О важности данного преимущества красноречиво свидетельствует следующий исторический факт. В 1969 г. Палата представителей приняла поправку к Конституции США о переходе к прямым выборам Президента. Однако это вызвало бурный протест малочисленных штатов, и как результат поправка не набрала 2/3 голосов в Сенате. Разница числа голосов избирателей (54,7%) и выборщиков (70%), поданных за Б. Клинтона на президентских выборах 1996 г., образовалась за счет того, что он победил в 31 штате и федеральном округе Колумбия*. * См.: Печатнов В. О. После выборов: итоги и прогнозы // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 2. С. 18.
Непрямыми выборами замещаются также должности глав исполнительной власти и формируются даже коллегиальные представительные органы в некоторых политико-административных единицах штатов. Принцип тайного голосования обеспечивается применением избирательных бюллетеней или специальных машин для голосования, которые начали использоваться в некоторых штатах еще с конца прошлого века.
3. Организация выборов
Важный элемент избирательного процесса — формирование избирательных округов. По выборам в Палату представителей Конгресса США образуются только одномандатные избирательные округа. При проведении выборов Президента США деления страны на округа, естественно, не происходит: штаты и федеральный округ Колумбия образуют единый (и единственный) избирательный округ. Такого деления не требуется и при проведении выборов губернаторов штатов, глав местного самоуправления, а также сенаторов Конгресса США. В последнем случае каждый штат представляет собой единый одномандатный округ (от одного штата единовременно избирается по одному сенатору). При проведении выборов в Палату представителей каждый штат актом его легислатуры делится на приблизительно равные по численности населения избирательные округа, число которых равно числу членов палаты, представляющих данный штат. По одномандатным округам выборы в нижнюю палату Конгресса проводятся с 1842 г. До этого каждый штат представлял собой единый многомандатный округ, от которого избиралась «делегация штата в Конгрессе». Места в Палате представителей распределяются между штатами пропорционально численности их населения. Перераспределение числа конгрессменов (членов Палаты представителей) по штатам, а следовательно, и преобразование сетки избирательных округов, производится один раз в 10 лет — после очередной переписи населения, проводимой в «нулевые» годы. Выборы палат легислатур в большинстве штатов проводятся также по одномандатным округам, образованным с приблизительно равной численностью населения. Впрочем, имеются исключения. Например, в штате Иллинойс в соответствии с Конституцией 1970 г. (разд. 2 ст. IV) депутаты верхней палаты — Сената — избираются по одномандатным округам, а нижней — Палаты представителей — по трехмандатным. При проведении местных выборов образуются округа двух различных типов: либо территория муниципалитета составляет один избирательный округ, от которого избираются все члены совета (at large), либо она подразделяется на несколько округов — одномандатных или многомандатных, причем последние превалируют. Избирательные округа по выборам в Палату представителей и легислатуры штатов образуются законодательными актами штатов, а для местных выборов — актами соответствующих советов. Административные и организационно-технические функции по подготовке и проведению выборов возлагаются на различные органы. Центрального общенационального органа по проведению выборов в США не существует. Созданная на основе Акта о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. федеральная комиссия по выборам имеет иные функции. На уровне штатов выборами чаще всего ведают секретари различных департаментов: юстиции, внутренних дел. В некоторых штатах губернаторы формируют (обычно на основе паритетного представительства партий) избирательные комиссии (советы комиссаров). В политико-административных единицах организационные функции по подготовке и проведению выборов находятся, как правило, в ведении клерков советов, но в ряде политико-административных единиц глава представительного органа или исполнительной власти образует совет комиссаров или назначает одного комиссара по проведению выборов. В избирательных округах общий контроль за выборами осуществляют избирательные комиссии, состоящие из представителей партий, чиновников штата, судей, членов Конгресса. На избирательных участках создаются избирательные комиссии (бюро) из представителей партий. Ведущая роль в организации и проведении выборов в границах избирательных участков принадлежит партийному аппарату. В США регистрация избирателей осуществляется по инициативе самих избирателей. Каждый из них должен лично (в некоторых штатах можно и по почте) обратиться в пункт регистрации, организованный клерком совета графства или города. Напомним, что сделать это можно не позднее чем за 30 дней до дня голосования. В некоторых штатах (где праймериз носят закрытый характер) избиратель при регистрации должен указать свою партийную принадлежность. В большинстве штатов система регистрации избирателей является постоянной, то есть гражданин регистрируется как избиратель один раз и исключается по его заявлению при перемене места жительства. В ряде штатов право исключать избирателя из списка предоставлено также избирательным органам — в случае если он не участвовал в двух или трех последних выборах. В некоторых штатах списки избирателей периодически (в различные сроки) пересматриваются. Федеральный Акт об избирательном праве 1970 г. предусматривает возможность судебного обжалования неправильностей в списках избирателей.
