Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 44 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Иерархия жизненных ценностей рядового китайца и иерархия конституционных прав и свобод также существенно отличаются. Перечень прав и свобод в Конституции КНР открывается избирательными правами, потом идет ряд других политических свобод (свобода слова, печати, собраний и т. д.), свобода вероисповедания, затем свобода личности, неприкосновенность чести и достоинства граждан. Однако, как отмечалось в российской литературе, политические свободы являются приоритетными скорее для интеллигенции, чем для основной массы граждан КНР. Традиционное сознание ставит на первое место право на жизнь и здоровье, право на имя (древнее по происхождению право, основанное на традиционном для китайского менталитета понимании имени как судьбы) и право на собственное изображение*. * См.: Бергер Я. Права человека в Китае: всеобщность и специфика // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 3. С. 35—39. 2. Китайское гражданство и режим иностранцев

Конституция 1982 г. — первая конституция социалистического периода, в которой употребляется термин «гражданство». Часть первая ст. 33 Конституции КНР 1982 г. гласит: «Все лица, имеющие гражданство Китайской Народной Республики, являются гражданами Китайской Народной Республики». На первый взгляд эта формула — типичный «круг в определении» и не несет никакого содержания, но это не так, по крайней мере для китайцев. Долго не появлявшееся на конституционном уровне определение гражданства КНР, которое в силу этого может показаться результатом длительных поисков законодателем наиболее удачного решения проблемы, почти дословно воспроизводит норму Конституции 1946 г., согласно ст. 4 которой «лица, имеющие гражданство Китайской Республики, являются гражданами Китайской Республики». Порядок приобретения, утраты гражданства и восстановления в гражданстве регулируется Законом о гражданстве 1980 г. Китайскими гражданами считаются: — лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории Китая; — лица, оба или один из родителей которых являются китайскими гражданами и которые родились на территории другой страны; однако если родители постоянно проживают за пределами Китая, а дети приобрели по рождению гражданство другой страны (например, в случае, если в другой стране действует «принцип почвы»), то они не приобретают гражданства Китая; — лица, родившиеся в Китае и родители которых, будучи апатридами, постоянно проживают в Китае. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть приняты в гражданство КНР. Для этого они должны «проявить готовность соблюдать Конституцию и законы страны» и отвечать одному из нижеследующих условий: иметь близких родственников среди китайских граждан, постоянно проживать в КНР или иметь иные надлежащие основания (какие именно, закон не оговаривает; видимо, это отнесено на усмотрение администрации). Двойное гражданство за китайскими гражданами не признается. За лицами, которые приобрели китайское гражданство, иностранное гражданство не сохраняется. Соответственно китайские граждане, постоянно проживающие на территории другой страны, в случае добровольного приобретения ими иностранного гражданства утрачивают китайское гражданство. Аналогичный порядок действует при восстановлении в гражданстве. Китайские граждане могут выйти из китайского гражданства после возбуждения соответствующего ходатайства и его удовлетворения, если они отвечают одному из следующих условий: иметь близкими родственниками иностранцев, постоянно проживать за пределами КНР, иметь иные надлежащие основания. Государственные служащие и военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства. Законом о гражданстве предусмотрена возможность восстановления в китайском гражданстве. Иностранцы, состоявшие ранее в китайском гражданстве, могут ходатайствовать с указанием уважительных причин о восстановлении китайского гражданства. За лицами, восстановленными в китайском гражданстве, не сохраняется иностранное гражданство. За лиц, не достигших 18-летнего возраста, по вопросам приобретения китайского гражданства, выхода из него и восстановления в нем ходатайствуют их родители или другие законные представители. Закон говорит о подаче ходатайств «в установленном законом порядке», однако этот порядок оказался за рамками данного закона, так же как и сроки рассмотрения ходатайств, порядок обжалования решений и многие другие важные процедурные вопросы. Ходатайства по поводу гражданства принимаются на территории страны городскими и уездными управлениями общественной безопасности по месту жительства заявителя, а за пределами страны — дипломатическими и консульскими представителями КНР. Ходатайство рассматривается Министерством общественной безопасности, которое после удовлетворения ходатайства выдает соответствующее свидетельство. Следует отметить, что в КНР по отношению к нежелательным гражданам применяется лишение гражданства в сочетании с высылкой из страны. В Конституции КНР содержится целый ряд норм, посвященных китайцам, проживающим за границей. Прежде всего это ст. 50, которая гласит: «Китайская Народная Республика охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, законные права и интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев». Кроме того, в статьях о правовом статусе ВСНП и Государственного совета также имеется упоминание о данной категории лиц: в соответствии со ст. 70 ВСНП создает специальную комиссию по делам китайских граждан, проживающих за границей, а согласно п. 12 ст. 89 Государственный совет «охраняет надлежащие права и интересы китайских граждан, проживающих за границей, охраняет права и законные интересы китайцев-репатриантов и родственников проживающих за границей китайцев». КНР может предоставить право убежища иностранцам, вынужденным эмигрировать по политическим причинам (часть вторая ст. 32 Конституции). Основы режима иностранцев определены в части первой ст. 32 Конституции, согласно которой КНР охраняет законные права и интересы иностранцев, находящихся в Китае, а эти иностранцы, в свою очередь, должны соблюдать законы КНР. В Конституции КНР также регулируются основы правового статуса иностранных предприятий и других хозяйственных организаций либо отдельных лиц, которым ст. 18 разрешает в соответствии с законами КНР вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями или другими китайскими хозяйственными организациями. В свою очередь, все находящиеся на территории Китая иностранные предприятия и другие иностранные хозяйственные организации, а также смешанные предприятия, основанные на китайском и иностранном капитале, должны соблюдать законы КНР; их законные права и интересы охраняются законами КНР.

