В соответствии с Актом о федеральных избирательных кампаниях источниками денежных средств кандидата могут служить добровольные пожертвования частных лиц, взносы политических партий и политических комитетов, поддерживающих кандидата, собственные средства кандидата и членов его семьи и, наконец, применительно к президентским выборам — средства, выделяемые государством. Акт 1971 г. запрещает делать взносы публичным служащим, а также иностранцам и лицам, выполняющим публичные заказы. Денежные средства физических лиц, согласно указанному Акту, не могли превышать 1 тыс. долл. на одного кандидата при проведении праймериз, столько же при проведении выборов и 25 тыс. долл. за один календарный год в общей сложности, однако в 1976 г. Верховный суд признал эти ограничения неконституционными. Следует отметить, что, помимо политических партий, ни одна общенациональная корпорация, «рабочая организация» (профсоюз), а также ни один общенациональный банк не имеет права делать взносы и производить расходы на федеральные выборы из собственных средств. Однако им разрешено образовывать фонды с целью привлечения денежных средств других лиц на проведение избирательной кампании того или иного кандидата. Акт о федеральных избирательных кампаниях установил также предел расходов кандидатами своих собственных средств, а также средств родственников. Он составляет 50 тыс. долл. для кандидата в Президенты и Вице-президенты, 35 тыс. для кандидата в Сенат и 25 тыс. для кандидата в Палату представителей Конгресса США. Наконец, государственное финансирование распространяется только на президентские выборы. Оно осуществляется в формах дотаций и компенсаций. Дотации производятся на стадиях выдвижения и предвыборной агитации. На первой из них дотации получают кандидаты, которым удалось в каждом из 20 любых штатов собрать не менее чем по 5 тыс. долл., причем взносами, не превышающими 250 долл. Размер дотации на этой стадии составляет общая сумма, которую кандидат получил от частных лиц взносами, не превышающими 250 долларов, но не более 5 млн. долл. На этапе предвыборной агитации государственные дотации кандидатам выделяются в зависимости от их партийной принадлежности. Если кандидат принадлежит к партии, получившей на предыдущих президентских выборах не менее 25% голосов избирателей, ему выделяются 2 млн. долл. Меньшую дотацию получают кандидаты партий, собравших на предыдущих президентских выборах как минимум 5% голосов избирателей. Наконец, кандидатам партий, которые на предыдущих выборах не набрали этого лимита, но получили хотя бы 5% голосов на данных выборах, выплачивается после определения их результатов частичная компенсация понесенных затрат. Закон устанавливает также предельно допустимые суммы расходов кандидатов. Ни один кандидат на должность Президента США не может израсходовать в общей сложности на цели своего выдвижения больше 10 млн. долл., за исключением случаев, когда в каждом штате (а также в федеральном округе Колумбия) сумма расходов на его избирательную кампанию не превысила сумму, получающуюся при умножении 16 центов на численность населения избирательного возраста соответствующего штата, или 200 тыс. долл. Кроме того, будучи выдвинутым, кандидат в Президенты вправе затратить на цели избирательной кампании в общей сложности не более 20 млн. долл. Данные суммы, так же как размеры денежных средств, расходуемых партийными комитетами (национальными и штатов), подлежат ежегодной индексации. Кандидаты в Сенат Конгресса США могут расходовать на цели избирательной кампании не более 150 тыс. долл., а кандидаты в члены Палаты представителей — не более 70 тыс. долл. Все денежные средства в поддержку кандидатов поступают в политические комитеты. Это понятие, согласно Акту 1971 г., означает любую группу лиц или местный партийный комитет, которые получают на цели избирательных кампаний взносы, превышающие в течение календарного года 1 тыс. долл., либо производят расходы, превышающие в течение года указанную сумму, а также любой отдельный фонд, образованный корпорацией, не имеющей права расходовать на цели избирательной кампании собственные средства. Следует иметь в виду, что приведенные цифры были действительны на момент издания соответствующих актов и подлежат ежегодному индексированию. Политические комитеты периодически представляют отчеты о своей деятельности в федеральную комиссию по выборам — независимое ведомство в системе федеральных органов исполнительной власти, созданное на основе Акта 1971 г. для контроля за соблюдением законодательства о выборах. В ее состав входят секретарь Сената, клерк Палаты представителей (с правом совещательного голоса), а также 6 членов, назначаемых Президентом с совета и согласия Сената (с правом решающего голоса). Не более трех назначаемых членов комиссии могут принадлежать к одной партии. Статус членов комиссии несовместим с любыми иными видами деятельности. В компетенцию комиссии входят полномочия требовать от любых лиц отчеты и ответы по любым интересующим ее вопросам, рассматривать и расследовать жалобы и дела о нарушении законодательства о выборах, требовать дачи свидетельских показаний по ним, давать по запросам заинтересованных лиц консультативные заключения, касающиеся вопросов применения законодательства; устранять и предотвращать нарушение законодательства о выборах, используя для этого такие неформальные способы, как обмен мнениями, примирение и убеждение. При этом примирительное соглашение может предусматривать уплату виновным лицом штрафа (в размере от 5 тыс. до 10 тыс. долл. или 200% денежной суммы, в которой выразилось правонарушение). Если же предотвращение или устранение нарушения закона самой комиссией невозможно, она вправе и обязана предъявлять в суде гражданские иски, представлять по ним доказательства, обжаловать судебные решения, сообщать о нарушениях закона в правоохранительные органы. Как видно, федеральная комиссия по выборам не занимается организацией подготовки и проведения выборов, а выполняет в основном контрольные и квазисудебные функции. В США применяются два способа голосования: избирательными бюллетенями и с использованием специальных электронных машин. Избирательные бюллетени вручаются избирателю в помещении для голосования работниками аппарата чиновника по выборам. Законодательство нескольких штатов допускает замещение мандатов муниципальных советников без голосования, если число кандидатов в соответствующем избирательном округе не превышает числа подлежащих избранию в нем советников. Голосование в США всегда было отмечено известным абсентеизмом, особенно заметным при проведении местных выборов, в которых в среднем обычно участвуют до 40% зарегистрированных избирателей. Активность населения возрастает с повышением уровня выборов. Максимальной она, как правило, бывает при проведении президентских и губернаторских выборов. Однако бывают и спады. Рекордно высоким уровнем абсентеизма отмечены выборы Президента США 1996 г.: в них впервые за всю историю страны проголосовало менее половины избирателей — 49%*. * См.: Рогов С. М. Указ. соч. С. 11.