Законодательная инициатива в отношении дополняющих и простых законов принадлежит любому члену и любой комиссии Палаты депутатов, Федерального сената или Национального конгресса, Президенту республики, Федеральному верховному трибуналу, высшим трибуналам, Генеральному прокурору республики и гражданам в форме и случаях, предусмотренных Конституцией. Президенту республики (с учетом Конституционной поправки № 18 1998 г.) принадлежит исключительное право инициативы законов, которые устанавливают и изменяют численный состав Вооруженных сил, а также касаются: — создания публичных постов, функций или должностей непосредственно в администрации или в ее автономных организациях или увеличения их вознаграждения; — административной и судебной организации, налоговой и бюджетной сферы, публичных служб и персонала администрации территорий; — публичных служащих Союза и территорий, их правового статуса, назначения на посты, стабильности положения и пенсионного обеспечения; — организации прокуратуры и Публичной защиты (о ней см. ниже — п. 3 настоящего параграфа) Союза, а также общие положения об организации прокуратуры и Публичной защиты штатов, федерального округа и территорий; — образования, системы и полномочий министерств и органов публичной администрации; — военнослужащих Вооруженных сил, их правового положения, назначения на посты, продвижения, стабильности положения, вознаграждения, отставки и перевода в запас. Народная законодательная инициатива осуществляется путем представления Палате депутатов законопроекта, подписанного не менее чем 1% национального избирательного корпуса, распределенного не менее чем между пятью штатами, в каждом из которых должны быть собраны подписи не менее 0,3% избирателей. Законопроекты Президента и трибуналов вносятся в Палату депутатов, остальные — в любую палату. Президент республики может потребовать срочного рассмотрения внесенного им законопроекта. Если последовательно Палата депутатов и Федеральный сенат не выскажутся по этому проекту в 45-дневный срок, то проект вносится в повестку дня и рассмотрение других вопросов приостанавливается до тех пор, пока не будет проведено голосование. Рассмотрение поправок Федерального сената Палатой депутатов проводится в 10-дневный срок с учетом общего 45-дневного срока. В этот срок не входит каникулярное время Национального конгресса, и он не применяется к проектам кодексов. На стадии обсуждения законопроекта одобренный одной палатой проект рассматривается другой, которая обсуждает и голосует его в единственном чтении, после чего он передается для получения санкции или промульгации, если палата, рассмотревшая проект, его приняла, или сдается в архив, если она его отклонила. Если в проект были внесены поправки, то он направляется в палату, из которой был прислан. Она рассматривает только поправки другой палаты. Если они одобряются, проект направляется Президенту, если нет, то поправки сдаются в архив, а проект направляется Президенту в том виде, в каком был принят палатой, которая одобрила его первой. Палата, в которой голосование было закончено, направляет проект закона Президенту республики, который, если согласен с ним, санкционирует проект. Если Президент республики считает, что проект в целом или частично неконституционен или противоречит публичным интересам, то он в 15-дневный срок налагает на него полное или частичное вето и в течение 48 часов извещает председателя Сената о мотивах. Частичное вето может относиться только целиком к статье, параграфу, пункту или абзацу, но не к обороту или отдельным словам. Молчание Президента в течение 15-дневного срока означает санкционирование закона и обязанность Президента в течение 48 часов промулъгироватъ закон. Если в течение 30 дней по получении вето оно не будет преодолено на совместном заседании палат абсолютным большинством депутатов и сенаторов в качестве единой коллегии при тайном голосовании, считается, что оно ими одобрено. В случае преодоления вето закон направляется Президенту для промульгации. В случае же пропуска 30-дневного срока вопрос о вето ставится на повестку дня немедленно созываемого заседания Национального конгресса вне очереди для окончательного голосования. Далее следует примечательная норма § 7 ст. 66, согласно которой, если Президент не промульгирует закон в течение 48 часов, это в такой же срок должен сделать председатель Сената, а если и он этого не сделает, то обязанность переходит к Вице—президенту. Внести вновь на той же сессии Конгресса вопрос, бывший предметом отклоненного закона, можно только абсолютному большинству членов какой—либо из палат. Скажем несколько слов о делегирующих законах, принимаемых бразильским парламентом. Проекты таких законов представляются Президентом республики; они должны содержать делегацию полномочий Национального конгресса. Конституция (ст. 68) ограничивает, однако, это право. Не могут быть предметом делегирования акты исключительной компетенции Национального конгресса, Палаты депутатов или Федерального сената, вопросы, подлежащие регулированию дополняющими законами и законодательством об организации судебной власти и прокуратуры, прохождении службы и гарантиях для их членов; гражданстве в обоих смыслах, индивидуальных, политических и избирательных правах; среднесрочных планах, бюджетных директивах и бюджетах. Делегирование Президенту республики производится в форме резолюции Национального конгресса, в которой указываются содержание и сроки делегированных полномочий. Если в резолюции устанавливается, что проект подлежит оценке Национальным конгрессом, то такая оценка принимается единственным голосованием; поправки к ней не могут вноситься. Дополняющие законы принимаются абсолютным большинством в обеих палатах. Законодательный процесс в финансово—экономической сфере также отличается некоторыми особенностями. Президент республики представляет проекты среднесрочных планов развития, бюджетных директив, годового бюджета, выделения дополнительных кредитов сразу в обе палаты. Содержание этих актов довольно подробно определено в Конституции (разд. VI о налогообложении и бюджете). Смешанная комиссия палат изучает эти документы и предлагает поправки. Бюджетные директивы и бюджеты, равно как и поправки к их проектам, не могут противоречить среднесрочным планам. Конституционные нормы устанавливают жесткую бюджетную дисциплину, которой должны следовать, в частности, парламентарии. Так, запрещается вносить проекты или поправки, выходящие за бюджетные рамки. Контрольные процедуры в отношении исполнительной власти определяются ограниченными правами Национального конгресса в данной сфере в условиях президентской республики, что, впрочем, уравновешивается невозможностью роспуска Конгресса. Полномочия палат Национального конгресса в названной области сводятся к тому, что он, его палаты, как и их постоянные и временные комиссии, могут вызывать государственных министров или других должностных лиц из органов, непосредственно подчиненных Президенту республики, для того, чтобы они лично предоставили информацию по заранее определенным вопросам; неоправданное отсутствие министров образует должностное преступление. Бюро Палаты депутатов и Федерального сената могут обращаться с письменными требованиями информации к государственным министрам или другим должностным лицам, упомянутым в Конституции; отказ, оставление требования без ответа или предоставление ложной информации также составляют должностное преступление. О следственных комиссиях выше уже говорилось.
2. Президент республики
Компетенция. Согласно ст. 76 Конституции исполнительная власть осуществляется Президентом республики, которому помогают государственные министры. Президент — центральная фигура в государственном механизме, он политический лидер страны. В соответствии с латиноамериканской концепцией права он наделен очень широкими полномочиями, которые ст. 84 Конституции относит к исключительным. Они производят большее впечатление, если их рассматривать по каждой из сфер деятельности этого высшего должностного лица. Так, Президент единолично назначает и смещает государственных министров; осуществляет с их помощью высшее руководство федеральной администрацией, распоряжается об организации и деятельности федеральной администрации согласно закону, устанавливает и упраздняет публичные должности в соответствии с законом. В сфере отношений с парламентом его полномочия значительно превышают полномочия Президента США. Он санкционирует, промульгирует законы и распоряжается об их опубликовании, а также издает декреты и положения для добросовестного исполнения законов. Конституция 1988 г. предоставила Президенту и инструмент для проведения более гибкой законодательной политики — имеется в виду право не только полного, но и частичного вето, совершенно очевидно заимствованного из французской Конституции 1958 г. Президент республики не является бесстрастным наблюдателем за законодательной деятельностью парламента. Он, как мы видели, обязан инициировать законодательный процесс в форме и случаях, предусмотренных Конституцией, и может потребовать срочного рассмотрения внесенных им проектов Другими словами, в отличие от американской модели взаимоотношений исполнительной и законодательной властей, взятой за основу в Бразилии, Президент последней обладает формальным правом наравне с парламентариями вносить законопроекты, причем в ряде важных областей государственной жизни это право носит исключительный характер. Президент должен направлять послание и план Правительства Национальному конгрессу по случаю открытия его законодательной сессии с тем, чтобы изложить положение в стране, и требовать принятия таких мер, которые он считает необходимыми. Ежегодно в течение 60 дней после открытия законодательной сессии Президент представляет Национальному конгрессу отчет о произведенных в предыдущий период расходах. Президенту принадлежит право издавать акты о временных мерах, имеющих силу закона. Они им принимаются в случаях особой важности и неотложности. Об этих мерах Президент немедленно сообщает Национальному конгрессу; если меры принимаются во время парламентских каникул, то Национальный конгресс созывается на внеочередную сессию в пятидневный срок. В арсенале полномочий Президента есть вышеупомянутое право издавать декреты о введении состояния защиты и, с разрешения Конгресса, военного положения и о федеральном вмешательстве (см. о нем ниже в п. 4 § 6) и исполнять их. Во внешнеполитической сфере Президент республики обязан поддерживать отношения с иностранными государствами и аккредитовать своих дипломатических представителей; заключать договоры, конвенции и международные акты, передаваемые на ратификацию Национальному конгрессу; объявлять войну в случае иностранной агрессии, либо по уполномочию Национального конгресса, либо когда названная агрессия