Этот институт имеет две основные разновидности — закрытые и открытые праймериз. При закрытых (используемых в большинстве штатов) каждая партия проводит голосование отдельно по своим кандидатам среди избирателей, зарегистрировавшихся в качестве ее членов (отдельно голосуют и независимые избиратели). Открытые праймериз (применяемые, например, в штатах Аляска, Вашингтон, Луизиана) проводятся по всем кандидатам вместе и среди всех избирателей. Каждый из них получает бюллетень, в котором содержится перечень партий и их кандидатов. Избиратель должен выбрать одну партию, а среди ее кандидатов — также одного. При проведении одновременно нескольких выборов избиратель вправе (если праймериз носят открытый характер) голосовать за различные партии применительно к разным выборам. В некоторых штатах праймериз — причем как открытые, так и закрытые — исключают участие в них независимых избирателей и кандидатов. В избирательные бюллетени вносятся только кандидаты, заявившие в петиции о выдвижении, о своей партийной принадлежности. Такое же условие необходимо выполнить и избирателю для того, чтобы иметь право получить избирательный бюллетень на праймериз. Отчасти по этой причине, отчасти в силу традиционного абсентеизма, а отчасти потому, что праймериз имеют лишь промежуточное, предварительное значение в процедуре выдвижения кандидатов, в них обычно участвует около 1/3 зарегистрированных избирателей. Результаты праймериз подводятся отдельно для каждой партии. Победившим считается тот ее кандидат, который получил относительное большинство голосов избирателей данной партии (лишь в 10 южных штатах требуется абсолютное большинство поданных за партию голосов и в случае необходимости во втором туре голосования производится перебаллотировка двух кандидатов, собравших наибольшее число голосов в первом туре). Значение праймериз неодинаково в различных штатах. В большинстве из них оно имеет чисто политический характер. Во-первых, праймериз представляют собой первичную пробу сил главных политических партий, показывая соотношение их электората на данном этапе выборов. Во-вторых, праймериз помогают каждой партии выявить наиболее популярную среди избирателей кандидатуру с тем, чтобы выдвинуть по соответствующему округу единого от данной партии кандидата. Однако в некоторых штатах праймериз имеют и определенные юридические последствия: «третьи» партии и независимые кандидаты могут быть внесены в избирательные бюллетени для голосования только в том случае, если на праймериз за них проголосовало установленное в законе штата число избирателей округа, например в штате Мичиган применительно к выборам в федеральные органы и органы штата — 5 тыс. Таким образом, указанные кандидаты должны преодолеть двойной барьер отсева (как уже говорилось, для того, чтобы участвовать в праймериз, им необходимо собрать установленное число подписей избирателей или внести регистрационный взнос). Кроме того, законодательство ряда штатов требует, чтобы на национальном партийном конвенте делегаты соответствующего штата голосовали в первом туре за того кандидата в Президенты США, который получил в данном штате на праймериз наибольшее число голосов избирателей (в последующих турах можно голосовать по своему усмотрению). Наконец, законы некоторых штатов, а также хартии самоуправления предусматривают, что при проведении местных выборов по одномандатным округам в избирательные бюллетени для окончательного голосования вносятся два кандидата, набравшие на праймериз наибольшее число голосов. Обычно президентские и парламентские праймериз начинаются в конце февраля — начале марта и заканчиваются в июле года выборов. Успех на них означает окончание процедуры выдвижения кандидатов на всех выборах, кроме президентских, а на последних — для независимых кандидатов. Окончательным же этапом выдвижения «партийных» кандидатов на должность Президента США являются национальные партийные конвенты, которые проводятся в течение июля— августа. Законодательство требует вносить в избирательный бюллетень только того кандидата от партии, который утвержден на ее национальном конвенте. Кандидатом на должность Президента США от данной партии становится лицо, избранное абсолютным большинством делегатов национального конвента. Если в первом туре голосования такого большинства не получит предложенный любым членом конвента кандидат, проводятся второй, третий и т. д. туры — до тех пор, пока за того или иного кандидата не проголосует абсолютное большинство конвента. Как правило, выборы проводятся в США на альтернативной основе, причем, как и в других странах, степень альтернативности возрастает в прямой зависимости от уровня и степени важности выборов. Максимальное число кандидатов выдвигается на президентских и губернаторских выборах. Так, в 1996 г. в избирательный бюллетень по выборам Президента США было внесено семь кандидатов, а в 2000 — четыре. На муниципальных же выборах нередко складывается ситуация, когда число кандидатов равно числу мандатов советников, замещаемых по округу. В условиях альтернативности выборов особо важное значение приобретает следующая стадия избирательного процесса — предвыборная агитация, которая проводится в течение сентября—октября. Особую роль в обеспечении эффективности предвыборной агитации играют, как и в других странах, СМИ, прежде всего электронные. Впервые телевидение было использовано в американском избирательном процессе в ходе президентской избирательной кампании 1952 г., когда республиканец Дуайт Эйзенхауэр боролся с демократом Эдлаем Стивенсоном. В отличие от многих других стран принцип равноправия в получении эфирного времени действует в США не в отношении политических партий, а в отношении самих кандидатов. Содержание же данного принципа имеет весьма усеченный характер: поскольку в США нет государственных электронных СМИ, все эфирное время предоставляется только на платной основе. При этом в соответствии с Актом о коммуникациях 1934 г., «если держатель лицензии на вещание позволит какому-либо лицу, являющемуся кандидатом на выборную должность, воспользоваться вещательной станцией, то он должен предоставить равные возможности всем таким кандидатам», то есть не вправе им отказать, завысить таксу, по своей инициативе ограничить время вещания, предоставить его в менее благоприятное время суток и т. п. Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. содержит требование о недопустимости взимания с кандидатов разной оплаты за использование одинаковой газетной и журнальной площади. Однако высокая стоимость эфирного времени, да и газетной площади приводит к тому, что полноценно воспользоваться «равными возможностями» могут лишь весьма состоятельные кандидаты либо кандидаты, поддерживаемые крупнейшими партиями. Для того чтобы смягчить неравенство финансовых возможностей различных кандидатов, Акт о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. запрещает кандидатам расходовать на выступления по радио и телевидению более 60% от суммы денежных средств, которую они вправе израсходовать на проведение избирательной кампании. Выборы, особенно президентские, представляют собой весьма дорогостоящее мероприятие. В 1996 г. на их проведение была израсходована рекордная сумма, составившая 1,6 млрд. долл.* Для уменьшения влияния «больших денег» на исход выборов законодательство США содержит определенные правила, касающиеся финансирования избирательных кампаний. Правда, единые принципы, применимые к выборам всех уровней, установлены фрагментарно лишь судебными прецедентами. В федеральном законодательстве имеются нормы, комплексно регулирующие порядок финансирования лишь федеральных выборов. Они установлены Актом о федеральных избирательных кампаниях 1971 г. (с изменениями 1974, 1976 и 1979 гг.). Правила финансирования выборов органов власти штатов и муниципальных единиц содержатся в законодательстве штатов. * См.: Keesing’s Record of World Events. 1997. № 1. P. 41436.