В КНР актуальным является вопрос о реформе политической системы. Вопрос о необходимости демократизации общественного строя, преодоления бюрократизма и беззакония, ликвидации феодальных пережитков, отказа от традиционного пожизненного пребывания на руководящих постах, выдвижения талантливой молодежи был поставлен еще на XIII съезде КПК. Однако известные студенческие выступления и негативный опыт ряда постсоциалистических стран привели китайское руководство к идее постепенного и поэтапного проведения политической реформы, не допуская при этом ослабления руководящей роли КПК и ее монопольного пребывания у власти. КПК рассматривается как гарант стабильности, а поддержание стабильности — как одна из важнейших задач государства и общества. В официальной литературе Китая подчеркивается, что без порядка нельзя осуществить программу реформ: «В случае какой-либо смуты или бедствия право людей на существование неизбежно будет поставлено под угрозу. Поэтому необходимо обеспечивать стабильность в стране, продолжать следовать линии, зарекомендовавшей себя как эффективная»*. * Права человека в Китае. С. 10.
§ 4. Выборы, отзыв и консультации 68. 1. Избирательные права 69. 2. Организация выборов и избирательный процесс 70. 3. Отзыв 71. 4. Консультации
1. Избирательные права
В КНР избирательное право — всеобщее. Конституция устанавливает: «Все граждане Китайской Народной Республики, достигшие 18 лет, независимо от национальной и расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости, имеют право избирать и избираться; исключение составляют лица, лишенные политических прав по закону» (ст. 34). Эти нормы детализированы Законом КНР о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней 1982 г. в редакции 1995 г. и Постановлением Постоянного комитета ВСНП о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней 1981 г. в редакции 1996 г. Значительное единообразие в регулировании выборов в представительные органы разных уровней вытекает из социалистического принципа единства власти. Таким образом, возрастной ценз при выборах в ВСНП и местные собрания народных представителей одинаков для активного и пассивного избирательного права. Лишь для кандидатов на должности Председателя республики и его заместителя он повышен до 45 лет. В выборах собраний уездного и нижестоящих уровней могут участвовать граждане КНР, проживающие за границей, если в день выборов находятся в Китае. Они голосуют по месту рождения или по месту жительства до выезда за рубеж. В списки избирателей не включаются душевнобольные, которые не в состоянии осуществлять свои избирательные права. Удостоверение данного факта и решение вопроса о невключении в списки по причине душевной болезни возложено на избирательную комиссию. Лица, лишенные политических прав, также не вносятся в списки избирателей. Лишение политических прав охватывает лишение свободы слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, права занимать должности в государственном аппарате, права занимать руководящие должности на предприятиях, в учреждениях и организациях, но в первую очередь ст. 50 УК КНР, предусматривающая лишение политических прав, упоминает лишение права избирать и избираться. В соответствии со ст. 52 УК КНР в обязательном порядке лишаются политических прав «контрреволюционные элементы». Речь идет о лицах, совершивших так называемые контрреволюционные преступления. Согласно ст. 90 УК КНР это — «деяние, совершенное с целью свержения политической власти диктатуры пролетариата и подрыва социалистической системы либо нанесения вреда КНР». Политических прав лишаются также осужденные к смертной казни и бессрочному лишению свободы; эта мера наказания может быть применена также «к преступным элементам, серьезно нарушающим общественный порядок». Невключение в список избирателей может быть обжаловано в избирательную комиссию, которая выносит решение в трехдневный срок с момента подачи жалобы. Если заявитель не удовлетворен решением избирательной комиссии, он может обратиться в суд, решение которого окончательно. Каждый избиратель имеет один голос. Это не означает, однако, что в КНР установлено равное избирательное право, так как законодательство предусматривает преимущества для городского населения перед сельским. Цель этих мер — обеспечение диктатуры пролетариата и руководящей роли рабочего класса. Нормы представительства устанавливаются с таким расчетом, чтобы при выборах в ВСНП и в собрания народных представителей провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, автономных округов, уездов и автономных уездов депутат от сельской местности представлял в пять раз больше избирателей, чем депутат от города или поселка; при выборах нижестоящих собраний народных представителей это соотношение колеблется от 4 : 1 до 1 : 1. Законодательство уделяет особое внимание обеспечению представительства национальных меньшинств, проживающих как компактно, так и рассредоточенно. Особенно малочисленные национальности направляют по меньшей мере по одному депутату. В местных собраниях народных представителей каждое компактно проживающее национальное меньшинство должно иметь представительство, а если его доля в населении превышает 