совершена в период вне законодательных сессий, с последующим утверждением Конгрессом; при соблюдении таких же условий декретировать всеобщую или частичную мобилизацию; заключать мир с уполномочия или утверждения Национального конгресса; разрешать в случаях, предусмотренных дополняющим законом, проход иностранных вооруженных сил через национальную территорию или их временное пребывание на ней. Президент осуществляет верховное главнокомандование Вооруженными силами, присваивает генеральские звания и назначает их носителей на соответствующие должности. Необходимо указать, что для страны, пережившей немало военных переворотов, эта норма имеет далеко не символическое значение. Кроме того, Президент созывает Совет республики и Совет национальной обороны и председательствует в них. Статус этих органов регулируется Конституцией и законами (см. о них ниже). Что касается отношений с судебной властью, то с согласия Федерального сената Президент назначает судей Федерального верховного трибунала и высших трибуналов, Генерального прокурора республики; назначает с одобрения Федерального сената 1/3 судей Счетного трибунала Союза; назначает магистратов в случаях, предусмотренных Конституцией, а также Генерального адвоката Союза. Кроме того, Президенту принадлежит право назначения губернаторов территорий, председателя и директоров Центрального банка и других должностных лиц, в случаях, указанных в законе, а также двух членов Совета республики. Из числа иных полномочий Президента можно назвать право помилования и смягчения наказания после заслушивания, если в этом есть необходимость, органов, учрежденных законом; право награждения орденами и почетными отличиями. Такие свои полномочия, как распоряжения об организации и функционировании администрации, помилование и смягчение наказаний, назначение на федеральные публичные должности и продление полномочий назначенных лиц, Президент может делегировать государственным министрам, Генеральному прокурору республики и Генеральному адвокату Союза с соблюдением установленных для этого пределов. Если сравнить статус Президента по действующей Конституции с его статусом по Конституции 1967 г. (в редакции 1969 г.), то можно видеть, что Президент лишился некоторых полномочий. Раньше он мог в случае «чрезвычайных обстоятельств и соответствующего публичного интереса» издавать декреты—законы, касавшиеся национальной безопасности, государственных финансов и учреждения новых государственных постов, хотя Конгресс имел право требовать и требовал рассмотрения этих декретов—законов и мог их не утвердить (но не мог предлагать к ним поправки), однако эти акты вступали в силу немедленно с момента опубликования, и соответствующий отказ Конгресса в их утверждении не действовал на уже принятые меры. На практике такие президентские декреты—законы были наиболее используемым инструментом для обхода Конгресса, особенно в сфере государственных финансов; эта процедура многократно подвергалась критике. В Конституции 1988 г. декреты—законы были заменены «временными мерами«, важнейшее отличие которых от декретов—законов состоит в том, что временные меры, если не будут одобрены Конгрессом в течение 30 дней, теряют силу. На практике это означает, что Президент республики должен предварительно обсуждать с Конгрессом принимаемые меры. В то же время Конституция 1988 г. усилила исполнительную власть возможностью делегирования ей, хотя и в ограниченной мере, законодательных полномочий, что было запрещено предыдущей Конституцией. Выборы. Президент республики избирается путем прямых выборов сроком на четыре года. Как отмечалось выше (см. п. 2 § 1), в 1997 г. было отменено запрещение главам исполнительной власти всех уровней переизбираться вновь, причем не установлено никаких ограничений в отношении числа возможных переизбраний. Одновременно избирается и Вице—президент; его кандидатура регистрируется вместе с кандидатурой Президента, и баллотируются они на выборах в паре. Первый тур их выборов проводится в первое воскресенье октября года окончания полномочий действующего Президента, второй тур в случае необходимости — в последнее воскресенье того же октября. Избранным Президентом считается кандидат, зарегистрированный какой—либо политической партией, который получил абсолютное большинство голосов, не считая недействительных и незаполненных бюллетеней. Если ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов в первом туре, то проводится новый тур голосования не позже 20 дней после объявления результатов голосования в первом туре*; во втором туре участвуют два кандидата, получившие в первом наибольшее число голосов, и тот из них, кто получил большинство действительных голосов, считается избранным. Если до проведения второго тура случится смерть, снятие кандидатуры или возникнут законные препятствия в отношении одного из кандидатов, то кандидат из оставшихся, получивший наибольшее число голосов, призывается к участию во втором туре. Если таких кандидатов окажется более одного, баллотируется старший по возрасту. * Это положение § 3 ст. 77 Конституции, не затронутое Конституционной поправкой № 16 1997 г., не соответствует основному положению данной статьи в редакции указанной поправки, которое предусматривает проведение двух туров в первое и последнее воскресенья октября. Интервал между первым и последним воскресеньем может составить либо 21, либо 28 дней, но не 20. Президент и Вице—президент, вступая в должность, приносят присягу перед Национальным конгрессом, обязуясь поддерживать, защищать и исполнять Конституцию, соблюдать законы, способствовать общему благу бразильского народа, охранять единство, целостность и независимость Бразилии. Если по истечении 10 дней, прошедших после дня вступления в должность, Президент или Вице—президент не приступят к исполнению своих обязанностей, исключая основания, связанные с форс—мажорными обстоятельствами, то их должности объявляются вакантными. Срок полномочий Президента начинается с 1 января года, следующего за выборами. Президента в случае препятствий к исполнению им должности или ее вакантности замещает Вице—президент, который обычно кроме помощи Президенту и обязанностей, возложенных на него дополняющим законом, выполняет специальные задания Президента. В случае препятствий для обоих высших должностных лиц или одновременной вакантности их должностей их обязанности исполняют в последовательности председатель Палаты депутатов, председатель Федерального сената и председатель Федерального верховного трибунала. Если обе должности вакантны, то выборы проводятся в течение 90 дней после открытия последней вакансии. Если вакансия открывается в течение последних двух лет срока полномочий Президента, то Национальный конгресс законом назначает выборы на обе должности на период 30 дней после открытия последней вакансии. Во всех случаях полномочия избранных таким образом лиц истекают в срок, в который нормально должны были бы истечь полномочия их предшественников. Несколько необычным выглядит полномочие Конгресса разрешать Президенту и Вице—президенту республики покидать страну на срок свыше 15 дней. Это значит, что лица, занимающие посты на самом верху государственной иерархии, должны практически постоянно находиться в своей стране. Данная норма несколько либерализовала существовавшее ранее правило: по Конституции 1946 г. указанные лица вообще не могли под угрозой потери поста покинуть пределы страны без разрешения Конгресса. Ответственность. Должностными преступлениями являются деяния Президента, направленные против федеральной Конституции и, в частности, против существования Союза, свободного осуществления законодательной и судебной власти, деятельности прокуратуры и конституционных властей субъектов федерации, осуществления политических, индивидуальных и социальных прав, внутренней безопасности страны, честности администрации. Если обвинение Президента республики в совершении любых преступных деяний выдвинуто 2/3 состава Палаты депутатов, то Президент предается суду Федерального верховного трибунала за общеуголовные преступления и Федерального сената — за должностные преступления. Функции Президента временно приостанавливаются при получении Федеральным верховным трибуналом заявления или жалобы на совершение Президентом общеуголовного деяния или после начала производства в Федеральном сенате, если речь идет о должностном преступлении. Если рассмотрение дела не будет завершено в течение 180 дней, Президент возобновляет исполнение своих обязанностей без ущерба для продолжающегося процесса. До вынесения приговора об осуждении за общеуголовные преступления Президент республики не может быть взят под стражу. В течение срока своего мандата Президент республики не может нести ответственность за акты, не входящие в его компетенцию. При рассмотрении дела в Федеральном сенате в отношении Президента и Вице—президента председательствует председатель Федерального верховного трибунала (как и при рассмотрении дел о должностных преступлениях судей Федерального верховного трибунала, Генерального прокурора республики и Генерального адвоката Союза); осуждение, которое выносится только большинством в 2/3 голосов Федерального сената, ведет к утрате поста и к невозможности в течение 8 лет осуществлять какую—либо публичную функцию, но это не исключает других возможных юридических санкций. О Вице—президенте выше уже было сказано. Что касается государственных министров, то они отбираются из числа бразильцев, достигших 21 года и обладающих политическими правами. Конституция специально оговаривает некоторые полномочия этих должностных лиц. В сфере своей компетенции они обязаны: осуществлять ориентирование, координацию и надзор в отношении органов и организаций федеральной администрации и контрасигновать акты и декреты, подписываемые Президентом республики; издавать инструкции для исполнения законов, декретов и положений; представлять Президенту республики ежегодный доклад об управлении своим министерством; предпринимать действия в соответствии с полномочиями, которые им предоставлены или делегированы Президентом республики. Государственные министры могут участвовать в работе Федерального сената, Палаты депутатов или в какой—либо из комиссий по собственной инициативе по соглашению с бюро соответствующей палаты для того, чтобы изложить проблемы своего министерства. Совет республики — это высший консультативный орган Президента республики. В его состав входят Вице—президент республики, председатель Палаты депутатов, председатель Федерального сената, лидеры большинства и меньшинства в Палате депутатов и в Сенате, министр юстиции, а также 6 бразильских граждан по рождению старше 35 лет, два из которых назначаются Президентом республики, два — избираются Федеральным сенатом и два — Палатой депутатов. Все они назначаются и избираются на три