1. Общая характеристика
Конституционно-правовой статус человека и гражданина включает, как известно, в качестве своего основного элемента, «несущей конструкции» институт прав и свобод и образует важную составную часть общей картины индийской государственности. Его положение и развитие в индийской Конституции имеет ярко выраженный репрезентативный для многих освободившихся от колониальной зависимости стран характер и наряду с этим отражает специфику правового регулирования общественных отношений именно в этой стране. На примере эволюции конституционно-правового статуса человека и гражданина в Индии можно проследить присущий многим развивающимся странам процесс внедрения модифицированных западных и иных политико-правовых форм в складывавшийся веками своеобразный социально-экономический, этнокультурный и политический контекст Востока и формирования в результате этого весьма самобытных институтов. Правовой статус человека и гражданина в Конституции Индии характеризуется усложненной структурой, которая отличает его от аналогичных институтов в «классических» западных конституциях и в конституциях ряда освободившихся от колониальной зависимости стран. Положения, определяющие этот правовой статус, содержатся в совокупности норм ч. III Конституции «Основные права», ч. IV «Руководящие принципы политики государства», ч. XV «Выборы», а также преамбулы, приложений и некоторых других разделов Конституции. При этом разные элементы, из которых складывается институт прав и свобод, обладают неодинаковой юридической силой, что требует хотя бы краткого пояснения. Влияние англосаксонской системы права сказалось в том, что Конституция использует преимущественно негативный способ гарантирования прав и свобод, запрещая их нарушение как законодателем, так и правоприменителем. В ч. III Конституция выделяет в качестве наиболее значимых так называемые «Основные права», в исчерпывающий перечень которых включены прежде всего личные права, а также отдельные политические, социально-экономические и социально-культурные права. Статья 13 запрещает издавать законы, ограничивающие основные права, а в соответствии со ст. 32 в случае нарушения этих прав граждане могут обращаться непосредственно в Верховный суд для их восстановления в принудительном порядке. Это важная, хотя и ограниченная, конституционная гарантия основных прав. Однако главным образом конституционные принципы в экономической, социальной и культурной области сосредоточены в ч. IV «Руководящие принципы политики государства». Согласно ст. 37 руководящие принципы «не могут осуществляться в судебном порядке, однако они имеют основополагающее значение для управления страной, и государство обязано исходить из этих принципов при издании законов». Эти принципы, стало быть, нельзя считать субъективными конституционными правами. После 1967 г. имела место судебная практика, согласно которой высший судебный орган страны должен был отдавать приоритет руководящим принципам в случаях, когда они вступали в противоречие с основными правами. Эта практика была частично, а затем полностью поддержана и закреплена 25-й и 42-й поправками к Конституции. В 80-е гг., однако, Верховный суд по делу «Минерва миллс лимитед против Индийского Союза»* избрал компромиссный вариант. Суть его состоит в том, что суды, рассматривая дела, в которых основные права находятся в противоречии с руководящими принципами, не должны отдавать предпочтения ни одной из этих групп. Им предписывается «гармонично» учитывать обе группы правоположений. Такая формулировка практически отдает решение этого важного вопроса на усмотрение суда. * Minerva Mills Ltd. v. Union of India, AIR 1980, SCR 1789. На формирование правового статуса человека и гражданина в Конституции Индии наибольшее влияние оказал американский Билль о правах*, хотя американская идея конституционного закрепления прав и свобод реализовывалась в Индии посредством применения английской системы права** и с учетом английских конституционных соглашений. Концепция не защищаемых в судебном порядке руководящих принципов была заимствована из Конституции Ирландской Республики 1937 г. Она, как мы видели в т. 3 настоящего учебника, была воспринята и рядом более поздних европейских конституций. * См.: Басу Д. Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 87. ** См. там же. С. 85.