30%, то для него действует общая норма представительства. Если же его доля менее 15%, то его представительство может быть увеличено, но не более чем наполовину, хотя в некоторых случаях даже более. Представительство рассредоточенно проживающих национальных меньшинств также может быть увеличено по сравнению с его долей в населении. Закон о выборах предусматривает, что в составе депутатов ВСНП и местных собраний народных представителей женщины должны иметь надлежащее количество мест и коэффициент их представительства должен постепенно повышаться. Правда, каков этот коэффициент, закон не говорит, оставляя решение вопроса на усмотрение политических сил. Надлежащее количество мест должно выделяться и репатриантам как в ВСНП, так и в местных собраниях регионов, где проживает сравнительно много репатриантов. Таким образом, неравный характер избирательного права выражается в сочетании уменьшенного представительства для сельского населения по сравнению с городским и увеличенного — для национальных меньшинств (которые также могут относиться к сельскому населению), что придает избирательному праву КНР значительное своеобразие. Для КНР характерно сочетание прямых и многостепенных выборов. Прямые выборы применяются для формирования собраний народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков. Представительные органы провинциального уровня и ВСНП формируются путем многостепенных выборов, причем депутаты нижестоящих собраний народных представителей избирают депутатов вышестоящих собраний народных представителей. Особенностью избирательной системы КНР являются выборы от армии. Члены семей военнослужащих, как правило, участвуют в местных выборах, но живущие в отдаленных гарнизонах с разрешения избирательной комиссии или комитета военнослужащих могут принимать участие в выборах от армии. Участвуют в этих выборах также рабочие и служащие, работающие или размещенные в войсках. Депутаты от армии в местные собрания народных представителей (уездного и провинициального уровня) избираются, как правило, на основе двухстепенных выборов, а выборы в ВСНП — трехстепенные.
2. Организация выборов и избирательный процесс
Организация проведения прямых выборов депутатов возложена на избирательные комиссии, руководство проведением выборов и избирательными комиссиями — на постоянные комитеты собраний народных представителей уездного уровня. Избирательные округа — одно- и многомандатные. Они могут быть образованы по месту жительства, а также в производственных единицах, учреждениях, по месту работы. В каждом избирательном округе избираются от одного до трех депутатов. Избирательные округа образуются в соответствии с нормой представительства, установленной для данной территории. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлено партиям и народным организациям (раздельно или совместно) и группам избирателей, насчитывающим более 10 человек. Число кандидатов в депутаты должно превышать число подлежащих избранию депутатов. При прямых выборах число кандидатов должно составлять от 1,3 до 2,0 от состава соответствующих органов, а при многостепенных число кандидатов должно быть больше числа депутатских мест на 1/5—1/2. В процессе выдвижения проводятся предварительное многократное обсуждение и согласование кандидатур в группах избирателей, прежде чем за пять дней до выборов опубликовывается с учетом мнения относительного большинства избирателей окончательный список кандидатов. В КНР могут проводиться своего рода «предварительные выборы». Если списки кандидатов при многостепенных выборах оказываются «чрезмерно большими», то проводится голосование, по результатам которых определяется список кандидатов в депутаты в рамках установленной выше предельной их численности. Голосование тайное, причем избиратель может голосовать за или против кандидата, а также еще за любого другого избирателя, равно как может воздержаться от голосования. На случай своего отсутствия в день выборов он может письменно уполномочить другого избирателя проголосовать за него, но избиратель может иметь такое поручение не более чем от трех лиц. Выборы депутатов в местные собрания народных представителей в районах компактного проживания национальных меньшинств могут проводиться раздельно или совместно с другими национальностями «в зависимости от характера межнациональных отношений и с учетом места проживания различных национальностей в данном районе». Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа голосовавших. Если оно меньше, выборы действительны. Бюллетени, в которых указано больше установленного числа избираемых лиц, недействительны. Кроме того, для признания прямых выборов действительными необходимо, чтобы в них приняло участие более половины всех избирателей. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принимавших участие в голосовании. При многостепенных выборах избранным считается депутат, получивший более половины голосов от общего числа всех депутатов нижестоящих собраний народных представителей. Если требуемое большинство голосов получили больше кандидатов, чем необходимо избрать, избранными считаются получившие наибольшее число голосов. При равном числе полученных голосов проводятся повторные выборы из соответствующих кандидатов. Если избрано меньше депутатов, чем предусмотрено для формируемого органа, то проводятся дополнительные выборы среди неизбранных кандидатов с учетом указанного выше превышения их числа над числом мест. Если доизбирается один депутат, кандидатов должно быть двое. При прямых дополнительных выборах избранным считается кандидат, за которого подано большинство голосов, но не менее 1/3 от числа голосовавших. При выборах депутатов от НОАК состав ее избирательной комиссии утверждается ПК ВСНП, а состав остальных избирательных комиссий утверждается вышестоящими избирательными комиссиями. Постоянные комитеты собраний народных представителей определяют и число депутатов от НОАК в соответствующих собраниях. Депутаты собраний уездного уровня избираются военнослужащими по избирательным округам путем прямых выборов. Депутаты собраний городов с районным делением, автономных округов и собраний провинциального уровня избираются на собраниях военнослужащих, созываемых в полках и выше, а депутаты ВСНП — на собраниях представителей военнослужащих генерального штаба, главных управлений, больших военных округов и канцелярии Центрального военного совета. Делегаты дивизионного звена и выше избираются нижестоящими собраниями представителей или собраниями военнослужащих, делегаты бригадного, полкового звена избираются на собраниях в ротах и других низовых подразделениях. Кандидаты выдвигаются организациями КПК или группами избирателей или делегатов, насчитывающими не менее 10 человек. Кандидаты могут выдвигаться не только из числа делегатов соответствующего собрания. Остальные положения о выборах в НОАК не отличаются от общих. Есть особенности и у порядка избрания депутатов ВСНП от особых административных районов. Так, в 1997 г. ВСНП приняло Правила выборов в ВСНП IX созыва от Сянганского особого административного района (Гонконг), где предусмотрено, что 36 депутатов ВСНП от СОАР избираются специально учрежденным собранием по выборам депутатов ВСНП IX созыва. В КНР демократичность проводимых в стране выборов оценивается высоко. Вместе с тем статистические данные об итогах выборов показывают, что избираются все кандидаты, предложенные КПК, и только 6,3% из числа выдвинутых избирателями*, что может, конечно, свидетельствовать о большей популярности кандидатов именно КПК, но в контексте тоталитарной политической системы — и об иного рода предопределенности результата выборов. * См.: Егоров К. А. Представительная система Китая: история и современность. М., 1998. С. 147.
3. Отзыв
В КНР предусмотрен институт отзыва депутата. Согласно ст. 77 Конституции «депутаты Всекитайского собрания народных представителей подконтрольны органам, которые их избрали. Органы, избравшие депутатов, имеют право в порядке, установленном законом, отозвать избранных ими депутатов». Соответственно часть вторая ст. 102 Конституции гласит: «Органы, избравшие депутатов в местные собрания народных представителей, и избиратели имеют право в порядке, установленном законом, отзывать избранных ими депутатов». Порядок отзыва урегулирован теми же нормативными актами, которыми регулируются выборы. Письменные предложения об отзыве депутатов уездных и волостных собраний народных представителей с указанием причин могут направляться в постоянный комитет уездного собрания за подписями не менее 30 избирателей данного избирательного округа. Депутат имеет право устно на собрании или письменно изложить свое мнение о выдвинутых причинах отзыва. Оба документа рассылаются избирателям, после чего постоянный комитет направляет ответственных работников для руководства голосованием. Для отзыва необходимы голоса более половины избирателей данного избирательного округа. На сессиях уездных и вышестоящих собраний народных представителей президиум собрания или более 1/10 депутатов могут предложить отозвать депутата вышестоящего собрания, избранного данным собранием. В период между сессиями с такой инициативой могут выступить советы председателей постоянных комитетов или не менее 1/5 членов постоянного комитета избравшего собрания. Депутат, об отзыве которого идет речь, имеет право на ответ на заседании президиума и на пленарном заседании собрания, а также на письменный ответ. Голосование проводится на пленарном заседании. Для отзыва требуются голоса более половины депутатов собрания, а в период между сессиями»— более половины всего состава постоянного комитета. Об отзыве следует довести до сведения постоянного комитета вышестоящего собрания. Голосование во всех случаях тайное. Несколько иначе урегулирован отзыв депутатов от НОАК. Письменное требование об отзыве депутата, избранного прямым голосованием, может быть заявлено группой в составе 10 и более избирателей первоначального избирательного округа. С инициативой отзыва депутата вышестоящего собрания народных представителей могут выступать избирательные комиссии полка и выше. Голосование проводится после обсуждения вопроса на избравшем депутата собрании представителей. Решение об отзыве направляется в постоянный комитет собрания народных представителей равной ступени и в войсковую избирательную комиссию вышестоящей ступени для сведения.