года без права переназначения или переизбрания. Совету республики принадлежит право высказываться в отношении федерального вмешательства, введения состояния защиты и военного положения, а также важных вопросов, касающихся стабильности демократических институтов. Президент республики может приглашать государственных министров к участию в заседании Совета, если считает, что обсуждаемый вопрос относится к ведению соответствующего министерства. Совет национальной обороны представляет собой консультативный орган Президента республики по вопросам, связанным с национальным суверенитетом и защитой демократического государства. В состав Совета входят Вице—президент республики, председатель Палаты депутатов, председатель Сената; министр юстиции; министр обороны, командующие Военно—морскими, Сухопутными и Военно—воздушными силами, а также глава военного кабинета Президента республики, министр внешних сношений, министр планирования. Совет дает свое заключение по поводу объявления войны и заключения мира в соответствии с Конституцией, а также по поводу введения состояния защиты, военного положения и федерального вмешательства, предлагает основания и условия использования зон, необходимых для обеспечения безопасности национальной территории, и дает свое заключение об эффективности их использования, особенно в пограничной полосе и в зонах, которые связаны с сохранением и эксплуатацией природных ресурсов любого характера. Совет изучает необходимость инициатив для гарантирования национальной независимости и защиты демократического государства, вносит предложения и следит за их реализацией. Публичная администрация. Президент республики и государственные министры осуществляют исполнительную власть с помощью органов публичной администрации. Ее статус урегулирован в Конституции почему—то даже раньше, чем статус законодательной, исполнительной и судебной власти. Правда, соответствующие конституционные положения относятся не только к федеральной публичной администрации, но также и к остальным ее уровням. Автономные организации (публичные предприятия, смешанные хозяйственные общества и фонды) создаются специальным законом (общий их статус регулируется дополняющим законом). Также законодательным путем дается разрешение на создание подчиненных им структур и на участие в частных предприятиях. В хозяйственном обороте автономные организации действуют на равных правах с частными. Управленческая, бюджетная и финансовая автономия органов и организаций прямой и косвенной администрации может быть расширена их договором с соответствующей публичной властью. Согласно ст. 37 Конституции в редакции Конституционной поправки № 19 1998 г. публичная администрация подразделяется на прямую, представляющую собой административную исполнительную вертикаль, и косвенную, состоящую из автономных организаций. Конституционные принципы деятельности публичной администрации — законность, объективность (a impessoalidade — буквально: безличность), нравственное поведение, публичность и эффективность. Все публичные посты, должности и функции должны заниматься бразильцами, отвечающими установленным законом требованиям, однако указанная Конституционная поправка допустила, как отмечалось, и возможность назначения иностранцев в соответствии с законом. Назначение на публичный пост или должность производится по результатам публичного экзаменационного конкурса или экзамена и наличия званий (tutulos) в соответствии с характером и сложностью работы, за исключением назначений на временные должности для выполнения поручений, определенные законом как свободно замещаемые и освобождаемые. Результаты публичного конкурса действительны до двух лет и могут быть один раз продлены на такой же срок. Гражданским публичным служащим гарантируется право на свободу профессиональных объединений, тогда как право на забастовку осуществляется в пределах, устанавливаемых специальным законом. Небезынтересна норма п. VIII этой же статьи, предусмотревшая необходимость законодательно установить процент постов и должностей, резервируемых для лиц с физическими недостатками, и определить критерии их приема. Иначе, как желанием гарантировать равенство ветвей власти, а также исключить текучку кадров, «перебежку» работников аппарата из одного органа в другой, нельзя объяснить включение в эту же ст. 37 п. XI и XII, согласно которым вознаграждение и денежное содержание (о subsidio), пенсии и прочие личные выгоды лиц, занимающих публичные посты, функции и должности в публичной администрации, членов любого органа власти, носителей выборных мандатов не могут превышать месячное денежное содержание судей Федерального верховного трибунала. Жалованье должностных лиц законодательной власти и судебной власти не может быть выше выплат в исполнительной власти. Весьма важна и норма п. XV о том, что денежное содержание публичных служащих, за некоторыми исключениями, не может уменьшаться. Бразильская Конституция установила несовместимость постов, функций и должностей для публичных служащих. Запрещается совмещать посты на публичной службе, за исключением совмещения (с учетом установленного в п. XI максимума оплаты) двух постов преподавателя или поста преподавателя с инженерным или научным постом, двух медицинских постов. Речь идет о преподавателях, инженерах, исследователях, медиках, состоящих на публичной службе. Запрещается совмещать должности и функции в автономных организациях, публичных фондах и предприятиях, смешанных хозяйственных обществах, подчиненных им структурах, а также обществах, которые прямо или косвенно контролируются публичной властью. Проявления административной нечестности влекут приостановление политических прав, утрату публичной функции, лишение права распоряжаться имуществом и возмещение ущерба казне, что не исключает возможности дальнейшего уголовного преследования. Конституция довольно подробно регулирует основы статуса публичных служащих, к которым относит и носителей выборных мандатов в администрации, а также основы статуса лиц, принадлежащих к военизированным формированиям штатов, федерального округа и территорий. 3. Федеральная судебная система
Судебную власть составляют следующие судебные органы: Федеральный верховный трибунал, Высший трибунал правосудия, федеральные областные суды и федеральные судьи, трудовые трибуналы и судьи, избирательные трибуналы и судьи, военные трибуналы и судьи, трибуналы и судьи штатов, федерального округа и территорий. Глава VIII раздела Конституции, посвященного организации власти, представляет собой своего рода судебный мини—кодекс. Учредители сочли необходимым включить в эту главу нормы не только о судебной системе в собственном ее значении, но и о прокуратуре, публичной адвокатуре, обычной адвокатуре и Публичной защите. Судебные органы независимы, они подчиняются только закону. Конституция 1988 г. усилила эту независимость, установив принцип административной и финансовой автономии судебной власти (ст. 99), а для того, чтобы придать эффективность этому принципу, органам судебной власти разрешено составлять проект своего собственного бюджета. Трибуналы вырабатывают свои бюджетные предложения при соблюдении ограничений, установленных одинаково для всех ветвей власти законом о бюджетных директивах. Статус судей. Независимое положение судебной власти подчеркивается достаточно широким кругом гарантий для судей. Основы их статуса определены в ст. 93 Конституции, которая предусматривает подробное регулирование статуса магистратуры дополняющим законом, принимаемым по инициативе Федерального верховного трибунала. Гарантии для судей — это, в частности: — пожизненное назначение, которое для судей первой инстанции предусматривается только после двух лет нахождения в должности; об утрате должности в течение этого периода должно быть принято решение трибуналом, в состав которого судья входит, а в других случаях — по окончательному приговору суда; — несменяемость, за исключением увольнения по основаниям, имеющим публичный интерес; решение о таком увольнении с направлением в резерв или в отставку имеет основанием решение, принятое 2/3 голосов соответствующего трибунала при обеспечении всесторонней защиты; — несокращаемостъ денежного содержания, за некоторыми исключениями, — еще один элемент статуса бразильских судей. В то же время на судей налагаются некоторые ограничения, связанные опять—таки с обеспечением их профессиональной независимости. Им запрещено занимать, даже находясь в резерве, другие посты или функции, за исключением преподавания; получать по любому основанию или под любым предлогом судебные издержки и вознаграждение или финансовую долю от рассматриваемых ими дел; посвящать себя партийно—политической деятельности. Конституция самым подробным образом устанавливает численность и порядок назначения судей в верхних эшелонах судебной иерархии, даже включая три ветви специальной юстиции — трудовую, избирательную и военную. В федеральных областных трибуналах, в трибуналах штатов, федерального округа и территорий 1/5 мест отводится членам прокуратуры, имеющим стаж более 10 лет, и адвокатам, известным своими юридическими познаниями, обладающим незапятнанной репутацией, более 10 лет эффективно работающим по профессии, указанным в списке, число кандидатов в котором шестикратно превышает число мест и который формируется органами представительства соответствующих категорий. Трибунал составляет из них список, втрое превышающий число мест, и направляет его в орган исполнительной власти, который в течение последующих 20 дней производит выбор и назначение. На вершине судебной иерархии находится Федеральный верховный трибунал из 11 судей, именуемых министрами (os Ministros), подбираемых из граждан в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих признанными знаниями в области юриспруденции и безупречной репутацией. Судьи Федерального верховного трибунала назначаются Президентом республики, после того как их отбор был одобрен абсолютным большинством членов Федерального сената. Согласно ст. 102 Конституции (с учетом Конституционной поправки № 23 1999 г.) ведению Федерального верховного трибунала подлежит прежде всего охрана Конституции. По первой инстанции он рассматривает и разрешает в числе прочих: — прямые иски о неконституционности законов или иных нормативных актов публичной власти Союза или штатов и деклараторные иски о конституционности (т. е. содержащие ходатайства о подтверждении конституционности) федеральных законов или иных нормативных актов, предъявляемые Президентом, бюро палат Конгресса или Генеральным прокурором республики; — дела об общеуголовных деяниях Президента республики, Вице—президента, членов Национального конгресса, своих собственных судей и Генерального прокурора республики, а также об общеуголовных деяниях и должностных преступлениях государственных министров и