Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 50 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Особенность Конституции КНР заключается и в том, что она регулирует такой, казалось бы, частный институт хозяйства, как семейный подряд. Часть первая ст. 8 Конституции в редакции 1999 г. устанавливает: «Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд. В деревне различные формы кооперативного хозяйства в виде производственной, снабженческо-сбытовой, кредитной, потребительской и других форм кооперации представляют собой социалистический сектор экономики, основанный на системе коллективной собственности трудящихся масс». Выше мы уже отметили и другую особенность Конституции — допуск иностранного капитала. Собственность. Стремление социалистического государства возможно детальнее регулировать и контролировать общественные отношения особенно ярко проявляется в подходе к регулированию собственности. Для конституций социалистических стран характерно перечисление и подробная характеристика форм собственности. Многообразие форм собственности в Китае прямо связывается с особенностями переходного периода. Конституционное регулирование отражает разрешительный подход к формам собственности: упор делается на закрепление правового статуса отдельных форм собственности, далеко не равноправных. Так, наряду с вышеприведенной характеристикой общественной собственности на средства производства как основы экономической системы в ст. 7 Конституции установлено, что государственный сектор экономики — «руководящая сила в народном хозяйстве», а различные формы кооперативной собственности (несельскохозяйственной) рассматриваются как социалистический сектор хозяйства (часть вторая ст. 8). О конституционной характеристике необщественного сектора (индивидуального и частного) выше также говорилось. Она означает официальное признание эффективности частного предпринимательства, что само по себе ново для государства, идущего по социалистическому пути. Что касается собственности граждан, об охране которой сказано в части первой ст. 13 Конституции, то здесь, судя по перечислению объектов, имеется в виду так называемая личная, т. е. потребительская, собственность, хотя во второй части этой статьи сказано о праве наследования частной собственности, которая, по марксистской терминологии, охватывает прежде всего средства производства. В Конституции КНР сохранились довольно детальные нормы об объектах собственности, что также в целом характерно для социалистических конституций, но само регулирование статуса отдельных категорий этих объектов обладает спецификой. Объекты государственной собственности определены в ст. 9 Конституции, согласно которой «недра, воды, леса, горы, степи, целинные земли, отмели и другие природные ресурсы являются государственной, то есть общенародной, собственностью». Правда, здесь же предусмотрена возможность нахождения лесов, гор, степей, целинных земель и отмелей в собственности коллективной. Своеобразно регулирование китайской Конституцией такого объекта собственности, как земля. В Китае, как известно, крайне мало сельскохозяйственных земель, так как значительная часть территории страны занята горами и непригодна для ведения сельского хозяйства. Земля может находиться только в государственной или коллективной собственности. Согласно частям первой-четвертой ст. 10 Конституции земля в городах принадлежит государству, а в деревнях и пригородах (за исключением участков, принадлежащих по закону государству), а также земля под жилыми постройками, приусадебные земельные и горные участки являются коллективной собственностью. Любым организациям или отдельным лицам запрещены присвоение, купля-продажа, аренда или незаконная передача земли в другой форме. Государство же может в соответствии с законом реквизировать земли на общественные нужды. Право землепользования может передаваться в соответствии с законом. К объектам собственности граждан относятся законные доходы, сбережения, жилище. Этот перечень открытый. Кроме того, в части первой ст. 8 специально указывается, что трудящиеся, участвующие в сельских коллективных хозяйственных организациях, могут «разводить собственный скот». Экономическая политика. В соответствии с социалистической традицией в Конституции КНР большое внимание уделено регулированию экономической политики и хозяйственно-организаторской деятельности государства. В Конституции предусмотрены или из нее вытекают такие цели экономической политики государства, как: — совершенствование макрорегулирования (ст. 15); — усиление законодательной деятельности в области экономики (ст. 15); — обеспечение целостности экономического строя общества (запрещение его нарушения — ст. 15); — охрана различных форм собственности (ст. 11, 12, 13); — рациональное распределение средств накопления и потребления (ст. 14); — совершенствование систем управления экономикой и управления предприятиями (ст. 14); — повышение производительности и улучшение организации труда (ст. 14). Кроме того, в Конституции нашла отражение экономическая стратегия государства по использованию достижений науки и техники, созданию условий для их развития (ст. 14). Конституция КНР устанавливает также основы компетенции государственных органов в сфере экономики.

2. Конституционное регулирование социальных и духовно-культурных отношений

Социальная политика. Конституция КНР и документы КПК оперируют крупными социально-структурными общностями как наиболее значимыми для китайского общества и для управления им: используются такие привычные для социалистического «конституционализма» понятия, как классы, рабочие, крестьяне, интеллигенция, народы. Так, во введении к Конституции записано, что «в деле социалистического строительства необходимо опираться на рабочих, крестьян и интеллигенцию…». Действительно, в период господства идеалов «большого котла» и «железной плошки», нивелировки потребностей населения и искусственного поддержания однородности их интересов классы выступали как наиболее социально значимые структуры китайского общества. Экономическая реформа стимулировала осознание специфичности интересов различных слоев и групп. Исследования социологов показывают, что представители различных слоев населения все чаще идентифицируют себя не с каким-либо классом (а следовательно, не поддерживают его политические и социальные установки и программы), а с иными социокультурными общностями (по национальности, образованию, возрасту и т. д.): все отчетливее осознает свои специфические интересы молодежь, формируются этноконфессиональные общности, кадровые специалисты, служащие государственного аппарата, преподаватели все чаще пишут о превращении интеллигенции в самую прогрессивную общественную силу*. Вследствие огромной численности населения КНР каждая из таких общностей бывает равна по своей численности населению крупного европейского государства. В КНР, например, проживает свыше 120 млн. человек в возрасте свыше 60 лет, имеющих в силу этого общие интересы прежде всего в сфере здравоохранения и социального обеспечения***. * Подробнее см.: Зотов В. Е. Реформа в Китае глазами китайцев: опросы общественного мнения в КНР // Народы Азии и Африки. 1989. № 6. ** По китайским данным, 60% из них содержатся за счет детей, около 25% — за счет собственных доходов, 15% — за счет пенсий (см.: Кокарев К. Традиционная политическая культура Китая и современность // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 2. С. 59—60). Реальную и острую социальную проблему представляет собой в КНР безработица, которая, по оценкам специалистов, должна была охватить в 2000 г. 268 млн. человек*. И хотя согласно частям второй и четвертой ст. 42 Конституции «государство различными путями создает условия для трудоустройства, улучшает охрану и условия труда, а также на основе развития производства повышает оплату труда и материальное благосостояние трудящихся», а кроме того, «осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу», выполнение государством этих конституционных обязанностей в Китае (как, впрочем, и во многих других странах) еще весьма далеко от завершения. * Там же. С. 66.

Пожертвование на развитие ресурса