Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 43 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

В числе государственных символов не указан государственный гимн, вопрос о котором неоднократно был предметом рассмотрения на сессиях ВСНП*. В настоящее время государственным гимном КНР является «Марш добровольцев». * Так, на 1-й сессии 5-го созыва (1978 г.) ВСНП утвердило новый государственный гимн КНР, а на 5-й сессии 5-го созыва (1982 г.) в качестве государственного гимна был восстановлен «Марш добровольцев».

Статья 138 Конституции, заключительная, устанавливает, что столицей КНР является Пекин. Согласно части первой ст. 64 изменения в Конституцию вносятся по предложению ПК ВСНП или 1/5 голосов депутатов ВСНП и принимаются большинством не менее 2/3 голосов всех депутатов ВСНП. Следует, конечно, иметь в виду, что регулятивная роль Конституции, да и вообще закона в Китае относительно невелика. Для чиновника и гражданина большее значение имеют текущие административные указания, чем нормы писаного права. Судебная защита этих норм весьма ограниченна. Они представляют собой своего рода общий ориентир, отклонение от которого в текущей деятельности считается допустимым. Можно лишь надеяться, что укрепление в экономике рыночных принципов и общее повышение уровня образованности населения приведут со временем к демократизации политической системы и созданию подлинного правопорядка.

§ 2. Конституционные основы правового статуса граждан КНР и иностранных граждан в КНР 58. 1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей 59. 2. Китайское гражданство и режим иностранцев 60. 3. Политические права, свободы и обязанности 61. 4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности 62. 5. Экономические, социальные и культурные права, свободы и обязанности 63. 6. Конституционные гарантии прав и свобод 1. Общая характеристика конституционных прав, свобод и обязанностей

Правовой статус человека в КНР зависит от двух обстоятельств. Первым из них является то, к какой категории относится данное лицо — к гражданам, иностранцам или лицам без гражданства. Причем иностранцы и апатриды даже формально не приравнены к гражданам в целом в отношении какой-либо части прав и свобод. Конституционное регулирование основ статуса иностранцев содержится, как отмечалось, в гл. 1 «Общие положения», и этот законодательно-технический прием обеспечивает то, что с точки зрения организации текста Конституции правовой статус иностранцев никаким образом не пересекается с правовым статусом граждан. Вторым важным обстоятельством для определения статуса является то, на какой территории проживает данное лицо, поскольку правовой статус жителей особых административных районов значительно, а особых экономических зон по ряду параметров отличается от общего статуса граждан. Реализация принципа «одно государство — две системы» не могла не сказаться на статусе человека и гражданина. Тем не менее Конституция в частях второй и третьей ст. 33, устанавливая равенство граждан перед законом, указывает, что каждый гражданин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять предусмотренные Конституцией и законами обязанности. Конституционное регулирование прав и свобод в КНР отличается рядом особенностей как по сравнению с западными конституциями (что вполне понятно), так и по сравнению с классической социалистической моделью. Можно выявить следующие особенности: — в конституционном перечне отсутствует ряд важнейших прав и свобод, в большинстве стран вынесенных на конституционный уровень (право на жизнь, свобода мысли и др.); — политические права сформулированы предельно кратко, без традиционных для социалистического государственного права «материальных гарантий», в отличие от наделенных такими «гарантиями» формулировок, скажем, социально-экономических прав (причем особенно подробно урегулировано право на труд); — на ряд конституционных формулировок (например, упоминавшейся выше ст. 38 о защите чести и достоинства граждан) наложили свой отпечаток последствия «культурной революции», — периода террора и репрессий, сопровождавшихся публичным унижением многих выдающихся лиц; — в Конституции имеются нормы о правовом статусе китайцев, проживающих за границей, и китайцев-репатриантов. Наличие данных норм показывает, какое большое значение придается в КНР связям с китайской диаспорой; — в конституционной характеристике права собственности (и наследования) акцент сделан на его общественной функции, что соответствует доминированию коллективистских начал в жизни Китая. Это право также записано не во второй главе, регулирующей статус граждан, а в гл. 1 «Общие положения»; — для Конституции КНР характерно довольно подробное регулирование обязанностей граждан. Большая часть этих обязанностей носит ярко выраженный социалистический характер и отражает социалистические реалии (например, обязанность трудиться или соблюдать трудовую дисциплину), а обязанность «охранять честь и интересы Родины» наряду с ее безопасностью представляет собой по существу запрет любой оппозиции, ибо носителем чести и интересов является высшая власть Родины. Необходимо отметить, что в китайской литературе дается иная по сравнению с общепринятой трактовка правового статуса человека в КНР. Обычно подчеркивается, что при оценке положения с правами человека в КНР нужно учитывать историю и реальности этой страны, часто встречается и апелляция к представлениям китайского народа, которые и воплощены в законодательстве (в данном случае о роли Коммунистической партии не упоминается, КПК как бы отходит в тень, а правовой статус человека выступает как реализация интересов только народа): «У китайского народа сложились свои представления о правах человека, эти представления вытекают из исторических условий и конкретных реалий страны, основываются на длительном опыте. В соответствии с этими представлениями в Китае были разработаны соответствующие законы и политические установки»*. * Права человека в Китае. Пекин, 1991. С. III. С официальной точки зрения три характерные черты отличают правовой статус человека в КНР: 1) широкий охват населения («права человека являются достоянием не меньшинства, не отдельных классов и прослоек, а всех граждан Китая»); 2) справедливость («в условиях социалистического строя, установленного в КНР, упразднена эксплуатация, ликвидированы эксплуататорские классы. Пользование гражданскими правами не встречает ограничений, связанных с имущественным положением, национальной и расовой принадлежностью, положением, родом занятий, социальным происхождением, вероисповеданием, образовательным цензом, оседлостью и др. Все граждане общества пользуются равными правами»); 3) реальность («права, которыми пользуются граждане в реальной жизни, идентичны тем, которые записаны в Конституции и законах»)*. Даже оставив на совести авторов последнее высказывание, нельзя не отметить, что то, что выдается за характерные черты правового статуса человека в КНР, является общепризнанными нормами, и страны, в которых они не признаются, представляют собой редкое исключение. * Там же. С. IV.

Пожертвование на развитие ресурса