командующих Военно—морскими, Сухопутными и Военно—воздушными силами (кроме дел, рассматриваемых Федеральным сенатом), членов высших трибуналов, членов Счетного трибунала Союза и руководителей постоянных дипломатических представительств; — дела хабеас корпус, где потерпевшими являются вышеперечисленные лица, а также о выдаче ордера о безопасности или приказа хабеас дата в отношении актов Президента республики, бюро обеих палат Национального конгресса, Счетного трибунала Союза, Генерального прокурора республики и самого Федерального верховного трибунала; — споры между иностранным государством или международной организацией и Союзом, штатом, федеральным округом или территорией; — дела и конфликты между Союзом и штатами, Союзом и федеральным округом либо между штатами или штатом и федеральным округом, включая соответствующие организации косвенной администрации; — дела об экстрадиции, о которой ходатайствует иностранное государство. Кроме того, в компетенцию Федерального верховного трибунала входит рассмотрение дел в качестве высшей судебной инстанции. В этой обширной сфере можно упомянуть пересмотр решений по уголовным делам, вступивших в законную силу; рассмотрение исков о соблюдении своей компетенции и обязательной силы вынесенных решений; рассмотрение судебных дел, в которых все члены Трибунала были прямо или косвенно заинтересованы, и дел, в которых более половины членов Трибунала, первоначально рассматривавшего дело, были прямо или косвенно в этом деле заинтересованы или у них были препятствия к его рассмотрению; разрешение споров о компетенции между Высшим трибуналом правосудия и каким—либо другим трибуналом, между высшими трибуналами или между последними и каким—либо иным трибуналом. По обычным жалобам Федеральный верховный трибунал рассматривает дела об отказе высших трибуналов по единственной инстанции выдать судебные приказы, а также о политических преступлениях. По чрезвычайным жалобам он разрешает дела, рассмотренные в единственной или последней инстанции, если вынесенные решения противоречат положениям Конституции, объявляют неконституционными федеральный закон или договор, объявляют действительными закон или акт местного правительства, конституционность которого оспаривалась. Окончательные решения Федерального верховного трибунала по деклараторным искам о конституционности действуют в отношении всех и обязывают прочие органы судебной власти и исполнительную власть. Примечательная особенность компетенции этого Трибунала заключается в том, что он может инициировать прямые иски о неконституционности, предлагая Президенту республики, бюро палаты Национального конгресса либо законодательного собрания, губернатору штата, Генеральному прокурору республики, Федеральному совету Ордена адвокатов Бразилии, политической партии, представленной в Национальном конгрессе, профсоюзной конфедерации, экономической или профессиональной корпорации национального масштаба предъявить их. Конституция регулирует также некоторые процессуальные стороны конституционного контроля, осуществляемого Трибуналом. В частности, предварительно заслушивается Генеральный прокурор республики, а если речь идет о признании в целом неконституционности нормы или акта, в их защиту предварительно выступает Генеральный адвокат Союза. Конституция 1988 г. учредила Высший трибунал правосудия, передав ему часть полномочий, которые ранее осуществлял Федеральный верховный трибунал. Члены этого Трибунала, к которым предъявляются такие же требования, как и к членам Федерального верховного трибунала, назначаются Президентом республики после того, как предлагаемые кандидатуры получили одобрение Сената. Из 33 членов («министров«) Трибунала треть — это судьи федеральных областных трибуналов, другая треть — высококвалифицированные судьи трибуналов правосудия, третья треть — в равных долях адвокаты и члены прокуратуры поочередно федеральной, штатов, федерального округа и территорий. Высший трибунал правосудия имеет весьма многочисленные полномочия. Он рассматривает дела и выносит решения по первой инстанции в отношении: — общеуголовных преступлений, совершенных губернаторами штатов и федерального округа, этих же и должностных преступлений, совершенных судьями трибуналов штатов и федерального округа, федеральных областных трибуналов, членами счетных советов или счетных трибуналов муниципий и членами прокуратуры Союза, которые состоят при этих трибуналах; — выдачи ордеров о безопасности и приказов хабеас дата в отношении актов государственных министров, командующих Военно—морскими, Сухопутными и Военно—воздушными силами или самого Трибунала; — выдачи приказов хабеас корпус, когда принуждающей или потерпевшей стороной является губернатор или какое—либо из должностных лиц судебной власти, указанных выше, или когда принуждающей стороной является трибунал, подчиненный юрисдикции данного Трибунала, государственный министр или командующий Военно—морскими, Сухопутными или Военно—воздушными силами, за исключением дел, входящих в компетенцию избирательных трибуналов (данная редакция подпункта «с» п. I ст. 105 установлена Конституционными поправками № 22 и 23 1999 г.); — ряда споров о компетенции между несколькими трибуналами, а также между трибуналами и судьями, входящими в их состав, и между судьями, состоящими в разных трибуналах; — пересмотра собственных решений по уголовным делам и искам о расторжении контрактов, К ведению этого органа также отнесен ряд других категорий дел, в том числе споры о полномочиях между административными и судебными органами власти Союза, или между судебными органами одного штата и административными органами другого штата, федерального округа, или между ними и административными органами Союза. Трибунал разрешает дела по обычным жалобам в отношении: — отказов в выдаче приказа хабеас корпус, когда решение было вынесено в единственной или последней инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории; — отказов в выдаче ордера о безопасности, когда решение было вынесено в единственной инстанции федеральным областным трибуналом или трибуналом штата, федерального округа или территории; — дел, в которых одной из сторон является иностранное государство или международная организация, а другой — муниципия или лицо, пребывающее или проживающее в Бразилии. Наконец, Трибунал разрешает специальные жалобы на решения, вынесенные в единственной и последней инстанции федеральными областными трибуналами, трибуналами штатов, федерального округа и территорий, если их решение: — противоречит какому—либо международному договору или федеральному закону или отрицает их применимость; — признает действительным какой—либо закон или акт местного управления, опротестованный по причине несоответствия федеральному закону; — интерпретирует федеральный закон иначе, чем он был истолкован другим трибуналом. Конституция 1988 г. реформировала промежуточное звено судебной власти. Она упразднила Федеральный апелляционный трибунал, судьи которого были переведены во вновь учрежденный Высший трибунал правосудия, и учредила такие судебные органы, как федеральные областные трибуналы, и федеральных судей. Федеральные областные трибуналы состоят как минимум из семи судей, подбираемых, по возможности, в соответствующей области и назначаемых Президентом республики из бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет с тем условием, что 1/5 из них — это адвокаты и прокуроры с более чем 10-летним действительным стажем, а остальные — федеральные судьи со стажем более пяти лет, в порядке продвижения по основаниям старшинства и заслуг. В первоначальном производстве эти трибуналы рассматривают и разрешают дела: — о преступлениях федеральных судей, включая военных и трудовых, и прокуроров в пределах своего судебного округа, включая судей военной и трудовой юстиции, за исключением дел, входящих в компетенцию избирательной юстиции; — о пересмотре собственных решений и решений федеральных судей области по уголовным делам и искам о расторжении контрактов; — о выдаче ордеров о безопасности и приказов хабеас дата против собственных решений или решений федеральных судей; — о выдаче приказа хабеас корпус, когда решение о принуждении было вынесено федеральным судьей; — по спорам о компетенции между федеральными судьями, связанными с данным трибуналом. Федеральные областные трибуналы стали апелляционной инстанцией по делам, решенным федеральными судьями и судьями штатов при осуществлении ими федеральной компетенции в их судебном округе. Низшей федеральной судебной инстанцией являются федеральные судьи, рассматривающие ряд категорий гражданских и уголовных дел. В каждом штате и в федеральном округе образуется судебная секция, имеющая местонахождение в соответствующей столице и подразделения на местах. Судебные секции рассматривают дела о претензиях к Союзу. Как отмечалось, в Бразилии действует ряд специализированных федеральных судебных органов — трудовые, избирательные и военные трибуналы и судьи. Каждая из названных ветвей юстиции имеет свою собственную компетенцию, определенную в федеральной Конституции. Органами трудовой юстиции являются: Высший трудовой трибунал; областные трудовые трибуналы; жунты (коллегии) по примирению и разрешению споров. Высший трудовой трибунал включает 17 профессиональных судей («министров«), назначаемых Президентом республики пожизненно по получении одобрения Федерального сената из бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет. Из них 11 назначаются из числа профессиональных судей трудовой магистратуры, трое — из адвокатов и трое — из трудовой прокуратуры (ст. 111 Конституции в ред. Конституционной поправки № 24 1999 г.). Назначение производится из списков с троекратным числом кандидатов на место. В каждом штате и в федеральном округе учреждается по меньшей мере один областной трудовой трибунал. Областные трудовые трибуналы состоят из судей, назначенных Президентом с учетом той же пропорции. Конституционная поправка № 24 1999 г. учредила вместо жунт (коллегий) по примирению и разрешению трудовых споров институт трудовых старейшин, которые действуют в качестве единоличных судей по трудовым делам в местностях, где нет соответствующих юрисдикционных органов. Органы избирательной юстиции — это Высший избирательный трибунал; областные избирательные трибуналы; избирательные судьи; избирательные жунты. Областной трибунал по избирательным делам находится в столице каждого штата и федерального округа. В задачу избирательных трибуналов входит рассмотрение избирательно—правовых споров. Высший избирательный трибунал состоит из не менее чем семи членов, из которых три избираются тайным голосованием из состава Федерального верховного трибунала, а два — таким же образом из состава Высшего трибунала правосудия; остальные двое судей назначаются Президентом республики из шести