Закон о народном представительстве 1951 г. предусматривает создание специального механизма для организации и проведения выборов. Надзор за организацией и процедурой выборов в каждом штате осуществляет главный чиновник по проведению выборов. Он подчиняется Избирательной комиссии и в свою очередь руководит деятельностью районных чиновников по проведению выборов. Для каждого избирательного округа предусмотрены должности государственного чиновника по контролю за выборами и его помощников. Все перечисленные должностные лица назначаются Избирательной комиссией после консультаций с Правительством. Районный чиновник по проведению выборов должен с согласия Избирательной комиссии обеспечить необходимое число избирательных участков и назначить в каждом из них председателя и других чиновников по проведению выборов. В Индии избирательные округа одномандатные. Они формируются на основе Закона об определении избирательных округов 1972 г. Основную работу по делимитации (определению) границ округов проводит назначаемая центральным правительством комиссия по определению избирательных округов. Она состоит из трех членов: двух судей Верховного суда или высших судов штатов и возглавляется по должности председателем Избирательной комиссии. В обязанности комиссии входит пересмотр на основании результатов переписи населения числа мест в Народной палате, общего числа мест в законодательных собраниях штатов, деление каждого штата на округа для выборов в Народную палату и в законодательное собрание штата. Для помощи общенациональной комиссии по определению избирательных округов в каждом штате создаются группы по 10 человек, которые считаются ее ассоциированными членами. Избирательные округа согласно закону должны представлять собой географически небольшие районы, с учетом их специфических особенностей, а также сложившихся административных границ и их удобства для местного населения. Предполагается, что один депутат должен избираться приблизительно одинаковым числом избирателей на всей территории страны, что, однако, далеко не всегда получается на практике. Да и сама Конституция предусматривает в ч. 2 ст. 81, что единая норма представительства не применяется к малонаселенным штатам, насчитывающим менее 6 млн. жителей. Специфика избирательного права Индии состоит в том, что в соответствии со ст. 330 и 332 Конституции за социально отсталыми слоями населения временно резервируются места в Народной палате и законодательных собраниях штатов, дабы обеспечить им справедливое участие в политической жизни страны. Это прогрессивное по замыслу положение, к сожалению, нередко используется в своих интересах политиканами, спекулирующими на крайней отсталости и фанатизме признанных отсталыми каст и племен, общая численность которых, по примерным подсчетам, приближается к 115 млн. человек. Согласно ст. 82 Конституции территории избирательных округов после каждой переписи населения должны пересматриваться. Однако 42-я поправка к Конституции, «заморозила» до первой переписи, которая будет проведена после 2000 г., норму представительства, установленную по результатам переписи 1971 г. Это приводит на практике к снижению в законодательных органах представительства территорий с растущей численностью населения (главным образом беднейшего), чем нарушается принцип равного представительства. Из-за различий в численности населения штаты очень по-разному представлены в Народной палате. Например, крупнейший штат Уттар-Прадеш с населением свыше 111 млн. человек имеет 85 депутатов, а маленький штат Сикким, где проживают 316 тыс. человек, — только одного. Следовательно, для избрания депутата от Уттар-Прадеша требуется почти в четыре раза больше голосов, чем от Сиккима. В то же время нельзя не признать правомерность того факта, что каждый, даже самый маленький штат должен иметь своего представителя в Народной палате Парламента. Аналогичным образом обстоит дело и в Совете штатов. После опубликования приказы комиссии по определению избирательных округов приобретают силу закона и передаются в Народную палату Парламента или в законодательные собрания штатов для утверждения.
4. Избирательный процесс
О назначении всеобщих выборов в Народную палату объявляется по рекомендации Избирательной комиссии приказом Президента о выборах. Этот приказ публикуется в «Официальной газете» не позднее чем за 6 месяцев до истечения полномочий действующего состава палаты. О назначении выборов в Совет штатов Президент на основании рекомендации Избирательной комиссии объявляет своим приказом о выборах, который публикуется в «Официальной газете» не раньше чем за три месяца до истечения срока, на который избраны члены Совета штатов, срок мандата которых истекает. В том же порядке и в те же сроки (6 и 3 месяца соответственно) в «Официальной газете» штата губернатор штата или администратор союзной территории публикует по рекомендации все той же Избирательной комиссии приказом о выборах дату выборов в законодательное собрание или законодательный совет легислатуры штата или союзной территории. После издания такого приказа Избирательная комиссия объявляет в «Официальной газете» о сроках выдвижения кандидатов (не позже семи дней после даты опубликования приказа). Сам день выборов назначается Избирательной комиссией через 30 дней после объявления дат выдвижения кандидатов. Чиновники по проведению выборов на разных уровнях доводят информацию о выборах в соответствии с указаниями Избирательной комиссии и по своему усмотрению до кандидатов и избирателей. Мы уже затрагивали такие стадии избирательного процесса, как регистрация избирателей и выдвижение кандидатов. Повторяться не будем и перейдем к предвыборной агитационной кампании. Трудно переоценить значение этой стадии избирательного процесса для исхода выборов. По мере падения роли таких юридических методов устранения нежелательных избирателей и кандидатов, как избирательные цензы, все более возрастает влияние идеологических форм воздействия на избирательный корпус, осуществляемых посредством предвыборной агитации и пропаганды в ходе избирательной кампании. Здесь действуют традиционные методы привлечения сторонников: предвыборные собрания, митинги, демонстрации, распространение листовок, афиш, плакатов, печатная пропаганда. Они дополняются такими мощными современными средствами массовой коммуникации, как кино, радио и телевидение. Избирательная комиссия разработала схему, регламентирующую выступления политических партий по радио и телевидению. В соответствии с этой схемой распределения эфирного времени каждая всеиндийская партия получила право на два выступления по 15 минут по радио и одно — по телевидению той же продолжительности. При этом порядок выступлений определяется жребием. Аналогичная возможность в рамках штатов была предоставлена региональным партиям. В выступлениях запрещается критиковать дружественные Индии государства, подстрекать к насилию, провоцировать межкастовые и межобщинные столкновения и т. д.* * См. подробнее: Черкасов А. И. Институционализация политических партий Индии // Советское государство и право. 1986. № 12. Как и в высокоразвитых странах, такую регламентацию можно рассматривать как «прогрессивное явление, позволяющее в какой-то степени ослабить монополию богатых или правящих партий на использование мощных информационных каналов»*. К недостаткам установленных законодательством правил можно отнести то, что число партий, пользующихся правом на радио и телевидение в Индии, ограничивается национальными партиями на федеральном уровне и партиями, признанными в качестве региональных, — на уровне штатов. Регламентируя лишь два вышеуказанных средства массовой информации, эта схема оставляет газетно-издательскую индустрию вне рамок контроля. Кроме того, ограничения по числу и времени передач не распространяются на главу государства, Правительство и министров. * Партии и выборы в капиталистическом государстве (практика 70-х г) М., 1980. С. 64.