Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 38 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

В октябре 1911 г. в Китае началось восстание, которое переросло в революцию. Казна была пуста, генералитет и офицерство не проявляли рвения в защите монархии, революционная армия одерживала победы. Конституционная палата срочно подготовила проект Основных законов, который был утвержден 2 октября 1911 г. Революционеры были амнистированы и признаны политической партией, но это не остановило революцию. В ответ на решения Императора революционеры обнародовали Временное положение о Китайской Республике и приняли решение о созыве в Шанхае революционного парламента. Представители маньчжурской династии чувствовали, что теряют власть, и вопрос состоял уже даже не в том, как ее сохранить, а в том, как ее утратить с наименьшими потерями. Была издана целая серия указов, посвященных этому. Важнейшим из них является указ от 15 декабря 1911 г., которым вдовствующая Императрица объявила народу, что признает за самой нацией право принимать решение о будущем устройстве Китая. В указе от 21 января 1912 г. было выражено согласие на провозглашение республики, но в связи с этим проявлялась и обеспокоенность судьбой храма предков, императорской усыпальницы и судьбой членов императорской фамилии. 30 января вышли три последних указа маньчжурской династии. Первый передавал верховную власть народу и одобрял введение конституционной республиканской формы правления; второй содержал условия отречения Дайцинской династии от трона, третий поручал должностным лицам принять меры к охране порядка и спокойствия в переходное время. Главой республиканского Правительства объявлялся Юань Шикай, который ранее был главнокомандующим императорскими карательными войсками и председателем императорского Совета министров. Следует отметить, что революционное Правительство поддержало эту кандидатуру, но при этом оно объясняло компромисс неустойчивостью и сложностью политической ситуации. 10 марта 1912 г. Юань Шикай был провозглашен Президентом Китайской Республики, а на следующий день Национальный совет в Нанкине принял Конституцию. Она состояла из семи разделов, охватывающих 56 статей. Первый раздел содержал общие положения, второй был посвящен правам и обязанностям граждан, третий, четвертый и пятый регулировали статус соответственно парламента, Президента и Правительства, шестой — общие основы судебной власти, седьмой включал дополнительные положения о созыве Национального собрания и выработке постоянной Конституции. Конституция объявляла Китай республикой, в которой суверенитет принадлежит всей нации (ст. 1, 2). Государственная власть должна была осуществляться Временным национальным советом, Президентом, Кабинетом и судебными органами. По форме правления создавалась парламентарная республика, причем полномочия исполнительной власти были сильно ограничены, поскольку имевшие сильные позиции в парламенте революционеры стремились уменьшить влияние Юань Шикая. Эта Конституция страдала целым рядом недостатков, но главным из них, видимо, было форсированное введение западных образцов организации государства. В условиях сложной политической ситуации это привело к противостоянию Правительства, возглавляемого Юань Шикаем, и парламента, в котором сильные позиции имело созданное революционно-демократическим лидером Сунь Ятсеном в 1912 г. объединение левых сил — Гоминьдан (Националистическая партия). Конфликт закончился изданием президентского декрета о признании партии Гоминьдан антигосударственной и мятежной, а парламент, в котором в результате этого не стало кворума, прекратил существование. Юань Шикай издал целый ряд декретов, направленных на укрепление режима личной власти, а также создал специальный совещательный орган по подготовке проекта новой Конституции. Проект был подготовлен и 1 мая 1914 г. утвержден. Новая Конституция наделила Президента широкими правами, исполнительная власть была сконструирована по американскому образцу, а двухпалатный парламент заменен однопалатным. Стремясь максимально упрочить и усилить свою власть, Юань Шикай попытался даже на волне антияпонских настроений восстановить монархию и стать императором. Он начал проводить для этого подготовительные мероприятия, но помешало отрицательное отношение Японии, России, Великобритании, Франции и других стран, а также вновь вспыхнувшее в Китае восстание. Попытки Юань Шикая достичь соглашения с восставшими и сохранить при этом власть не имели успеха, и ему пришлось уйти с президентской должности. Последующие бурные внутренние и внешние политические события привели к противостоянию правительственного Севера и революционного Юга, которое оказало существенное влияние на конституционную историю. Следующая китайская Конституция была принята 10 октября 1923 г. Она содержала преамбулу, 13 разделов (охватывавших 141 статью), многие из которых представляли собой нововведения в китайское конституционное право (разд. X о законе, разд. XI о финансах, разд. XII о местном управлении и др.). Избираемый парламентом Президент был наделен правом роспуска парламента, а участие парламента в формировании Правительства сводилось к утверждению кандидатуры Премьера. Данная Конституция не отличалась какой-либо «китайской спецификой» и была компиляцией западных образцов. Политическая ситуация в стране в этот период во многом определялась борьбой за власть, в которой преимущество получила партия Гоминьдан. Сформированное данной партией национальное правительство опубликовало Программу государственного переустройства, построенную на основе идей Сунь Ятсена о «трех народных принципах» и «пяти властях». Три народных принципа — народное благоденствие, народовластие и национализм — рассматривались в программе как важнейшие элементы переустройства. Народное благоденствие объявлялось первым и самым важным из трех элементов. В ст. 2 Программы указывалось: «Учитывая неотложные потребности народа в отношении пищи, одежды, жилища и средств сообщения, правительство должно сотрудничать с народом в целях улучшения сельского хозяйства и развития текстильной промышленности, с тем чтобы народ имел достаточные возможности питаться и одеваться, в целях постройки большого количества жилых помещений всякого рода, с тем чтобы он мог жить в них с удобствами, и в целях постройки и починки дорог и каналов, с тем чтобы облегчить передвижение»*. * Программа государственного переустройства (1 апреля 1924 г.) // Конституции буржуазных стран. Т. III. M., 1936. С. 87.

Пожертвование на развитие ресурса