адвокатов, известных своими юридическими познаниями и безупречной репутацией и указанных Федеральным верховным трибуналом. Трибунал избирает своего председателя и вице—председателя из судей Федерального верховного трибунала и судью—контролера (о corregedor) из судей Высшего трибунала правосудия. Военная юстиция представлена Высшим военным трибуналом, военными трибуналами и судьями, учреждаемыми законом. Интересен состав Высшего военного трибунала. Он включает 15 судей («министров«), назначаемых пожизненно Президентом республики после того, как его выбор будет одобрен Федеральным сенатом; трое судей подбираются из числа адмиралов Военно—морского флота, четверо — из числа генералов Сухопутных войск и трое — из числа генералов Военно—воздушных сил, причем все они должны находиться на действительной службе и достигнуть наивысших постов по службе; пять судей назначаются из числа гражданских лиц — бразильцев старше 35 лет, из которых трое — адвокаты, известные познаниями в области права, безупречным поведением и имеющие более 10 лет действительного профессионального стажа, один — военный судья и один — военный прокурор. Военная юстиция компетентна рассматривать и разрешать дела о военных преступлениях, установленных законом. Наконец, на низших ступенях судебной иерархии Союза, штатов, федерального округа и территорий учреждаются специальные трибуналы, а также органы мировой юстиции по разбору гражданских дел небольшой сложности и уголовных дел небольшой общественной опасности. Такие суды были сначала учреждены в некоторых бразильских штатах, например, в Сан—Паулу и в Риу—Гранди—ду—Сул. Эти органы, состоящие из профессиональных или непрофессиональных судей, призваны примирять стороны, разрешать простые гражданские споры и дела о нарушениях уголовного характера небольшой опасности в соответствии с устной и суммарной процедурой. Конституция содержит весьма подробные положения о прокуратуре, которая, как и в ряде других стран романской системы права, именуется буквально «публичное министерство» (о Ministerio Publico), хотя находится в составе не исполнительной, а судебной власти. Прокуратура характеризуется как постоянный институт, осуществляющий юрисдикционную функцию государства; на нее возложена защита правопорядка, демократического режима и незыблемых общественных и индивидуальных интересов. Институциональные принципы прокуратуры — единство, неделимость и функциональная независимость. Согласно § 2 ст. 127 Конституции в редакции Конституционной поправки № 19 1998 г. прокуратуре гарантируется функциональная и административная автономия; она может при соблюдении положений о бюджетном устройстве предлагать законодательной власти ввести или упразднить какие—либо свои должности или вспомогательные службы, замещаемые на основании публичного конкурса, политику в отношении оплаты и порядка прохождения службы. Ее организация и деятельность регулируются законом. В организационном отношении прокуратура включает: — прокуратуру Союза, которая, в свою очередь, имеет в своем составе федеральную прокуратуру; трудовую прокуратуру; военную прокуратуру; прокуратуру федерального округа и территорий; — прокуратуры штатов. Прокуратура Союза возглавляется Генеральным прокурором республики, которого назначает Президент республики из ее профессиональному составу лиц старше 35 лет с одобрения абсолютного большинства Федерального сената сроком на два года с возможностью повторных назначений. Смещение Генерального прокурора республики производится по инициативе Президента абсолютным большинством Сената. Для членов прокуратуры установлены гарантии и запреты, подобные тем, которые действуют для судей (пожизненное назначение, несменяемость и пр.). Прокуратуре принадлежит исключительное право возбуждения уголовных дел, а также право возбуждения гражданского расследования и предъявления публичных гражданских исков для защиты публичного и общественного имущества, окружающей среды и других групповых и коллективных интересов. Она осуществляет надзор за действительным соблюдением органами публичной власти и службами, с ней связанными, прав, гарантированных Конституцией, и принимает необходимые меры для их обеспечения. Прокуратура, далее, предъявляет иски о неконституционности или вносит представления о вмешательстве Союза и штатов в случаях, предусмотренных Конституцией, осуществляет юридическую защиту прав и интересов коренного населения и реализует некоторые другие конституционные функции и полномочия. Публичная адвокатура. Этот институт отчасти напоминает государственные советы, существующие во Франции, Бельгии, Италии и других романских странах. Первоначально он именовался Генеральной адвокатурой Союза, но Конституционная поправка № 19 1998 г. переименовала его в заголовке соответствующего отдела главы о судебной власти, оставив прежний термин в тексте ст. 131. На публичную адвокатуру возлагается обязанность непосредственно или через свои органы представлять Союз в суде и вне его, что ранее входило в компетенцию прокуратуры. Эта функция заимствована скорее из американского права. Схожесть с государственными советами публичной адвокатуре придает обязанность консультировать и оказывать правовую помощь исполнительной власти. Генеральная адвокатура Союза возглавляется Генеральным адвокатом Союза, назначаемым Президентом республики по его усмотрению из числа граждан старше 35 лет, известных своими познаниями в области права и безупречной репутацией. Прием на низовые должности в публичной адвокатуре производится на основе публичного конкурса. Однако по делам о взыскании налоговой задолженности представительство Союза возлагается на ведомство Генерального уполномоченного по национальному имуществу (Procura-doria-Geral da Fazenda Nacional). Адвокатура. Конституция в ст. 133 установила, что адвокат необходим для отправления правосудия и пользуется в рамках закона неприкосновенностью независимо от его действий и высказываний при осуществлении профессиональной деятельности. Публичная защита. Как отмечено в ст. 134 Конституции, это институт, имеющий важное значение для осуществления юрисдикционной функции государства. В порядке реализации права на юридическую помощь нуждающимся, предусмотренного п. LXXIV ст. 5, он дает юридическую ориентировку и обеспечивает защиту во всех инстанциях тем, кто в этом нуждается. Работающие в Публичной защите профессионалы являются публичными служащими.
4. Счетный трибунал Союза
Хотя органы, осуществляющие внешний контроль финансово—экономической деятельности публичных органов, учреждений и организаций, именуются в Бразилии (как и в других романских странах) трибуналами, нормы о них помещены в конституциях Союза и штатов в главах о законодательной, а не о судебной власти. Поэтому мы рассматриваем такой федеральный орган отдельно от системы федеральной юстиции. Счетный трибунал Союза состоит из 9 судей («министров«), назначаемых из числа бразильцев в возрасте от 35 до 65 лет, обладающих высокими моральными качествами, безупречной репутацией и признанными познаниями в юридической, бухгалтерской, экономической, финансовой области или в области публичной администрации и имеющих более 10 лет трудового стажа или действительной профессиональной деятельности, требующих применения названных знаний. Из состава Трибунала 1/3 назначается Президентом республики с одобрения Федерального сената, при том что двое этих судей назначаются из состава прокуратуры при Трибунале, а 2/3 назначаются Национальным конгрессом. Статус судей Трибунала примерно такой же, как у судей Высшего трибунала правосудия. Юрисдикция этого Трибунала распространяется на всю национальную территорию. При осуществлении внешнего контроля, возложенного на Национальный конгресс, Счетный трибунал Союза имеет следующие полномочия: — давать оценку отчетам, ежегодно представляемым Президентом республики, в предварительном заключении, которое должно быть подготовлено в 60-дневный срок; — выносить решения по отчетам, представляемым администраторами и прочими должностными лицами, несущими ответственность за публичные денежные средства, имущество и ценности органов прямой и косвенной администрации, включая фонды и общества, учрежденные и управляемые федеральной публичной властью, и выявлять тех, кто допустил убытки, растрату или любое иное нарушение, результатом которого стало причинение ущерба публичной казне; — оценивать в целях регистрации законность актов о комплектовании персонала любого ранга в органах и организациях прямой и косвенной администрации, учрежденных и управляемых публичной властью, за некоторыми исключениями; — проводить по собственной инициативе или по инициативе Палаты депутатов, Федерального сената, какой—либо комиссии экспертов или следственной комиссии инспектирование или аудиторские проверки бухгалтерского, финансового, бюджетного, операционного или имущественного характера в административных организациях законодательной, исполнительной или судебной власти и в других организациях, названных выше; — осуществлять надзор за национальными счетами наднациональных предприятий, в капитале которых Союз принимает участие прямым или косвенным образом в соответствии с их учредительными договорами; — осуществлять надзор за использованием всех средств, переданных Союзом по конвенциям, соглашениям, договоренностям или другим актам такого же характера штату, федеральному округу или муниципии; — предоставлять информацию, запрашиваемую Национальным конгрессом, какой—либо из его палат или какой—либо из их соответствующих комиссий о бухгалтерском, финансовом, бюджетном, операционном и имущественном надзоре и о результатах проведенных аудиторских и инспекционных проверок; — применять в случае незаконности расходов или неправильности отчетов к ответственным лицам санкции, предусмотренные законом, который устанавливает в числе прочих санкций штраф, пропорциональный ущербу, причиненному казне; — устанавливать срок, в течение которого орган или организация должны в случае установления нарушения закона принять меры к его точному исполнению; — приостанавливать, если это не было сделано, исполнение оспариваемого акта, сообщая о своем решении Палате депутатов и Федеральному сенату. Если речь идет о контракте, о приостановлении его действия решает непосредственно Национальный конгресс, который немедленно предлагает исполнительной власти принять возможные меры. А если они этого не сделают, необходимые меры принимаются самим Трибуналом; — делать представления компетентным властям о выявленных неправильностях или злоупотреблениях. Ежеквартально и ежегодно Трибунал направляет доклад о своей деятельности в Национальный конгресс. Согласно § 2 ст. 74 Конституции любой гражданин, политическая партия, ассоциация или профсоюз вправе согласно закону сообщать о неправильностях и незаконности в Счетный трибунал Союза.
