Следует, наконец, сказать в данной связи и о ст. 33, существенно расширенной 50-й поправкой в 1984 г., которая наделила Парламент правом приспосабливать законом основные права в их применении к военнослужащим Вооруженных сил, служащим сил поддержания общественного порядка, лицам, служащим в учреждениях разведки и контрразведки, а также лицам, занятым обслуживанием указанных структур в сфере телекоммуникации. Основные права для всех этих лиц могут быть ограничены или отменены в целях надлежащего выполнения ими своих обязанностей и поддержания дисциплины.
2. Гражданство и режим иностранцев
Конституция урегулировала индийское гражданство в ч. II. Из семи статей этой части первые три связаны с проблемами, возникшими вследствие раздела бывшей колониальной Индии на два государства — Индию и Пакистан, и поэтому постепенно утрачивают свое значение. Остальные положения остаются вполне актуальными. Так, считается индийским гражданином лицо, постоянно проживающее вне Индии, если оно или кто-либо из его родителей или дедушек и бабушек родились в Индии в границах 1935 г. и если оно зарегистрировалось в качестве индийского гражданина в дипломатическом или консульском представительстве Индии в стране проживания. Лица, добровольно приобретшие гражданство иностранного государства, утрачивают индийское гражданство. Напротив, лица, являющиеся или считающиеся гражданами Индии согласно Конституции, остаются ими, и в этом смысле на них будут распространяться положения любого закона, принятого Парламентом. Остальные вопросы гражданства подлежат регулированию законом. Закон о гражданстве был принят в 1955 г. В отношении приобретения индийского гражданства он сочетает элементы как «права почвы», так и «права крови». В стране предусмотрено единое индийское гражданство, призванное укрепить территориальную целостность страны. Для лиц, постоянно проживающих в штате Джамму и Кашмир, Легислатура (законодательное собрание) этого штата может предоставлять особые права и привилегии в отношении найма на работу в органы правительства штата, приобретения в этом штате недвижимого имущества, поселения в этом штате и предоставления стипендий и иных форм помощи от правительства штата. Такое своеобразие объясняется сложным положением в этом пограничном с Пакистаном населенном мусульманами штате. Приобретение гражданства. Согласно Закону гражданами по рождению считаются лица, родившиеся в Индии 26 января 1950 г. или позднее. Гражданин по происхождению — это лицо, рожденное 26 января 1950 г. и позднее за границей от отца — индийского гражданина по рождению. Если отец — гражданин по происхождению, то лицо не станет индийским гражданином, если не зарегистрировано в индийском консульстве в течение года после рождения (с разрешения центрального правительства можно позже) или если отец не состоял на службе какого-либо Правительства Индии. В порядке регистрации могут приобрести гражданство не имеющие его постоянные жители страны индийского происхождения, если проживали в стране в течение шести месяцев перед подачей заявления, либо лица индийского происхождения, постоянно проживающие за пределами Индии в границах 1935 г., либо женщины, вступившие в брак с индийскими гражданами, либо несовершеннолетние дети индийских граждан, либо, наконец, совершеннолетние и дееспособные граждане ряда стран Содружества, перечисленных в приложении I к Закону (Соединенное Королевство, Канада, Австралия и др.). Натурализоваться может совершеннолетнее и дееспособное лицо, если отвечает следующим условиям: — не состоит в гражданстве страны, законы и практика которой препятствуют натурализации индийских граждан; — отказалось от прежнего гражданства в соответствии с действующим в его стране законом и уведомило об этом центральное Правительство; — проживало в Индии или находилось на службе ее Правительства на протяжении 12 месяцев непосредственно перед подачей заявления; — в течение семи лет, предшествующих указанному 12-месячному периоду, проживало в Индии или находилось на службе ее Правительства в среднем не менее четырех лет; — имеет хорошую репутацию; — в достаточной мере владеет одним из языков, перечисленных в приложении VIII к Конституции; — в случае натурализации либо поселяется в Индии, либо поступает на ее государственную службу, либо продолжает ее, либо работает в международной организации, где участвует Индия, либо работает в индийской общественной организации, публичном или частном предприятии. Однако центральное правительство в любом случае может отклонить заявление лица о регистрации или натурализации, и такое решение не подлежит судебному обжалованию. В случае присоединения к Индии какой-либо территории центральное правительство может определить круг ее жителей, которые будут считаться гражданами в силу этого факта. Прекращение гражданства. Отказаться от гражданства может совершеннолетнее и дееспособное лицо, состоящее в гражданстве другого государства (во время войны регистрация отказа может быть отложена). Если отказался от гражданства мужчина, то его несовершеннолетние дети так же утрачивают гражданство, однако в течение года по достижении совершеннолетия они могут восстановиться в индийском гражданстве; замужняя женщина при этом считается совершеннолетней. В Законе воспроизведено конституционное положение об утрате гражданства в случае добровольного принятия иностранного гражданства. Центральное правительство может лишить гражданства лицо, которое: — зарегистрировалось или