь страны, тесно интегрированы в политическую культуру. Законодательство регулирует статус церквей чрезвычайно фрагментарно, считая религию сугубо частным делом каждого человека. Из конституционных положений вытекает принцип равноправия всех религиозных общин. Федеральное законодательство освобождает их от уплаты каких бы то ни было налогов. В некоторых штатах священнослужители при наличии лицензии местных властей вправе регистрировать браки. Судебная практика разрешает те или иные вопросы, связанные с правомочиями религиозных объединений и священнослужителей в сфере публичных отношений. В американском обществе существует разветвленная система различных иных общественных объединений: женских, молодежных, этнических, ветеранских, экологических, пацифистских, культурных. Есть такие, которые имеют откровенно экстремистский характер (Общество Джона Берча, Советы белых граждан, Ку-Клукс-Клан). По некоторым данным, около 40 млн. американцев участвуют в настоящее время в деятельности различных общественных объединений. Такая деятельность занимает у них в среднем до 10 часов в неделю*. * См.: Согрин В. Становление демократии. История политической системы США // Наука и жизнь. 1995. № 6. С. 22.