§ 6. Политико-территориальное устройство. Публичная власть в субъектах федерации и на местах 51. 1. Бразильский федерализм 52. 2. Органы публичной власти штатов 53. 3. Муниципии, федеральный округ и территории 54. 4. Федеральное вмешательство
1. Бразильский федерализм
Традиция существования федеративной формы государства в Бразилии ведет свое начало лишь с 1890 г., когда в Учредительном собрании при выработке Конституции, вступившей в силу в следующем году, обсуждался этот вопрос. Федеративная модель политико—территориального устройства создавалась под влиянием примера США, хотя в то время внимание учредителей привлекали и некоторые аспекты швейцарского федерализма. Отличие от США состояло лишь в том, что последние объединили в составе федерации существовавшие до того штаты, которые все были республиками, тогда как Бразилия преобразовывалась в федерацию из унитарной монархии. Состав федерации. Согласно ст. 18 действующей Конституции политико—административная организация Федеративной Республики Бразилии включает Союз, штаты, федеральный округ и муниципии, которые все пользуются автономией в рамках Конституции. Комментируя это положение, Г. Дэзэн отмечает, что Республика и Союз — не синонимы. Союз — это юридическое лицо публичного права с политической правоспособностью, которое во внутренних отношениях автономно, тогда как Республика суверенна*. * См.: Dezen Junior G. Op. cit. P. 233. В территориальном отношении страна непосредственно разделена на 26 штатов, федеральный округ, в котором находится столица страны — город Бразилиа (с 1960 г.), а также на три федеральные территории, подчиняющиеся центральной власти. С принятием Конституции 1988 г. территориальная структура была несколько реорганизована, в частности прежние федеральные территории Рорайма и Амапа обрели статус штатов. Наиболее многонаселенный штат — Сан—Паулу (более 34 млн.). В отличие от США субъектами бразильской федерации являются не только штаты, но и федеральный округ. Штаты могут объединяться с другими штатами, делиться, разъединяться, с тем чтобы присоединиться к другим, или образовывать новые штаты или федеральные территории с одобрения заинтересованного в этом населения путем плебисцита и принятия Национальным конгрессом дополняющего закона. Конституция проводит детальное разделение собственности Союза и штатов, ничего не говоря о собственности муниципий. Этот вопрос регулируется конституциями штатов. К собственности Союза относятся важнейшие объекты, необходимые для функционирования Бразилии как государства (ст. 20 Конституции), прежде всего весьма аморфная область: «то, что в настоящее время ему принадлежит или за ним может быть признано» (п. I); далее в названной статье идет более конкретное перечисление. Собственность Союза составляют: — незанятые земли, необходимые для защиты границ, фортификационных сооружений и военных строений, федеральных путей сообщения и сохранения окружающей среды, каковые устанавливаются законом; — озера, реки и любые водные потоки, которые находятся на землях его владений или протекают по территории более одного штата, или служат границей с другими странами, или уходят на иностранную территорию, или приходят с нее, равно как береговые земли и речные отмели этих водных потоков; — речные и озерные острова, расположенные в пограничных с другими странами зонах, морские отмели, океанские и прибрежные острова, за исключением принадлежащих штатам и муниципиям; — природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны; — территориальное море; — земли морского побережья и их приращения; — возможные источники гидроэнергии; — минеральные ресурсы, включая ископаемые; — естественные подземные полости, археологические и доисторические места; — земли, традиционно занимаемые индейцами. Штатам, федеральному округу и муниципиям, органам прямой администрации Союза законом гарантируется участие в доходах от добычи нефти и природного газа, использования гидроресурсов для выработки электроэнергии и других природных ресурсов соответствующей территории, континентального шельфа, территориального моря или исключительной экономической зоны либо от финансовой компенсации за их эксплуатацию. Сухопутная приграничная полоса шириной 150 км считается основной для обороны национальной территории, и ее занятие и использование регулируются законом. В собственность штатов входят также некоторые важные объекты, но в значительно меньшем размере, чем отнесенные к собственности Союза. В нее включены (ст. 26) поверхностные или подземные воды, текущие, выходящие на поверхность или собранные в водохранилище, за исключением в последнем случае появляющихся в результате публичных работ, осуществляемых Союзом; зоны на океанических или прибрежных островах, которые являются владением штатов, за исключением находящихся во владении Союза, муниципий или третьих лиц; речные и озерные острова, не принадлежащие Союзу; незанятые публичные земли, исключая принадлежащие Союзу. Важнейший вопрос любой федерации — разграничение компетенции между центром и субъектами — в Бразилии решен все же на европейский манер, а именно по примеру ФРГ принят принцип так называемого кооперативного федерализма. Конституция 1988 г. предусматривает четыре вида компетенции: общесоюзную, совместную, конкурирующую и остаточную, принадлежащую штатам. Согласно § 1 ст. 25 «компетенция, осуществление которой им не запрещено настоящей Конституцией, остается за штатами«. Любопытно, что Конституция выделяет две части союзной компетенции (ст. 21 и 22): предметы ведения и полномочия административного характера и предметы ведения, по которым только Союз может законодательствовать. К первой части относятся такие, как поддержание отношений с иностранными государствами и участие в международных организациях, объявление войны и заключение мира, обеспечение национальной обороны, в случаях, предусмотренных дополняющим законом, разрешение иностранным войскам прохода через национальную территорию или временного пребывания на национальной территории, объявление военного положения, состояния защиты и федерального вмешательства, разрешение производства военных материалов и торговли ими и осуществление соответствующего надзора, эмиссия денег и др. Вторая часть предусматривает исключительное право Союза издавать законы по таким вопросам, как гражданское, торговое, уголовное, процессуальное, избирательное, аграрное, морское, воздушное, космическое и трудовое право, экспроприация, гражданские и военные реквизиции в случае неизбежной опасности и во время войны; воды, энергетика, информатика, телекоммуникации и радиовещание, почтовая служба, денежная система, система мер и весов, пробы и гарантийное содержание металлов, внешняя и междуштатная торговля, основные направления национальной политики в области транспорта, гражданство (в обоих смыслах) и натурализация, коренные народы и др. Конституция (ст. 23) установила совместную сферу компетенции Союза, штатов, федерального округа и муниципий, при осуществлении которой должно обеспечиваться сотрудничество между ними, а также сбалансированное развитие и благосостояние на национальном уровне. К совместной сфере отнесены забота об охране Конституции, законов и демократических институтов и сохранении публичного имущества, обеспечение здравоохранения и публичной помощи, защита и гарантирование прав инвалидов, охрана документов, трудов и другого имущества, имеющих историческую, художественную и культурную ценность, памятников, естественных пейзажей особой ценности и археологических мест, предоставление возможностей для доступа к культуре, образованию и науке, охрана окружающей среды и борьба с загрязнением во всех его формах, сохранение лесов, фауны и флоры, поощрение сельскохозяйственного производства и организация снабжения продовольствием и др. Формы сотрудничества в этой сфере регулируются дополняющим законом. К конкурирующей компетенции Союза, штатов и федерального округа (ст. 24) отнесено право издавать законы по таким вопросам, как налоговое, финансовое, пенитенциарное, экономическое и градостроительное право, бюджет, торговые палаты (жунты), производство и потребление, леса, охота, рыбная ловля, фауна, охрана природы, защита почвы и естественных ресурсов, охрана окружающей среды и контроль за загрязнением и прочие, во многом входящие в совместную сферу компетенции. В сфере конкурирующего законодательства компетенция Союза ограничивается изданием норм общего характера, что не исключает дополнительной компетенции штатов. Кроме того, при отсутствии федеральных норм общего характера штаты осуществляют полную законодательную компетенцию с тем, чтобы учитывать свои особенности, однако их законы не должны противоречить федеральным. Конституция особо урегулировала распределение компетенции в налоговой сфере (ст. 145—162), что представляет значительный интерес, однако изложение этих по существу финансово—правовых норм здесь невозможно в силу их весьма большого объема. Что до исключительной компетенции штатов, то, несмотря на ее отмеченный остаточный характер (практически здесь мало что остается), Конституция все же некоторые полномочия записала за ними выраженным образом (§ 2 и 3 ст. 25). Так, им принадлежит право управления местными службами магистрального газа непосредственно или посредством предоставления концессий, однако регулирование этих отношений должно осуществляться исключительно законом: Конституционная поправка № 5 1995 г. запретила регулировать эти отношения временными мерами. Дополняющими законами штаты могут учреждать метрополитенские регионы, городские агломерации и микрорегионы, образуемые путем группирования расположенных по соседству муниципий с тем, чтобы интегрировать организацию, планирование и исполнение публичных функций, представляющих общий интерес.