натурализовалось путем обмана, фальсификации или сокрытия фактов; — словом или действием, как предусмотрено в Законе, проявило нелояльность к Конституции Индии; — во время войны вело дела, было незаконно связано с врагом или оказывало ему содействие; — в течение пяти лет после регистрации или натурализации было в какой-либо стране осуждено к тюремному заключению на срок не менее двух лет; — в течение семи лет непрерывно проживало за пределами Индии, не училось там, не служило никакому индийскому правительству, не работало в международной организации, где состоит Индия, не заявляло ежегодно в индийское консульство о желании сохранить индийское гражданство. При ознакомлении с содержанием Закона о гражданстве бросается в глаза различие правовых возможностей и правовых последствий изменения гражданства у мужчин и женщин, отражающее юридическое преимущество мужчин в семейных отношениях. Возникает вопрос, насколько соответствующие законоположения согласуются со ст. 14 Конституции, которая устанавливает, что государство ни за одним лицом не будет отрицать равенство перед законом или равную защиту закона в пределах территории Индии. Для института гражданства в Индии характерно то, что всей полнотой прав и свобод пользуются граждане, в то время как Конституция предусматривает некоторые ограничения дееспособности иностранцев. Последние не могут занимать определенные должности, такие, как должность Президента, Вице-президента, судьи Верховного суда Союза или высшего суда штата, Генерального атторнея, губернатора либо генерального атторнея штата. Они не могут быть избраны членами Парламента Союза или легислатур штатов. В то же время граждане стран Содружества, перечисленных в приложении I к Закону, пользуются в Индии статусом граждан Содружества. Центральное правительство на основе взаимности может наделять их всеми или некоторыми правами индийских граждан. Особые ограничения предусмотрены для «враждебных чужаков» (enemy aliens), которые лишены предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 22 Конституции процессуальных гарантий, связанных с арестом и задержанием. Здесь имеются в виду граждане государств, находящихся в состоянии войны с Индией, а также индийские граждане, добровольно проживающие в таких странах или поддерживающие с этими государствами коммерческие отношения.
3. Личные права, свободы и обязанности
Несмотря на отмеченный значительный объем индийской Конституции проблематика основных прав урегулирована в ней в сравнительно небольшой степени. Напрасно мы стали бы искать в этой Конституции такие права и свободы, как неприкосновенность жилища, личной жизни, тайна корреспонденции и др. Вероятно, эту ограниченность конституционного регулирования в определенной степени можно объяснить сложностью отношений с соседними государствами, необходимостью обеспечения единства, целостности и независимости многонациональной страны, борьбы с сепаратизмом и наиболее опасными формами преступности и т. д. Объяснить-то можно, но оправдать вряд ли. Если двигаться последовательно по тексту ч. III «Основные права» (хотя последовательность конституционных норм в данном случае не всегда выглядит вполне логичной), то после статей, посвященных гарантиям равноправия, мы должны применительно к рассматриваемой группе прав и свобод остановиться на п. «d» и «е» ч. 1 ст. 19, которые гарантируют всем гражданам право свободного передвижения по территории страны и право проживать и селиться в любой ее части. Обращаем внимание на то, что это право принадлежит гражданам. Помимо отмеченных нами в указанной части статьи двух пунктов там есть еще четыре, к которым мы обратимся в следующих пунктах настоящего параграфа, а сейчас хотим отметить, что последующие пять частей статьи, включенные 1-й поправкой, содержат ограничения провозглашенных в ч. 1 прав и свобод. К изложенным здесь пунктам ч. 1 относится ч. 5, согласно которой эти пункты не затрагивают действия любого существующего закона, который обязывает государство к разумным ограничениям любого из провозглашенных прав или удерживает его от издания такого закона как в интересах общества в целом, так и для защиты интересов любого отсталого племени. Согласно ст. 20 никто не может быть осужден за посягательство на что бы то ни было, кроме как за нарушение закона в период его действия, равно как не может быть подвергнут большему наказанию, чем то, которое было предусмотрено во время совершения деяния. Никто, далее, не может подвергаться преследованию и наказанию за одно и то же деяние более одного раза. Обвиняемого в преступлении нельзя заставлять свидетельствовать против себя. Это так называемые права-гарантии личной свободы, относящиеся к сфере уголовного и административного материального и процессуального права. Такого рода права-гарантии содержатся и в двух следующих статьях Конституции. Как гласит ст. 21, никто не может быть лишен жизни или личной свободы иначе, как в соответствии с установленной законом процедурой. Согласно же ст. 22 арестованный не может содержаться под стражей, не будучи информирован так скоро, как возможно, о причинах ареста, и за ним нельзя отрицать право на получение консультации и защиты от практикующего юриста по его выбору. Он должен быть доставлен к ближайшему магистрату в течение 24 часов после ареста, исключая время на дорогу от места ареста до суда, и не может содержаться под стражей по истечении этого времени без решения магистрата. Однако, как отмечалось, эти гарантии не применяются