4. Консультации
Референдумы в общепринятом смысле (в том числе консультативные) в КНР не проводятся. Это не означает, что руководство КНР совсем не интересует мнение или настроения населения и оно не учитывает его при принятии решений. Однако способы как сбора информации, так и ее учета — довольно специфические. Поступающая от населения информация по различным аспектам жизни страны постоянно аккумулируется и анализируется как партийными, так и административными органами. Кроме того, в КНР практикуется проведение «политических консультаций». В уставе НПКСК этот широко используемый в политической лексике термин объясняется следующим образом: «Политические консультации — это консультации, которые проводятся перед принятием и в процессе принятия решений по важным вопросам курса и политики в масштабе государства и на местах в области политики, экономики, культуры и общественной жизни»*. Консультации происходят как в рамках НПКСК, так и непосредственно между партиями. * Цит. по: Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация № 1. М., 1996. С. 34. Следует, однако, отметить, что «политические консультации» — это не просто выяснение мнения населения, а нечто иное, предполагающее скорее формирование данного мнения в нужном для КПК направлении. В процессе консультаций используется созданная в прошлом традиционная китайская практика «чжэнмин» («уяснение»), которая состоит в уяснении сути и содержания основных понятий применительно к конкретным историческим условиям. «Чжэнмин» является составной частью современной политической практики китайского руководства. «Практически «чжэнмин» реализуется через идеологические дискуссии и подготовку общественного сознания к предстоящим изменениям и корректировкам в политическом курсе, принятию законов, партийных и правительственных документов, организации «движений за исправление стиля», кадровым перестановкам»*. Практика «чжэнмин» «предоставляет возможность в любой момент внести соответствующие коррективы в проводимый внутренний и внешний политический курс»** «и обеспечивает необходимую в условиях Китая и столь нехарактерную для социалистических стран гибкость политических установок даже в отношении «святая святых» коммунистических воззрений. Западные политологи оценивают эту практику как простое подчинение политики логике текущей ситуации. Однако более глубокий анализ изменений в политическом курсе КНР показывает, что постепенное реформирование основ социалистической концепции позволяет сохранить ее как таковую. А последняя рассматривается в КНР как важнейшая гарантия стабильности страны с более чем миллиардным населением и далеко не простыми проблемами. * Кокарев К. Указ. соч. С. 61. ** Там же. С. 62.