2. Органы публичной власти штатов
Конституция 1988 г. в ст. 11 переходных положений предписала, что каждое законодательное собрание, наделенное учредительной властью, выработает конституцию штата в течение одного года, считая со времени промульгации федеральной Конституции, в соответствии с принципами, ею установленными. Такие акты были выработаны. Конституция четко установила и систему органов государственной власти в штатах. Эта система унифицирована во всей стране и во многом «списана» с федеральной системы. В каждом штате действует однопалатное законодательное собрание; губернатор штата является главой правительства. Даже число членов законодательных собраний штатов определяется федеральной Конституцией. Оно равно троекратному числу представителей штата в Палате депутатов, а когда достигает 36, то увеличивается на столько депутатов, на сколько число федеральных депутатов от штата больше 12. Например, если штат представлен в федеральной Палате депутатов 20 депутатами, его законодательное собрание состоит из 68 членов. Мандат депутатов законодательного собрания длится четыре года; правила федеральной Конституции применяются к ним в отношении порядка избрания, неприкосновенности, иммунитета, вознаграждения, утраты мандата, ухода в отставку, препятствий к осуществлению мандата и службы в Вооруженных силах. Нельзя отказать в демократичности норме § 2 ст. 27, согласно которой вознаграждение депутатов штата устанавливается законодательным собранием в течение каждой легислатуры на следующую легислатуру максимально в 75% от вознаграждения, установленного для федеральных депутатов, с соблюдением предусмотренных Конституцией ограничений (в редакции Конституционных поправок № 1 1992 г. и № 19 1998 г.). Законодательное собрание принимает свой внутренний регламент, располагает полицией и административными службами своего секретариата и назначает на соответствующие должности. Законодательный процесс штата включает среди прочего народную инициативу, регулируемую законом. Исполнительная власть в штате принадлежит губернатору и вице—губернатору, избираемым на четыре года. Их выборы проводятся в том же порядке, что и выборы Президента республики. Штаты имеют собственную судебную систему, действующую на основе принципов, установленных федеральной Конституцией. Компетенция трибуналов определяется конституциями штатов; закон о судебной организации принимается по инициативе трибунала правосудия штата (т. е. высшего судебного органа штата). По его же предложению законом штата может создаваться военная юстиция штата, представляемая в первой инстанции советами правосудия и во второй инстанции — самим трибуналом правосудия или военным трибуналом правосудия в штатах, где военная полиция насчитывает более 20 тыс. человек. Военная юстиция штата компетентна возбуждать дела и выносить решения в отношении служащих военной полиции и военизированной пожарной охраны за совершение воинских преступлений, установленных законом; соответствующему суду принадлежит право лишать постов и офицерских дипломов, а также званий военнослужащих рядового и сержантского состава. Например, в штате Минас—Жерайс учреждены Трибунал правосудия, трибуналы первой инстанции (Tribunals de Alada), Военный трибунал и военные судьи, трибуналы присяжных, органы мировой юстиции. Важным элементом судебной организации штатов является возможность обжалования в суды по мотивам неконституционности законов или иных нормативных актов штата либо муниципии по отношению к конституции штата; причем § 2 ст. 125 федеральной Конституции запрещает ограничивать возможность оспаривания по таким мотивам правом обращаться только в один орган. Для разрешения земельных споров трибунал правосудия назначает судей со специальным статусом, обладающих исключительной компетенцией в аграрной области. Прокуроры штатов, федерального округа и территорий подбираются по списку с троекратным числом кандидатур из числа профессионалов в соответствии с относящимися к ним предписаниями закона. Это делают генеральные прокуроры указанных единиц, назначаемые губернаторами на два года с правом однократного переназначения. Они могут быть уволены по решению абсолютного большинства членов законодательного собрания. Функции публичной адвокатуры на уровне штатов и федерального округа возложены на уполномоченных, чьи должности также замещаются на основе публичного конкурса. Они осуществляют, с участием Ордена адвокатов Бразилии на всех стадиях, юридическое представительство и юридическое консультирование субъектов федерации. Этим уполномоченным гарантируется стабильность их положения после оценки деятельности за три года на основании подробного отчета о ее проверке. Изложенные в п. 4 предыдущего параграфа положения союзной Конституции применяются к организации, составу и контролю счетных трибуналов штатов и федерального округа, а также к счетным трибуналам и счетным советам муниципий. Счетные трибуналы штатов состоят из 7 советников.
3. Муниципии, федеральный округ и территории
Штаты состоят из муниципий, которых в стране насчитывается около 5 тыс. Им предоставляется право самостоятельного управления во всем, что касается их интересов. Например, согласно ст. 144 Конституции штата Сан—Паулу 1989 г. муниципии обладают «политической, административной и финансовой автономией и имеют право самоорганизации в соответствии с органическим законом на основе принципов, установленных федеральной и настоящей Конституциями«. Федеральная же Конституция установила для муниципий, как и для штатов, достаточно жесткие требования в отношении принципов организации, порядка управления, порою весьма детализированные. В зарубежных конституциях в отношении местного самоуправления обычно устанавливаются лишь самые общие нормы, без каких—либо деталей. Конституция Бразилии не следует общей тенденции. Создание муниципии, вхождение ее в состав другой, слияние муниципий или выделение муниципии из другой осуществляются законом штата в рамках периода, определенного федеральным дополняющим законом, и зависят от предварительного плебисцита, проводимого в затрагиваемых муниципиях после распространения материалов о муниципальной жизнеспособности, представленных и опубликованных согласно закону (§ 4 ст. 18 Конституции в редакции Конституционной поправки № 15 1996 г.). Статус муниципии детально регулируется ее органическим законом, голосуемым дважды с интервалом по меньшей мере в 10 дней и одобряемым 2/3 членов муниципального совета, который этот закон промульгирует в соответствии с принципами, установленными федеральной Конституцией и конституцией соответствующего штата. Другими словами, сами муниципии определяют свое положение; главное — этот статус не должен противоречить вышестоящему законодательству. В компетенцию муниципии входят такие полномочия, как законодательствование по вопросам, представляющим местный интерес, дополнение законодательства федерального и штатов, когда в этом имеется необходимость, установление и сбор налогов в пределах своей компетенции, образование, организация и упразднение округов в соответствии с законом штата, организация и управление непосредственно или с применением режима концессии или разрешения публичными службами местного значения, включая общественный транспорт, имеющий существенное значение, реализация в техническом и финансовом сотрудничестве с Союзом и штатом дошкольного воспитания и основного обучения, обеспечение служб здравоохранения для населения и др. В муниципии избирается ее законодательный орган — муниципальная палата, состоящая из советников (os Verea dores). Их число зависит от численности населения муниципии и колеблется от 9 в муниципиях с числом жителей менее 1 млн. до 55 в муниципиях с числом жителей более 5 млн. Центральной фигурой в муниципальном управлении является префект — глава местной администрации. Префект, вице—префект и муниципальные советники избираются на четыре года путем прямых выборов одновременно по всей стране. Выборы проводятся в первое воскресенье октября года, предшествующего новому мандатному периоду, который начинается 1 января. На местном уровне, как и на центральном, действует та же демократическая норма о вознаграждении должностных лиц, поскольку вознаграждение префекта, вице—префекта и муниципальных советников устанавливается муниципальной палатой в течение каждой легислатуры на следующую легислатуру, а не на текущую, т. е. не для самих себя, причем вознаграждение советников регулируется упомянутой Конституционной поправкой № 19 1998 г., а также Конституционной поправкой № 25 2000 г. Муниципальные советники пользуются неприкосновенностью и не несут ответственности за свои мнения, выступления и голосования при осуществлении ими своего мандата и в пределах своего избирательного округа. Положения о несовместимости должностей для муниципальных советников такие же, как и предусматриваемые Конституцией в отношении членов Национального конгресса, а конституциями штатов — в отношении членов законодательных собраний. Муниципальная палата сама организует свою законодательную и надзорную деятельность. Федеральная Конституция обязывает ее сотрудничать с представительными органами других уровней в муниципальном планировании, а также предусматривать в статусе муниципии институт народной инициативы (по меньшей мере 5% избирательного корпуса) в отношении проектов законов, представляющих особый интерес для муниципии, города или округа. Федеральный округ, на территории которого находится столица страны — город Бразилиа, имеет несколько иной статус; его деление на муниципии запрещено; федеральный округ делится на округа и управляется на основе органического закона, принимаемого его Законодательной палатой голосованием в два тура с интервалом не менее 10 дней и одобряемого 2/3 ее членов; она же этот закон промульгирует. Федеральный округ обладает законодательной компетенцией, закрепленной за штатами и муниципиями. Выборы Губернатора и Вице—губернатора проводятся в том же порядке, что и выборы Президента и Вице—президента страны, а депутаты Законодательной палаты избираются одновременно с губернаторами и депутатами в штатах, причем на тот же срок. Число депутатов Законодательной палаты определяется по тем же правилам, что и число членов законодательных собраний в штатах. Федеральные территории подчинены, как отмечалось, непосредственно Союзу. Административная и судебная организация территорий каждый раз устанавливается законом; они могут делиться на муниципии, к которым применяются, когда в этом есть необходимость, положения, относящиеся ко всем другим муниципиям. В федеральных территориях, насчитывающих более 100 тыс. жителей, кроме губернатора, назначаемого согласно Конституции, действуют судебные органы первой и второй инстанции, члены прокуратуры и федеральные публичные защитники, а также избирается территориальная палата с решающей компетенцией. Бразилия не осталась в стороне от последних тенденций в организации государственной территории, в частности регионализации. Конституция содержит на этот счет специальные нормы о возможности организации регионов (ст. 43). В административных целях Союз может организовывать свои действия в одном и том же геоэкономическом и социальном комплексе для того, чтобы содействовать его развитию и сокращать региональное неравенство. Дополняющим законом устанавливаются условия для интеграции в регионы развития и состав региональных органов, которые должны исполнять региональные планы, являющиеся частью национальных планов экономического и социального развития и принимаемые одновременно с последними. Регионам могут предоставляться государством некоторые льготы, которые могут, в частности, включать равенство в отношении тарифов, фрахта, страхования и других элементов стоимости и цены, устанавливаемых органами государственной власти; ставки привилегированного процента на финансирование приоритетных видов деятельности; освобождение от налогов, их сокращение или временную отсрочку в уплате федеральных налогов, взимаемых с физических или юридических лиц; приоритетность в экономической и социальной эксплуатации водных потоков и водных массивов, находящихся в резерве или могущих быть в регионах с малым поступлением воды, в которых периодически бывает засуха.