3. Политические права, свободы и обязанности

В Конституции КНР политические права и свободы предшествуют всем остальным правам и свободам. И здесь мы видим некоторое своеобразие в конституционной материи. Мы не останавливаемся сейчас на избирательных правах, поскольку о них речь пойдет ниже — в п. 1 § 4. Основные же политические права и свободы уместились в одной, очень лаконичной ст. 35, согласно которой «граждане Китайской Народной Республики имеют свободу слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций». Обращает на себя внимание то, что эти свободы провозглашены без обычных для социалистических конституций оговорок об осуществлении таких свобод в интересах социализма или чего-либо подобного. Практика, однако, свидетельствует, что использование их не так, как это считают правильным власти предержащие, влечет для лица достаточно серьезные последствия. Это наглядно показала расправа со студенческой демонстрацией на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1990 г. Своеобразие данной главе китайской Конституции придает ст. 41, посвященная праву граждан на обращение «с критикой в адрес любых государственных органов или государственных служащих». Здесь же указывается, что граждане «имеют право обращаться в соответствующие государственные органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушения закона или служебного долга любым государственным органом или государственным служащим, однако недопустимо оговаривать и порочить людей, фальсифицируя или подтасовывая факты». Соответствующие государственные органы должны рассматривать жалобы, обвинения и заявления граждан путем проверки фактов и несут ответственность за их разрешение. «Никто не может оказывать давление на граждан и мстить им», — говорится в Конституции. Лица, понесшие ущерб в результате посягательства на права граждан со стороны государственных органов и государственных служащих, имеют право на получение компенсации в соответствии с законом. Своеобразные формулировки содержащихся в данной статье запретов («недопустимо оговаривать и порочить людей», «никто не может оказывать давление на граждан и мстить им») не только отражают стремление законодателя преодолеть атмосферу страха и взаимного недоверия периода «культурной революции», но и несут на себе отпечаток этого периода. Следует отметить, что реализация этих прав также имеет «китайскую специфику». Например, поскольку свобода уличных шествий и демонстраций должна протекать в рамках уважения к социалистическому государству и строю, казалось бы, невозможно использовать эти формы демократии для протеста против злоупотреблений властей или для выражения недовольства. Тем не менее это происходило до конца 90-х гг. в довольно своеобразной форме. Так, в литературе описан случай, когда в поселке Сяяньчжень провинции Фуцзянь администрация поселка распределила между чиновниками в виде премий за прошлый год деньги, собранные в качестве штрафов за нарушение правил планирования деторождения в текущем году. Это вызвало недовольство жителей поселка, и они организовали демонстрацию демобилизованных военнослужащих (!) под лозунгом «Демобилизованные военнослужащие приветствуют народ Сяянчженя и поздравляют его с праздником Весны!» (?!). Однако подтекст лозунга был всем понятен, и из управления общественной безопасности поступила директива, в которой, в частности, указывалось, что транспарант с лозунгом есть проявление серьезного недовольства властями. Несколько активных участников демонстрации были задержаны органами общественной безопасности, но затем их отпустили и население встретило их как героев*. Конечно, с обычной точки зрения на демократию трудно понять ликование населения Сяянчженя, которому удалось в такой странной форме проявить протест. * См.: Лю Сумей, Румянцев Е. Н. Китай, каким я его знаю. М., 1999. С. 95. В 1999 г. произошли события, которые показали, что в КНР есть и сохраняются силы, способные воспользоваться политическими правами в другой форме. Члены сообщества «Фалунь»* не только смогли своими пикетами блокировать телецентры в Пекине и Тяньцзине, но и окружить живым кольцом из 10 тыс. человек Чжуннаньхай — «китайский Кремль», где размещается руководство страны. Газета «Жэньминь жибао» — официальный орган КПК — писала об этом: «Сообщество «Фалунь» пыталось создать политическую силу, противостоящую государству»**. Эти события показывают, что происходящие в стране процессы не столь однозначны, как казалось бы, и опасения китайского руководства относительно возможной утраты контроля над происходящим не столь уж беспочвенны. * Общество последователей одной из разновидностей цигун. ** Подробнее см.: Овчинников В. Китай: что стоит за запретом сообщества «Фалунь»? // Российская газета. 1999. 2 сент.

Пожертвование на развитие ресурса