§ 5. Государственные органы 72. 1. Всекитайское собрание народных представителей 73. 2. Постоянный комитет ВСНП 74. 3. Председатель КНР 75. 4. Государственный совет 76. 5. Центральный военный совет 77. 6. Судебная система
1. Всекитайское собрание народных представителей
По Конституции КНР верховным органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей (ст. 57). Принцип единства власти реализуется в КНР через создание единой системы собраний народных представителей, построенной наподобие советской системы, и образующей своего рода хребет всей системы государственных органов. ВСНП представляет собой вершину этой системы. Компетенция ВСНП в целом традиционна для социалистического представительного органа: законотворчество, включая изменение Конституции, избрание и утверждение высших должностных лиц государства (некоторых — по представлению других высших должностных лиц) и других высших органов, освобождение от должности высших должностных лиц, утверждение планов экономического и социального развития, бюджета страны и отчетов об их выполнении, решение вопросов административно-территориального устройства, вопросов войны и мира. Перечень полномочий ВСНП — открытый: в соответствии с п. 15 ст. 62 Конституции ВСНП «осуществляет другие полномочия, которые надлежит осуществлять верховному органу государственной власти». Особенности компетенции этого органа связаны с разграничением полномочий с другим органом власти — Постоянным комитетом ВСНП. Формирование ВСНП происходит, как показано в предыдущем параграфе, путем многостепенных выборов. Согласно ст. 59 Конституции ВСНП образуется из представителей, избранных от провинций, автономных областей, городов центрального подчинения и Вооруженных сил, причем все малочисленные национальности должны иметь соответствующее число представителей. Выборы проводятся под руководством ПК ВСНП. Срок полномочий ВСНП — пять лет (ст. 60). За два месяца до истечения этого срока следует провести выборы нового состава ВСНП, но при чрезвычайных обстоятельствах допускается их отсрочка и продление полномочий ВСНП. Для этого требуется решение не менее 2/3 всех членов ПК ВСНП. После прекращения чрезвычайных обстоятельств выборы следует провести в течение года. Организация. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3 тыс. человек. Это самый многочисленный представительный орган в мире, однако если рассмотреть вопрос с точки зрения соотношения численности населения и численности представительного органа, то очевидно, что для достижения, например, европейских «стандартов» представительности (если бы таковые существовали) численность этого органа следовало довести примерно до 10 тыс. человек, что представляется неразумным. В принципе существует определенная зависимость между работоспособностью и численностью органа, однако в условиях жесткой партийной дисциплины, когда решения его предопределены заранее, это значения не имеет. ВСНП — однопалатный орган. В его структуру входят президиум сессии, комиссии, делегации от избирательных единиц. ПК ВСНП представляет собой особый высший государственный орган, который не является внутренним органом ВСНП, и поэтому мы его рассматриваем отдельно (см. п. 2 настоящего параграфа). Президиум сессии, избираемый для каждой сессии заново, руководит заседаниями ВСНП. Согласно Регламенту Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1989 г. на первом заседании президиума «выделяются» несколько постоянных председателей президиума и несколько членов для поочередного председательствования на каждом пленарном заседании ВСНП. На сессии создается также секретариат, который выполняет поручения президиума и ведет повседневные дела сессии. Что касается комиссий, то согласно ст. 70 Конституции ВСНП создает комиссию по делам национальностей, комиссию законодательных предположений, финансово-экономическую комиссию, комиссию по делам образования, науки, культуры и здравоохранения, комиссию по иностранным делам, комиссию по делам китайских граждан, проживающих за границей, и другие необходимые специальные комиссии. Например, на 1-й сессии ВСНП IX созыва было создано 9 комиссий, в частности, кроме указанных, сельскохозяйственная комиссия, комиссия по защите окружающей среды и природных ресурсов, комиссия внутренних дел и юстиции*. В отличие от президиума сессии они действуют в течение всего созыва, а в период между сессиями ВСНП подчиняются ПК ВСНП. Комиссии рассматривают законопроекты, проверяют административно-правовые акты и акты местных органов власти с точки зрения соответствия Конституции и законам и представляют по ним доклады, рассматривают запросы, переданные президиумом ВСНП или ПК ВСНП, и ответы на них и в необходимых случаях представляют по ним доклады, проводят расследование, изучение и вносят предложения по вопросам, относящимся к компетенции ВСНП либо ПК ВСНП. * См.: China Daily. 