к «враждебным чужакам», а равно и к лицам, арестованным или задержанным на основании закона о превентивном задержании. Такой закон должен допускать задержание не более чем на три месяца, однако совещательная коллегия из лиц, которые являются или были судьями высокого суда либо имеют соответствующие квалификации, может до истечения указанного срока выразить мнение, что есть основания для дальнейшего задержания. Оно все же не может превышать установленный законом максимум. Если лицо задержано во исполнение приказа, выданного согласно закону, которым предусматривается превентивное задержание, орган, выдавший приказ должен возможно скорее известить задержанного об основаниях выдачи приказа и дать ему возможность привести доказательства в свою защиту. Правда, этот орган не обязан раскрывать обстоятельства, если считает, что это нанесет ущерб публичному интересу. Конституция уполномочивает Парламент устанавливать законом обстоятельства и категории дел, дающие основание для продления задержания свыше трех месяцев даже без получения мнения совещательной коллегии, но при этом нужно определить максимальный срок задержания по каждой категории дел, равно как определить процедуру для совещательной коллегии. В ст. 25—28 гарантируются религиозные свободы, включая свободу совести, профессионального занятия религиозной деятельностью, отправления обрядов и религиозной пропаганды. Религиозные общины имеют право создавать и содержать учреждения для религиозных и благотворительных целей, вести свои дела в вопросах религии, владеть движимым и недвижимым имуществом, приобретать его и управлять им согласно закону. Религиозная деятельность не облагается налогами. В учебных заведениях, которые полностью содержатся за счет государственных фондов, религия не преподается, однако это не относится к тем учебным заведениям, находящимся под управлением государства, которые созданы за счет пожертвования или траста, если их условием было обеспечение религиозного обучения. От учащихся учебных заведений, признанных государством или получающих помощь из государственных фондов, нельзя требовать участия в религиозных занятиях или обрядах, если они в данном учебном заведении имеют место. Что касается обязанностей гражданина, перечисленных в ст. 51-а Конституции, то к данной области с известной натяжкой можно отнести лишь обязанность стремиться к превосходству во всех сферах индивидуальной и коллективной деятельности, чтобы нация постоянно поднималась на более высокие уровни стремлений и достижений.
4. Политические права, свободы и обязанности
И эта группа прав и свобод весьма кратко отражена в Конституции, хотя здесь встречается и позитивное их провозглашение. Так, согласно п. «а»—»с» ч. 1 ст. 19 все граждане имеют право на свободу слова и выражения мнений, право собираться мирно и без оружия, право создавать ассоциации или союзы. В ч. 2 этой статьи допускается издание законов, вводящих разумные ограничения свободы слова в интересах суверенитета и целостности Индии, безопасности государства, дружественных отношений с иностранными государствами, общественного порядка, приличия или морали либо во избежание проявлений неуважения к суду, диффамации или подстрекательства к правонарушениям. Надо сказать, что перечень оснований для введения ограничений довольно широк и позволяет существенно сузить указанную свободу. Возможность издания законов, ограничивающих свободу собраний, обосновывается в ч. 3 статьи интересами суверенитета и целостности Индии и общественного порядка, а возможные ограничения свободы ассоциаций и союзов — интересами, кроме того, также морали (ч. 4). Необходимо отметить, что свобода слова и выражения мнений рассматривается в качестве обоснования свободы печати, которая в Конституции Индии не провозглашается. В то же время официальные органы, Верховный суд и практически все видные конституционалисты рассматривают свободу печати как одну из форм выражения свободы слова и выражения мнений и считают ее одним из компонентов конституционного статуса индийских граждан*. Верховный суд при этом разъяснял, что свобода печати не сводится лишь к публикации газет и периодических изданий, но включает в себя также распространение памфлетов, листовок, циркуляров и т. д.** В то же время ряд законов и решений Верховного суда предусматривают цензуру печати, кинофильмов, театральных постановок и т. д. * См.: Gajendragadkar J. К. Law, Liberty and Social Justice. Bombay, 1965. P. 99; Shukla’s V. N. Constitution of India. P. 74; Basu D. D. Op. cit. P. 96; Express Newspapers v. Union of India, AIR 1958. S.o. 578. ** См.: Sekal Papers (P) Ltd. v. Union of India. AIR 1962, SC 305 (1962) 3 SCR 842. Свобода митингов и демонстраций также прямо не зафиксирована в Конституции. По признанию Верховного суда, она лишь вытекает из толкования п. » b » ч. 1 ст. 19. Для регулирования этого права могут быть использованы самые различные приемы. Так, признавая право на проведение митингов и демонстраций, Верховный суд указал, что «соответствующие власти могут запрещать митинги и демонстрации, если сочтут это необходимым»*, в частности, если это мешает движению транспорта или препятствует использованию земельной собственности**. Для борьбы о нежелательными митингами и демонстрациями полиция применяет положения Уголовно-процессуального кодекса. * См.: Babulal Parate v. State Maharashtra. AIR 1961, SCR. 884 (1961) SCR 423. ** См.: Railway Board v. Ninnanjan Singh (1969) ISCC 509 (1969) 3 SCR 230.