Согласно изданным Государственным советом Правилам регистрации общественных объединений 1998 г., которые «разработаны в целях обеспечения права граждан на общественные объединения, защиты законных прав общественных объединений, усиления регулирования регистрации общественных объединений, содействия строительству социалистической материальной культуры и социалистической духовной культуры», образование общественных объединений должно проходить после проверки и получения согласия «компетентных органов в соответствующей области». Регистрируются общественные объединения в зависимости от уровня (всекитайского, провинциального и т. д.) органами гражданской администрации Государственного совета или местных народных правительств. Общественное объединение должно насчитывать не менее 50 индивидуальных либо индивидуальных и коллективных членов; если членство только коллективное, то коллективных членов должно быть не менее 30. Фонд деятельности общенационального общественного объединения должен располагать не менее 100 тыс. юаней, местного или межрегионального — не менее 30 тыс. Одно из оснований для отказа в регистрации заключается в том, что в пределах региона уже существует сходное или аналогичное по направленности общественное объединение и нет необходимости еще в одном. В случае нарушения Правил регистрация аннулируется, причем возможность судебного оспаривания такого решения не предусмотрена. Важный элемент политической системы КНР представляет собой народный фронт — Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Во введении к Конституции отмечается, что «в ходе длительной революции и строительства уже сформировался руководимый Коммунистической партией Китая широкий патриотический единый фронт различных демократических партий и народных организаций», и подчеркивается, что он будет «и впредь укрепляться и расширяться». НПКСК организует изучение его членами марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина, проводит дискуссии и консультации с руководителями всех партий, организаций и представителями патриотических деятелей различных кругов общественности по важным общегосударственными местным вопросам, поддерживает с ними тесные связи, вносит предложения в государственные органы, содействует государственным органам в их деятельности, реорганизации их структуры, содействует развитию культуры, предоставляя возможности для проявления энтузиазма и профессиональных знаний членов НПКСК, обнародует и помогает проводить в жизнь политические установки в отношении интеллигенции, национальностей, религии, китайцев, проживающих за границей, а также выполняет другие задачи. Возглавляет НПКСК всекитайский комитет, на местах действуют местные комитеты НПКСК, причем местные комитеты должны выполнять решения всекитайского комитета, нижестоящие местные комитеты выполняют решения вышестоящих комитетов. Своеобразно складываются в КНР отношения государства и церкви. КНР — поликонфессиональная страна: в ней распространены даосизм, конфуцианство, буддизм, ламаизм, ислам, христианство, причем ни одна из религий не доминирует. В стране действуют 8 религиозных организаций общекитайского значения — Китайская ассоциация буддистов, Китайская исламская ассоциация, Ассоциация китайских католиков-патриотов и др., 164 религиозных организации провинциального значения и более 2 тыс. уездных религиозных организаций. Конституция КНР провозглашает, как отмечалось, свободу вероисповедания, однако все важнейшие религиозные церемонии проходят в присутствии соответствующих представителей Государственного совета КНР и под их контролем. Назначение важнейших иерархов церквей также производится с разрешения Государственного совета. В результате имеет место на редкость экзотическое переплетение мистических процедур и формализованных действий государственных органов. Приведем в качестве примера церемонию назначения очередного перевоплощения панчен-эртни*. По тибетской буддистской традиции после смерти очередного воплощения панчен-эртни начинаются поиски нового его перевоплощения. Решение о поисках принимается Государственным советом КНР. Создается группа поиска из «живых Будд» и известных монахов, которые проводят медитации и стремятся «увидеть» в отражениях в озере у монастыря — резиденции панчен-эртни картины местности, в которой родится перевоплощенный. Обычно находят несколько десятков мальчиков, из которых отбирают трех претендентов на участие в церемонии «жеребьевки из золотой урны». Кандидатуры этих трех также утверждаются Государственным советом. Церемония жеребьевки проходит под председательством представителя Государственного совета при участии других его представителей, руководителей Тибетского автономного района, известных монахов и родителей трех кандидатов. Результаты жеребьевки утверждаются Государственным советом в виде его резолюции на обращение Народного правительства Тибетского автономного района. С избранным таким образом панчен-эртни встречаются высшие должностные лица Китая; например, пресса сообщала о встрече председателя ЦК КПК, Председателя КНР Цзян Цзэминя с панчен-эртни одиннадцатым**. Нельзя не отметить, что такое внимание со стороны государственных должностных лиц обусловлено и напряженными отношениями с далай-ламой, в свое время эмигрировавшим из КНР. Далай-лама не признает данный выбор китайских властей в качестве воплощения своего друга и соратника. Очевидно, что в силу сложившейся ситуации отношение государственных органов к вопросу о правовом положении религиозных организаций именно в Тибете особо наглядно показывает имеющиеся на вооружении КПК средства и методы воздействия. * Второе лицо после далай-ламы в ламаистском пантеоне. Тибетские буддисты считают, что высшие иерархи не умирают, а перевоплощаются в родившихся в это время младенцев. ** Так, например, утверждение Гяозаня Норбу в качестве панчен-эртни одиннадцатого было произведено в форме резолюции Государственного совета относительно «Обращения Народного правительства Тибетского автономного района за согласием на вступление Панчен-ламы одиннадцатого на Святой престол» (см.: Китай. 1996. № 4. С. 8).