1998. Febr. 3. Согласно ст. 71 Конституции ВСНП и ПК ВСНП могут создавать комиссии по расследованию определенных дел и на основании их докладов принимать соответствующие решения. Имеющие к расследуемому делу отношение государственные органы, общественные организации и граждане обязаны предоставлять этим комиссиям необходимые материалы. При этом Регламент ВСНП наделяет граждан правом требовать от комиссии сохранения в тайне источника информации. Делегации от избирательных единиц — особенность структуры ВСНП, вытекающая из порядка формирования данного органа. Поскольку каждая избирательная единица представлена в ВСНП многими или несколькими депутатами, то они объединены в делегации, имеющие общий региональный или иной интерес. Каждая делегация выбирает руководителя делегации и его заместителя. Она может быть разделена на несколько депутатских групп во главе с ответственными за их созыв. Делегации наделены правом законодательной инициативы и некоторыми процедурными правами. Перед каждой сессией ВСНП делегации предварительно обсуждают выносимые ПК ВСНП на сессию вопросы, во время сессии рассматривают законопроекты, а также могут поручить руководителю или представителю делегации выступить с изложением позиции делегации по рассматриваемому законопроекту на заседании президиума сессии или на пленарном заседании ВСНП. Депутаты ВСНП не являются профессиональными парламентариями, а сочетают производственную деятельность с работой в представительном органе и должны обеспечивать постоянную «связь с массами». Поэтому Закон об организации Всекитайского собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 г. устанавливает, что депутаты ВСНП должны поддерживать тесную связь с избравшими их органами и народными массами, могут присутствовать на сессиях избравших их собраний народных представителей, должны выслушивать мнения и требования народных масс и сообщать о них, отдавать все силы служению народу. Действительность полномочий депутатов проверяется мандатной комиссией ПК ВСНП и удостоверяется по ее докладу ПК ВСНП. Согласно ст. 72 и 73 Конституции депутаты в установленном законом порядке могут вносить предложения по вопросам компетенции ВСНП и ПК ВСНП, а во время сессий обращаться с запросами в Государственный совет или его министерства и комитеты; на запросы следует давать ответ. Регламент ВСНП устанавливает, что упомянутые предложения вносятся до сессии от имени депутатской делегации или не менее 30 депутатов. Вопрос о включении их в повестку дня решается президиумом, который может передать это право специальным комиссиям. Депутаты ВСНП наделены правом участия в работе сессий ВСНП, его комиссий, делегаций от избирательных единиц. «Предложения, критические замечания и суждения депутатов» аппарат канцелярии ПК ВСНП передает в соответствующие органы или организации для рассмотрения и ответа. Регламент ВСНП устанавливает, что предложения, критические высказывания и замечания депутатов, заявленные перед ВСНП, рабочий аппарат ПК ВСНП передает в соответствующие органы или организации, которые обязаны дать ответ в течение трех месяцев после закрытия сессии, но не позднее чем через 6 месяцев. Если депутат не удовлетворен ответом, он может представить замечания, которые передаются рабочим аппаратом ПК ВСНП в соответствующие или вышестоящие органы или организации, которые обязаны дать ответ. Часть первая ст. 76 Конституции обязывает депутатов неукоснительно соблюдать Конституцию и законы, хранить государственную тайну и в своей производственной, служебной и общественной деятельности содействовать исполнению Конституции и законов. Депутаты не подлежат юридической ответственности за выступления и голосования на заседаниях ВСНП и Постоянного комитета ВСНП, они не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности без разрешения президиума сессии ВСНП, а в период между сессиями ВСНП — без разрешения ПК ВСНП. Если органы общественной безопасности задерживают депутата ВСНП на месте совершения преступления, то они должны немедленно сообщить об этом в президиум сессии ВСНП либо в ПК ВСНП. О подконтрольности депутатов избравшим органам и возможности их отзыва выше уже сказано. Общая процедура. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в год. Сессии довольно продолжительны для социалистической страны и длятся нередко более полумесяца. Первую сессию ВСНП каждого созыва созывает ПК ВСНП предыдущего созыва в двухмесячный срок после окончания выборов. За месяц до любой сессии (кроме внеочередных) ПК ВСНП должен информировать ВСНП о дне открытия сессии и об основных вопросах, представляемых на рассмотрение ВСНП. Внеочередные сессии могут быть созваны по усмотрению ПК ВСНП или по предложению не менее 1/5 депутатов ВСНП. Каждой сессии ВСНП предшествует подготовительное заседание, на котором избираются президиум и начальник секретариата данной сессии, принимается повестка дня сессии, решаются другие вопросы, связанные с подготовкой к сессии. Этим подготовительным заседанием руководит ПК ВСНП (подготовительным заседанием первой сессии — ПК ВСНП предыдущего созыва). Сессии ВСНП проводятся открыто. В сессиях принимают участие, помимо депутатов, лица, входящие в состав Государственного