Конституция осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует модернизации страны. В основе индийской модели развития по «третьему пути» (не капитализм и не социализм) были заложены жизненные реальности и приспособленный к ним комплекс ценностей социальной справедливости и демократии. Эти идеи не были заимствованы ни в СССР, ни из опыта социалистов Европы, а уходили своими корнями в глубь индийской религиозно-культурной традиции. В документах ИНК, длительное время руководившего страной в период борьбы за независимость и после ее завоевания, неоднократно указывалось, что Индия стремится построить «общество социалистического образца». В результате принятия в 1976 г. 42-й поправки к Конституции в ее преамбулу было включено определение Индии как «суверенной, социалистической, светской и демократической республики». В лозунгах индийских политических партий все чаще встречается термин «демократический социализм», означающий своеобразный сплав индийского социализма, национализма и западного либерализма. Несмотря на использование конституционного опыта других стран, индийская Конституция отнюдь не стала сборником заимствований из иностранных конституций. Индийская конституционная теория и практика в значительной степени преломляют заимствованные нормы, положения и идеи, наполняя их новым содержанием, придавая им все более своеобразный, национальный характер, соответствующий потребностям индийской действительности. Эта тенденция к самостоятельному правотворчеству особенно четко проявилась в ходе развития Конституции в прошедшие после принятия Конституции десятилетия. Развитие конституционализма в независимой Индии происходило иначе и в других социально-экономических условиях, чем, например, в высокоразвитых странах Европы. Конституционные процессы, которые растянулись в Европе на века, были спрессованы в Индии в десятилетия и протекали в сравнительно бедной и малограмотной стране. Здесь в обществе сталкиваются и переплетаются в сложном взаимодействии социальные, экономические и политические процессы и отношения, которые присущи различным историческим эпохам. Так, у отсталых жителей лесных и горных районов еще сохранились элементы родоплеменных отношений, во всем обществе сильны традиции индуизма и ислама, в деревнях живучи некоторые феодальные пережитки. Это питательная база для сохранения традиционных и нетрадиционных (докапиталистических) социальных слоев, которые весьма многочисленны в Индии. Осложняет ситуацию чрезвычайная религиозная неоднородность населения и признание в Индии различных религиозных правовых систем, с чем также нельзя не считаться. Общинно-кастовая и национально-языковая разобщенность, резкая дифференциация между отдельными районами страны, недостаточно развитая инфраструктура — все это делает непростым реализацию конституционных положений, которые должны единообразно пониматься и применяться на всей территории государства. За полвека действия Конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения. По мнению, профессора Д. Д. Басу, «почти каждое первоначальное положение Конституции было изменено либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований и поэтому оценка действующей Конституции сама по себе уже представляет чрезвычайно сложную задачу»*. Внесенные за это время более 80 поправок существенно видоизменили структуру Конституции, текст и реальное содержание многих конституционных положений. Так, была дополнена преамбула, две части упразднены и две добавлены, а 18 других — многократно изменялись. * Basu D.D. Introduction to the Constitution of India. 9″‘ed. N. D., 1982. P. 364.