4. Федеральное вмешательство
В принципе Союз не может вмешиваться в дела штатов или федерального округа, однако в ст. 34 Конституции установлены весьма обширные исключения от совершенно конкретных до самых расплывчатых. Целями федерального вмешательства (интервенции) являются: — поддержание национальной целостности, отражение иностранного вторжения или вторжения одного субъекта федерации в другой; — прекращение серьезных нарушений общественного порядка, гарантирование свободного функционирования властей в субъектах федерации; — реорганизация финансов субъекта федерации, который приостановил в течение более чем двух последовательных лет платежи по долгам, за исключением случаев форс—мажорных обстоятельств, прекратил передачу муниципиям доходов по налогам, установленным федеральной Конституцией, в сроки, определенные законом; — обеспечение исполнения федерального закона, судебного приказа или решения; — принуждение к соблюдению следующих конституционных принципов: республиканской формы правления, представительной системы и демократического режима, прав человека, муниципальной автономии, представления отчетов прямой и косвенной публичной администрации, обращения минимально требуемых доходов от налогов штата на нужды поддержания и развития школьного обучения (последнее включено Конституционной поправкой № 14 1996 г.). Согласно ст. 35 Конституции штат не вмешивается в дела муниципий, равно как Союз не вмешивается в дела муниципий, находящихся в федеральных территориях. Но и здесь предусмотрены случаи, когда вмешательство допустимо. Эти случаи следующие: — неплатежи по долгам в течение последовательных двух лет, кроме форс—мажорных обстоятельств; — непредставление предусмотренных законом отчетов; — неассигнование минимально требуемых муниципальных доходов на поддержание и развитие школьного обучения; — вынесение трибуналом правосудия предупреждения для обеспечения соблюдения принципов, указанных в конституции штата, или для исполнения закона, судебного приказа или решения. Принятие решения о вмешательстве для гарантирования свободного функционирования ветвей власти в субъекте федерации зависит от требования законодательной или исполнительной власти, в отношении которых совершается принуждение или которым чинятся препятствия, или от требования Федерального верховного трибунала, если принуждение осуществляется в отношении судебной власти. В случае неповиновения приказу или решению суда декрет о вмешательстве издается по требованию Федерального верховного трибунала, Высшего трибунала правосудия и Высшего избирательного трибунала, а для обеспечения соблюдения конституционных принципов — по предупреждении Федеральным верховным трибуналом после соответствующего представления Генерального прокурора республики. Наконец, такое вмешательство может осуществляться по предупреждении Высшим трибуналом правосудия после соответствующего представления Генерального прокурора республики в случаях отказа исполнять федеральный закон. Декрет о вмешательстве, который специально указывает сферу, продолжительность и условия осуществления и назначает, когда в этом есть необходимость, лицо, осуществляющее вмешательство (интервентора), передается на одобрение Национального конгресса или законодательного собрания штата в течение 24 часов. Если эти органы не заседают, то они созываются на внеочередное заседание в течение 24 часов. В случаях принуждения к исполнению федерального закона, судебного приказа или решения и принуждения к соблюдению конституционных принципов мнение Национального конгресса или законодательного собрания не является необходимым, а декрет ограничивается приостановлением исполнения спорного акта, если такая мера является достаточной для нормализации положения. Когда основания вмешательства отпадают, то власти, отстраненные от своих обязанностей, к ним приступают, исключая случаи, когда этому препятствуют положения закона. Контрольные вопросы и задания 1. Найдите характерные черты Конституции Бразилии 1988 г., отличающие ее от Конституции США и европейских конституций. 2. Попробуйте выявить заимствования, содержащиеся в Конституции Бразилии, из конституционного законодательства США и стран Западной Европы. 3. Перечислите специфические для Бразилии черты конституционного статуса человека и гражданина. 4. В каком соотношении находятся провозглашенные в Конституции 1988 г. права и свободы с аналогичным институтом, регулируемым нормами международного публичного права. Что понимается под принципом «открытого списка«? 5. Подвергается ли в Бразилии существование политических партий каким—либо конституционным ограничениям? 6. Каковы особенности взаимоотношений между тремя ветвями власти в Бразилии? 7. Почему Бразилию иногда называют суперпрезидентской республикой? 8. Сравните процедуру досрочного смещения Президента в Бразилии и США. 9. Совпадает ли статус Национального конгресса Бразилии со статусом парламентов классических президентских республик (в США, например)? 10. Сравните порядок назначения и смещения Генерального прокурора в Бразилии и России. 11. В чем особенности территориальной структуры Бразилии? Сравните ее с территориальной структурой США, Германии и России. 12. Каковы особенности федерализма в Бразилии? Чем бразильский федерализм отличается от американского, германского и российского федерализма? 13. По какой модели — англосаксонской или европейской континентальной — строится местное управление в Бразилии? Укажите подтверждающие ваше суждение признаки. 14. Назовите существующие в зарубежных странах институты, похожие на институт федерального вмешательства в Бразилии? 15. Каковы особенности конституционного контроля в Бразилии? Какая модель конституционного контроля используется в Бразилии — традиционная (американская) или европейская? 16. Как оценить множественность систем юстиции (общая, военная, избирательная, трудовая), существующую в Бразилии? Где еще существует подобная полисистемность? Литература Конституции государств Американского континента. Т. I. М.: Иностр. литература, 1959. Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. № 16. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М: ВЕК, 2000. Конституции зарубежных государств. Американский континент. Аргентина, Бразилия, Канада, Мексика, США. Ереван: Мхитар Гош, 1998. Законодательные акты о гражданстве. Т. 2—3 (т, 2: Страны Америки; т. 3: Страны Азии, Океании, Австралии). М.: Терра 1993. Автономов А. С. Конституционное регулирование политической системы Бразилии: история и современность. Учебное пособие. М.: МГИМО, 1991. Антонов Ю. А. Бразилия: армия и политика. М.: Наука, 1973. Бразилия: тенденции экономического и социально—политического развития. М.: Наука, 1983. Латинская Америка. Политические партии и социальные движения. Т. 1—3. М.: ИЛА РАН, 1993—1994. Разумович Н. Н. Государственный строй Бразилии. М.: Госюриздат, 1959. Разумович Н. Н. Кто и как правит в Латинской Америке. М.: Наука, 1968.
Глава XII. Основы государственного права Китая 55. § 1. Конституция Китая 56. 1. Конституционное развитие 57. 2. Характеристика действующей Конституции КНР
§ 1. Конституция Китая
У Китая довольно бурная конституционная история. К началу XX в. Китай все еще сохранял феодальную государственность с традиционной бюрократической организацией власти. Отношения между Императором, народом и чиновничеством формально выглядели следующим образом. Император (Богдыхан) рассматривался как «сын Неба», выражающий его волю и призванный по-отечески заботиться о народе и чиновничестве, причем последнее составляло особую часть китайского общества. Характерно в этом смысле высказывание, которое встречалось в манифестах при вступлении на престол Императора: «Правление империей поручено одному мне Небом и моими предками, и я рассматриваю счастье моего народа и моих чиновников как свое собственное»*. Управлявшая страной маньчжурская императорская династия Дайцинов не стремилась к реформам, в частности и потому, что исходила из превосходства собственного опыта над европейским. Поэтому в Китае в отличие, например, от соседней Японии движения к конституционному строю в XIX в. не наблюдалось. Однако ситуация изменилась в начале XX в.: неудачные войны с европейскими странами и с Японией, а также восстания населения заставили правительство осознать необходимость реформ. Европейский конституционный опыт был изучен специально посланной для этого в Европу комиссией. * Китайские манифесты // Восточное обозрение. 1887. № 19. С. 6. Императорским указом от 20 августа 1906 г. возвещалось о предстоящем введении конституционного правления и соответствующих подготовительных мерах. Строго говоря, именно данный документ следует считать первым камнем в фундаменте китайской конституционной истории. Затем последовала серия императорских указов, направленных на создание условий для конституционного правления. Были приняты следующие меры: — учреждена Конституционная палата (16 октября 1906 г.), — уточнены подготовительные меры (17 сентября 1907 г.), — определены общие основания конституционных законов, условия и порядок избрания членов парламента и мероприятия до его открытия (27 августа 1908 г.), — утверждено Положение о Конституционной палате (3 июня 1909 г.). В этих и некоторых других актах Императором и его окружением была намечена программа преобразований, рассчитанная на 9 лет (с 1908 по 1916 г.) и предшествующая открытию парламента. По этим проектам вся полнота верховной власти должна была принадлежать Императору, а парламент был задуман как совещательный орган. До созыва парламента был создан особый совещательный орган — Конституционная палата. Несмотря на столь многообещающее название, конституционные вопросы этот государственный орган рассматривать не мог, но на его рассмотрение представлялись бюджет, установление налогов, заключение займов, издание новых законов и отмена старых, а также иные вопросы по распоряжению Императора. В состав Конституционной палаты входили три категории лиц: 1) выборные, утверждаемые верховной властью (16 человек, принадлежавших к императорской фамилии; 12 представителей титулованных маньчжурских и китайских фамилий; 6 представителей от дальних родственников императорской фамилии; 14 князей и дворян от окраин Китая — Монголии, Тибета и Восточного Туркестана, а также 10 представителей науки и 10 обладателей наибольшего капитала); 2) назначаемые высшими правительственными учреждениями с утверждением их верховной властью (32 чиновника от министерств и высших правительственных учреждений); 3) выборные от населения, утверждаемые самой Палатой (100 представителей из среды членов провинциальных земских собраний, избираемых последними). Всего Палата насчитывала, таким образом, 200 членов*. Половина состава Конституционной палаты, следовательно, не только представляла знать, но и являлась верхушкой правящей элиты, и в определенной степени парадоксально; что Конституционная палата сразу начала требовать сокращения подготовительного периода и созыва парламента. На наш взгляд, это показывает, что даже элита была недовольна проводимой двором политикой. Конституционные реформы были половинчатыми: правительство хотело только придать видимость конституционного правления, но не собиралось выпускать власть из своих рук. Поэтому представительный орган был задуман как совещательный, а вся полнота власти должна была по-прежнему принадлежать правящей верхушке и ее администрации. * См.: Вестник Азии. 1910. № 6. С. 62.