совета, Центрального военного совета, председатель Верховного народного суда и генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры. С разрешения президиума сессии на заседаниях могут присутствовать ответственные работники других заинтересованных коллективов и ведомств. Для депутатов — представителей национальных меньшинств организуются необходимые переводы. При необходимости могут проводиться и закрытые заседания по решению президиума и руководителей всех делегаций после представления мнения всех делегаций. Депутат может выступать на пленарном заседании ВСНП два раза, на что дается соответственно не более 10 и 5 минут. Члены президиума и представители делегаций могут выступать два раза по одному и тому же вопросу в течение 15 и 10 минут, причем председательствующий может увеличить это время. Законодательный процесс. Правом законодательной инициативы наделены: президиум сессии ВСНП, ПК ВСНП, специальные комиссии ВСНП, Государственный совет, Центральный военный совет, Верховный народный суд, Верховная народная прокуратура, делегации и не менее 30 депутатов. Порядок рассмотрения этих законопроектов различается в зависимости от субъекта права законодательной инициативы. Законопроекты, внесенные всеми субъектами, кроме делегаций и групп депутатов, по решению президиума направляются на рассмотрение делегаций, а также могут быть направлены в соответствующие специальные комиссии, затем президиум принимает решение о вынесении их на голосование в ВСНП. В отношении законопроектов, внесенных делегациями и группами депутатов, предусмотрено два варианта: решение о возможности включения законопроекта в повестку дня сессии принимается президиумом либо сразу, либо после предварительного рассмотрения в соответствующей специальной комиссии. Таким образом, создано «двойное сито» для отклонения в случае необходимости законопроектов еще до их обсуждения ВСНП. Стадия обсуждения законопроекта урегулирована Регламентом ВСНП следующим образом. Если законопроект включен в повестку дня, на заседании проводится слушание пояснений, после чего законопроект рассматривается во всех делегациях, комиссии законодательных предположений и специальных комиссиях. Затем комиссия законодательных предположений обобщает замечания и составляет доклад для президиума, который распространяет его среди депутатов и спустя определенное время проводит голосование, порядок которого Регламентом не урегулирован. Предусмотрена также возможность отзыва законопроектов их инициаторами до постановки их на голосование в ВСНП. В этом случае рассмотрение этих законопроектов приостанавливается, а с согласия президиума — прекращается. Особенности бюджетного процесса в КНР определяются спецификой подхода к данному документу. Государственный бюджет КНР состоит из центрального бюджета и бюджетов провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, городов, являющихся самостоятельными единицами государственного планирования, а также уездов. Критерием для установления объема бюджетных расходов для каждого уровня служит объем полномочий органов управления соответствующего уровня. На центральный бюджет ложатся главным образом расходы по обеспечению безопасности государства, функционированию дипломатической службы и других ведомств центрального правительства, расходы учреждений, находящихся под непосредственным управлением центрального правительства, а также расходы на проведение реформ (регулирование структуры народного хозяйства, координация развития регионов, осуществление макроэкономического контроля). Местные бюджеты обеспечивают расходы региональных административных органов и развитие экономики. Порядок принятия и исполнения бюджета регулируется специальным актом — Законом о бюджете, принятым на второй сессии ВСНП VIII созыва в марте 1994 г. Это первый законодательный акт такого рода в КНР. В соответствии с законом Государственный совет представляет ВСНП проект центрального и местных бюджетов в сводном виде. ВСНП рассматривает проект и утверждает центральный бюджет. Местные бюджеты рассматриваются и утверждаются местными собраниями народных представителей соответствующих уровней. Ежегодно на сессии ВСНП (обычно в марте) рассматривается вопрос об исполнении государственного бюджета в целом за прошедший год и особо об исполнении центрального бюджета за прошедший год, а также о сводном проекте центрального и местных бюджетов на текущий год и отдельно постатейный проект центрального бюджета на текущий год. Специалисты отмечают, что «особый упор на государственный бюджет, столь пристальное внимание, уделяемое этому звену государственного бюджета, объясняется весьма быстрым ростом в последние годы дефицита в этом звене, что серьезно ослабляет финансовый потенциал центра, укрепление которого крайне необходимо для эффективного проведения курса на усиление макроэкономического регулирования, официально осуществляемого в настоящее время»*. * Шевелъ И. Государственный бюджет КНР на современном этапе // Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 91.