Первый период социально-экономической и политической эволюции независимой Индии получал правовое обеспечение на основе не только первоначального текста Конституции, но и поправок к ней, которые были непосредственно направлены на решение задач этого этапа развития: поправки способствовали устранению феодально-колониальных пережитков прошлого, проведению аграрных реформ, национализации предприятий, банков, целых отраслей промышленности и созданию на этой базе самого мощного в развивающемся мире государственного сектора. Принятые за это время конституционные поправки привели к существенным (даже слишком!) ограничениям права частной собственности и введению государственного регулирования экономики. Имели место некоторые ограничения прав граждан. «Спускаемый сверху» посредством использования государственного аппарата, обладающий определенными антифеодальными, прогрессивными чертами государственный сектор помогает разрешать противоречия в рамках единого национального народного хозяйства, но в то же время он не всегда достаточно эффективен. Модернизация индийской экономики и все более широкое включение ее в мировой рынок оказали воздействие не только на политическую жизнь страны, но и на правовую надстройку и ее конституционные основы. В течение всего периода независимости наблюдается тенденция к расширению функций и масштабов деятельности индийского государства, а вместе с ним сфер и объема конституционного регулирования. В то же время закономерное развитие гражданского общества, становление правового государства и современной демократии в Индии все сильнее препятствуют усилению этой тенденции. Так, принятая уже в 1951 г. 1-я поправка ввела определенные ограничения частной собственности, которые позволили провести ряд реформ в экономической области, прежде всего аграрную реформу, которая устранила феодальное землевладение. Дополнительные уточнения в эти положения были внесены 4-й поправкой в 1955 г., 17-й поправкой в 1964 г., 25-й поправкой в 1971 г., 42-й поправкой в 1976 г., 44-й поправкой в 1978 г., к чему мы еще вернемся. Одной из первых крупнейших реформ была реорганизация штатов в основном по лингвистическому принципу, осуществленная в 1956 г. (7-я поправка). Первоначально субъектами федерации были три группы штатов — А (бывшие провинции Британской Индии), В (княжества) и С (территории, управляемые из центра, но с возможным созданием выборных законодательных органов и ответственных правительств), а кроме того, существовали территории группы D, управлявшиеся только исполнительной властью центра. В результате реформы раджпрамукхи (наследственные монархи в княжествах) утратили власть, княжества были ликвидированы и созданы два вида территориальных единиц — штаты и союзные территории, о статусе которых мы расскажем ниже в § 6 настоящей главы. Сейчас отметим лишь, что 14-я поправка(1962 г.) демократизировала систему управления союзными территориями, предоставив им самоуправление. Система отношений между центром и штатами корректировалась 42—44-й поправками, причем подчас в противоположных направлениях, что определялось политическими линиями партий, формировавших Правительство. Второй этап эволюции Конституции начался с конца 70-х гг. и продолжается в настоящее время. Он связан с окончательной «доделкой» общедемократических преобразований, изменением партийной системы — ликвидацией доминирования одной партии, окончательным преодолением феодально-колониальных пережитков в индийском обществе, достигшем к этому времени среднего уровня экономического развития и продолжающем эволюцию в направлении современного рынка, ориентирующемся на рывок в постиндустриальное будущее. В сфере экономики возросло значение конституционного регулирования взаимодействия трех относительно самостоятельных, но взаимосвязанных укладов, в значительной степени определяющих экономическое развитие Индии: крупного частного капитала, государственного сектора и мелкого частнокапиталистического производства. В стране сложился и становится все более влиятельным средний класс, включавший уже к концу 80-х гг., по различным оценкам, от 50 до 140 млн. человек, к которому примыкает сформировавшийся в «зонах зеленой революции» и крепнущий слой фермерства*. * См.: Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. М., 1995. С. 86.