4. Избирательный процесс
Сроки проведения выборов всех уровней в США строго фиксированы в законодательстве. Поэтому стадия их назначения отсутствует. На федеральном уровне голосование по выборам Конгресса проводится в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года, а голосование избирателей по выборам Президента (фактически — за выборщиков) — в этот же день каждого високосного года; затем в первый понедельник после второй среды декабря того же года в столицах своих штатов выборщики собираются для голосования за кандидатов в Президенты. Голосование по выборам органов штатов и местного самоуправления также проводятся обычно по вторникам, как это прямо предусмотрено законодательством штатов и хартиями местного самоуправления. При этом только примерно в половине штатов законодательство обязывает работодателей разрешать работникам покидать рабочие места для того, чтобы проголосовать. Но даже не во всех этих штатах работодатели не вправе делать вычеты из заработка работников, отсутствующих какое-то время по месту работы в связи с участием в голосовании. Выдвижение кандидатов на выборные должности в США представляет собой достаточно громоздкую процедуру, распадающуюся на несколько этапов. Первым из них формально является регистрация петиции о выдвижении, подаваемой самим соискателем в соответствующий избирательный орган. При проведении федеральных выборов — это орган уровня штата, а на остальных — клерк графства. По традиции самовыдвижение «партийных» кандидатов осуществляется по согласованию с партийным комитетом соответствующего уровня или его лидером. Формально-юридические же условия регистрации петиции в различных штатах неодинаковы. В некоторых из них обязательным требованием выступает поддержка кандидата избирателями соответствующей территории в виде установленного числа подписей под петицией. Например, в Джорджии любой, кто хочет внести свою фамилию в избирательный бюллетень на президентских выборах, должен собрать подписи как минимум 40 тыс. избирателей этого штата. В большинстве же штатов несколько иной порядок. Претендент на выборную должность в петиции о выдвижении должен обязательно указать свою партийную принадлежность или отсутствие таковой. При этом если соискатель является членом партии, собравшей на предыдущих выборах соответствующего уровня число голосов избирателей, минимум которого установлен в законодательстве штата или хартии местного самоуправления (например, применительно к президентским выборам это число составляет в Южной Дакоте 20% избирателей, участвовавших в соответствующих выборах, в Огайо, Вашингтоне и Флориде — 15%, в Айдахо — 10%), то формально самовыдвижение служит достаточным условием для регистрации. Если же кандидат является независимым, то есть беспартийным, либо принадлежит к малой или новой партии, то он должен заручиться определенным числом подписей избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, причем в достаточно короткий срок (20—25 дней). Например, применительно к президентским выборам необходимое число подписей равно в штатах Мэн и Коннектикут 10 тыс., в Западной Виргинии и Колорадо — 5 тыс. (но нотариально удостоверенных), в штате Нью-Йорк — 12 тыс. при условии, что в каждом из графств этого штата будет собрано не менее 50 подписей. Положение малых партий и независимых кандидатов осложняется еще тем, что законодательство многих штатов требует собирать подписи только среди избирателей, зарегистрировавшихся в качестве членов соответствующих партий либо независимых (беспартийных). Во второй половине 70-х гг. в ряде решений Верховный суд США указал, что число подписей под петицией о выдвижении кандидата не должно превышать 5% от общего числа избирателей, зарегистрированных в данном штате, местной единице или избирательном округе*. * См.: Положение в области прав человека в США. М., 1978. С. 80. Требованием, альтернативным сбору подписей избирателей и также направленным на отсеивание «несерьезных» кандидатов, в некоторых штатах (их немного, например, Калифорния, Техас) выступает внесение так называемого регистрационного взноса (аналога избирательному залогу в других странах, за исключением того, что регистрационный взнос ни при каких условиях кандидату не возвращается). Так, в соответствии с Избирательным кодексом Калифорнии, регистрационный взнос устанавливается в процентном отношении к размеру дохода кандидата за последний перед выборами год: 2% — при выборах в Сенат Конгресса США, в губернаторы, на некоторые другие выборные должности в штате и графствах; 1% — при выборах в Палату представителей Конгресса США, в легислатуру штата, на выборные юридические должности штата (судей, окружных атторнеев). В 1972 г. в одном из своих решений Верховный суд США заявил, что требование регистрационного взноса законно лишь в том случае, если он имеет альтернативу (обычно в виде петиции с подписями избирателей). Регистрация избирательными органами кандидатов имеет, однако, в отличие от многих других стран лишь сугубо предварительный характер, отнюдь не означая, что все зарегистрированные кандидаты будут включены в избирательный бюллетень для окончательного голосования. Юридическое значение такой регистрации состоит в том, что только зарегистрированные кандидаты допускаются к следующему этапу процедуры выдвижения. В большинстве штатов таким этапом являются праймериз (primaries) — первичные выборы, о которых мы уже упоминали выше — в п. 2 § 3. Они представляют собой непосредственное голосование избирателей, поддерживающих соответствующую партию, по кандидатурам, зарегистрированным в качестве кандидатов на выборах. Одновременно в ходе праймериз избираются члены партийных комитетов и конвентов. Институт праймериз возник в США в начале XX в. К началу 90-х гг. праймериз использовались почти в 40 штатах*. * См.: Евдокимов В. Б. Указ. соч. С. 86—87.