Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 30 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Активность Верховного суда США в сфере конституционного контроля стала неуклонно возрастать после отмены рабства. Так, если в первой половине XIX в. был признан неконституционным лишь один закон, то во второй — уже 24, а в первой половине XX в. — 53 (особенно бурную активность проявили «девять старцев» в период проведения «Нового курса» Ф. Рузвельта: в 1935—1936 гг. неконституционными были признаны 11 актов Конгресса). На начало 90-х гг. Верховный суд в общей сложности объявил неконституционными более 150 положений федеральных законов и более 1 тыс. — конституций и законов штатов. Ныне институт конституционного контроля законодательно оформлен в нескольких параграфах 28-го титула Свода законов США. Помимо судов общей юрисдикции в рамках федеральной судебной системы действуют специализированные суды, занимающиеся рассмотрением дел определенных категорий. К специализированным федеральным судам первой инстанции относятся: — Претензионный суд США, рассматривающий имущественные иски частных лиц к правительству США ценой свыше 10 тыс. долл.; — Суд США по делам внешней торговли, занимающийся разрешением споров, возникающих на основе федеральных законов об импортных торговых операциях; — Налоговый суд США, слушающий дела, которые возникают в связи с обжалованием решений федеральных налоговых ведомств; — военные суды, которые рассматривают дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими, в том числе дисциплинарные военные суды, слушающие в основном дела об уголовных проступках (мисдиминорах), специальные военные суды для рассмотрения дел о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы не свыше 6 месяцев или увольнение из Вооруженных сил, и, наконец, общие военные суды, которые рассматривают дела обо всех остальных, то есть наиболее серьезных, преступлениях военнослужащих. Первые три из перечисленных судебных органов входят в систему административной юстиции США. В число федеральных специализированных апелляционных судов входят: — Апелляционный суд США по федеральному округу Колумбия, занимающийся рассмотрением жалоб на решения Претензионного суда, Суда по делам внешней торговли и некоторых квазисудебных органов административной юрисдикции; — Временный чрезвычайный апелляционный суд, разрешающий жалобы на решения федеральных окружных судов по делам, связанным с применением законов о стабилизации экономики; — военные суды апелляционной юрисдикции. Они имеют двухуровневую структуру, включая суды военного надзора, образованные по одному для каждого вида Вооруженных сил (армия, военно-воздушные силы и военно-морской флот), а также в качестве конечной инстанции — Военный апелляционный суд. Решения апелляционных специализированных судов могут быть обжалованы в Верховный суд США. В американской правовой доктрине федеральные суды общей юрисдикции именуются «конституционными», поскольку их создание Конгрессом (как нижестоящих по отношению к Верховному суду) предусмотрено Конституцией, а Верховный суд США учрежден ею непосредственно (разд. 1 ст. III). Суды же специальной юрисдикции принято называть «законодательными», так как они созданы не на основе прямого указания Конституции, а в силу предоставленного ею Конгрессу права издавать законы, необходимые для реализации полномочий Союза (разд. 8 ст. I). Юридическая значимость такого разграничения состоит в том, что на судей законодательных судов не распространяются конституционные положения о пожизненном назначении судей и недопустимости уменьшения их жалованья (разд. 1 ст. III). Статус судей, определенный конституционно и законодательно, направлен прежде всего на обеспечение их независимости и беспристрастности при рассмотрении судебных дел. Все федеральные судьи назначаются на должность Президентом США «с совета и согласия Сената». К кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация). Строго централизованный порядок назначения и участие в этой процедуре двух ветвей власти должны, по мнению «отцов-основателей», свести к минимуму зависимость судей как от местных, так и от центральных властей. Этой же цели подчинены конституционные нормы (разд. 1 ст. III Конституции) о недопустимости уменьшения жалованья судьям «конституционных» судов в период нахождения в должности, а также бессрочное назначение этих судей («пока их поведение остается безупречным»), По выражению Дж. Мэдисона, бессрочный характер назначения на судейскую должность «быстро искореняет чувство зависимости от тех, кем она пожалована»*. Смещение федерального судьи «конституционного» суда с должности возможно лишь в случае добровольной отставки, смерти либо признания его виновным в порядке импичмента, а с 1937 г. также достижения судьей 70 лет, после чего он должен подать в отставку, сохраняя за собой полное жалованье. * Федералист. М., 1993. С. 346.

Пожертвование на развитие ресурса