Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 76 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Как мы видим, новеллы, внесенные в конституционные основы права собственности 44-й поправкой, вполне адекватно отражают реальные, в определенной мере закономерные и неизбежные изменения, происходящие в жизни современной Индии, направленные на создание более эффективной и жизнеспособной экономики. Оценивая общую картину и динамику изменения конституционного права собственности в Индии, можно резюмировать, что в ней проявилась диалектическая борьба двух тенденций: стремления государства к ограничению права частной собственности для достижения общенациональных и социально значимых целей и в то же время — к обеспечению гарантий и реализации интересов собственников в условиях эффективно развивающейся рыночной экономики. В связи с правом собственности следует вернуться к упомянутым выше включенным в Конституцию 1-й поправкой ст. 31-а и 31- b. Согласно ст. 31-а на основании несовместимости с основными правами не может быть признан ничтожным закон, предусматривающий ряд вмешательств государства в право собственности (отчуждение недвижимости или каких-либо связанных с ней прав, их исключение или модификацию, принятие на себя управления собственностью на ограниченный период либо в публичных интересах, либо для обеспечения надлежащего управления, слияние двух или более корпораций в тех же целях и др.). А ст. 31-Ь подтвердила действительность указанных в девятом приложении актов независимо от их соотношения с положениями части «Основные права». Еще раз отметим, что 1-я поправка была вызвана необходимостью конституционно гарантировать необратимость антифеодальных реформ. Мы не будем здесь останавливаться на регулировании экономических и социальных отношений в ч. IV «Руководящие принципы государственной политики», даже когда соответствующие нормы сформулированы как субъективные права. В действительности они таковыми не являются, поскольку, как отмечалось, непосредственно судом не защищаются. Мы рассмотрим эти положения в следующем параграфе. Здесь же укажем лишь на ст. 31-с, включенную 25-й поправкой, согласно которой независимо от ст. 13, предусматривающей ничтожность актов, несовместимых с основными правами или отменяющих эти права, подтверждается действительность актов, издаваемых в осуществление руководящих принципов. Здесь же следует привести положение п. «g» ч. 1 ст. 19, согласно которому все граждане могут работать по любой профессии, иметь любое занятие, промысел или бизнес. Разумные ограничения в этой области могут устанавливаться законом в интересах общества (general public), включая требования профессиональной или технической квалификации, а также возможность полного или частичного отстранения граждан от участия в деятельности государства или корпорации, принадлежащей государству или контролируемой им, в области промысла, предпринимательства, производства или услуг, равно как иные меры. Приходится констатировать, что, за исключением только что изложенного, а также права собственности, Конституция непосредственно не гарантирует экономических, социальных и культурных прав. Из обязанностей граждан в рассматриваемой области ст. 51-а упоминает следующие: — содействовать гармонии и духу общего братства среди всего народа Индии независимо от религиозных, языковых и региональных или социальных различий; исключить унижение достоинства женщин; — ценить и сохранять богатое наследие многосоставной индийской культуры; — охранять и улучшать природную окружающую среду, включая леса, озера, реки и животный мир, и сострадать живым существам; — развивать научные стремления, гуманизм и дух исследования и преобразований; — охранять публичную собственность.

6. Конституционные гарантии прав и свобод

Гарантия реализации основных прав предусмотрена ст. 32 Конституции, которая провозглашает право обращаться с этой целью в Верховный суд по соответствующей процедуре. Верховный суд издает в этих случаях директивы, приказы (orders), судебные приказы (writs), имеющие в зависимости от обстоятельств дела характер хабеас корпус, мандамус, запрещения, quo warranto (о проверке правомерности претензии на должность, привилегию, право) и certiorary (об истребовании дела из нижестоящего суда). Без ущерба для этих полномочий Верховного суда Парламент вправе уполномочить любой суд осуществлять такую юрисдикцию на подведомственной территории. Данная гарантия не может быть приостановлена иначе, как иной нормой Конституции. В целях реализации, положений об основных правах ст. 35 установила, что уголовные наказания за нарушение этих прав могут вводиться только центральным Парламентом, и обязала его принять необходимые законы. К числу институциональных гарантий следует отнести национальную комиссию по делам зарегистрированных каст и племен, комиссию по проверке управления территориями, на которых проживают зарегистрированные племена, а также право Президента назначать комиссию по исследованию условий жизни отсталых в социальном и образовательном отношении классов, доклад которой должен представляться для принятия мер палатам Парламента.

3. Конституционные основы общественного строя 92. 1. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных отношений 93. 2. Конституционное регулирование политической системы

1. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных отношений

Регулированию экономических отношений посвящены в основном две части Конституции — ч. XII «Финансы, собственность, контракты и иски» и ч. XIII «Производство (trade), торговля (commerce) и оборот в пределах территории Индии». Конституция установила, что собственность и имущество, которыми была наделена британская Корона для целей правительства доминиона Индия и правительства каждой губернаторской провинции, переходит к Союзу и соответствующему штату. Равным образом все права, ответственность и обязательства правительств доминиона Индия и губернаторских провинций переходят к Правительству Индии и правительствам соответствующих штатов. Собственность и имущество княжеств, права, ответственность и обязательства их правительств также переходили к Союзу и Правительству Индии, если цели их стали по Конституции целями Союза. То же относится к выморочной, бесхозной и т. п. собственности, которая, если бы Конституция не вступила в силу, перешла бы британской Короне или правителям княжеств. Все земли, полезные ископаемые и прочие имеющие ценность вещи, которые находятся под толщей океанских вод в пределах территориального моря, континентального шельфа или исключительной экономической зоны, принадлежат Союзу и должны использоваться для целей Союза. То же относится к прочим ресурсам исключительной экономической зоны. Границы этих пространств определяются законом Парламента. Исполнительная власть Союза и штатов, не вторгаясь в сферу компетенции друг друга, могут вести любую торговлю, осуществлять любую предпринимательскую деятельность и заключать контракты в пределах соответствующего закона. Такие контракты и соответствующее обеспечение имущества оформляются от имени соответственно Президента или губернатора, которые, однако, лично не несут ответственности по контрактам. То же относится к лицам, которых они могут уполномочить на совершение сделок. Правительства Союза и штатов могут искать и отвечать на суде от имени соответственно Союза и штатов. В ст. 301 Конституция установила, что производство, торговля и оборот в пределах территории Индии свободны. Парламент, однако, может подвергать законом эту свободу в отношениях между штатами или в пределах какой-либо части территории страны таким ограничениям, каких может потребовать публичный интерес, однако при этом запрещается любая дискриминация и любые привилегии для отдельных штатов, кроме случаев, когда Парламент укажет, что преимущество или дискриминация обусловлены нехваткой товаров в какой-либо части страны. Легислатура штата может законом обложить налогом ввозимые из других штатов или союзных территорий товары, если подобные товары производятся в данном штате, не допуская при этом дискриминации, или с предварительного согласия Президента разумно ограничить указанную свободу в публичных интересах. Среди руководящих принципов государственной политики Конституция предусмотрела в ст. 48 обязанность государства прилагать усилия к организации земледелия и животноводства на современной и научной основе, в частности предпринимать шаги к сохранению и улучшению пород скота и запрещению убоя коров, телят и другого молочного и тяглового скота. За первые два десятилетия независимости Индия в основном добилась самообеспеченности в области продовольствия. В 80-е гг. она начала экспортировать зерновые, а в середине 90-х гг. вышла на второе место в мире по производству пшеницы, отодвинув на третье место США*. * См.: Юрлов Ф. Н. Россия и Индия в меняющемся мире. М., 1998. С. 46. Согласно ст. 265 налоги могут устанавливаться и взиматься только в силу закона. Основная масса финансовых средств Союза, поступающих из различных источников (налоги, займы и др.), образуют в совокупности Консолидированный фонд Союза, а прочие поступления помещаются на публичный счет Индии. Средства Консолидированного фонда расходуются в соответствии с законом на установленные Конституцией цели. Кроме того, законом учреждается Фонд непредвиденных расходов Индии, находящийся в распоряжении Президента, который может производить расходы из него в непредусмотренных случаях до последующего утверждения Парламентом. Аналогичные фонды создаются в штатах. Денежные операции в этих фондах регулируются соответственно законом Парламента или легислатуры штата, а до издания такого закона — соответственно Президентом или губернатором штата. Конституция запрещает, как правило, облагать налогом продажу или приобретение товаров, если это имеет место вне пределов государства либо в ходе экспортно-импортных операций. Собственность Союза, если законом не предусмотрено иного, не подлежит налогообложению со стороны штатов. Союз из своих доходов может производить расходы на любые публичные цели независимо от того, предусмотрены ли эти цели законом. Такое право есть и у штатов. Конституция обязала государство стремиться обеспечить гражданам единый гражданский кодекс, действующий на всей территории страны, однако пока что его нет. Социальные отношения регулируются Конституцией главным образом в ч. IV «Руководящие принципы государственной политики». В этой главе, как и в гл. III «Основные принципы», под государством понимаются Правительство и Парламент Индии, правительство и легислатура каждого из штатов и все местные или иные власти, действующие на территории Индии или под контролем Правительства Индии. В ст. 38 на государство возложена обязанность прилагать усилия для повышения благосостояния народа посредством возможно лучшего обеспечения и охраны общественного строя, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость будет пронизывать все учреждения национальной жизни. В особенности государство должно стремиться минимизировать неравенство в доходах и добиваться исключения неравенства в статусе, условиях и возможностях не только индивидов, но и групп народа, проживающих в различных регионах или занятых в различных сферах деятельности. Государство согласно ст. 39 должно направлять свою политику на обеспечение: — равного права граждан — мужчин и женщин — на адекватные средства к жизни; — распределения собственности и контроля над материальными ресурсами общества в интересах наилучшего служения общему благу; — недопущения концентрации благосостояния и средств производства в результате функционирования экономической системы в ущерб обществу; — равной оплаты равного труда мужчин и женщин; — недопущения злоупотреблений здоровьем и силой работников — мужчин и женщин и нежным возрастом детей и принуждения граждан в силу экономической необходимости заниматься дополнительным трудом, не соответствующим их возрасту или силе; — возможностей и условий для здорового развития детей в обстановке свободы и достоинства и охраны детей и молодежи. Последнее включено 42-й поправкой и имеет большое значение для страны, где, по официальным данным, лишь 15% детей в возрасте до пяти лет получают нормальное питание, а около 44 млн. детей в возрасте от 5 до 15 лет вынуждены работать*. * См.: Корнеев В. Л. Индия: 80-е годы. М., 1986. С. 110.

Пожертвование на развитие ресурса