Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 86 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Президентом может быть избран гражданин Индии, достигший 35-летнего возраста и отвечающий требованиям, предъявляемым к депутатам Народной палаты. Президент не должен занимать оплачиваемую должность в Правительстве Индии или штата или в подконтрольных им органах, а также быть членом Парламента или легислатуры штата либо вообще занимать какую-либо оплачиваемую должность. Он может переизбираться неоднократно. Выборы должны проводиться до истечения срока полномочий Президента, а в случае досрочной вакансии его должности новый Президент должен быть избран не позднее чем через шесть месяцев на полный срок. Споры, связанные с выборами Президента, окончательно разрешаются Верховным судом. Если выборы будут признаны недействительными, все акты лица, исполнявшего должность Президента на основании этих выборов, считаются ничтожными. Президент Индии является главой государства и формально наделен исполнительной властью, которую осуществляет непосредственно или через должностных лиц, подчиненных ему согласно Конституции (ст. 58). Однако, в соответствии с 42-й и 44-й поправками к Конституции, он обязан следовать советам Правительства (Совета министров), причем даже в том случае, если безуспешно попросит Совет министров пересмотреть данный ему совет (ст. 74). В результате практически все основные полномочия Президента осуществляются по решению Совета министров, а зачастую — только Премьер-министра. Президент назначает Правительство, созывает и закрывает сессии Парламента, может их отсрочивать, собирает, как отмечалось, обе палаты для разрешения разногласий между ними, может досрочно распускать Народную палату. Он имеет большие законодательные полномочия. Мы уже упоминали о его праве вето в отношении прошедших через Парламент законов, причем вето может касаться не закона в целом, а отдельных его положений. Некоторые билли могут вноситься в Парламент или легислатуру штата только с согласия Президента. Глава государства промульгирует законы. Указы (ordinances) Президента, издаваемые в период между сессиями Парламента, имеют силу закона (ч. 2 ст. 123). Правда, если в течение шести недель с начала ближайшей сессии Парламента эти указы не будут утверждены или будут отклонены резолюциями палат, они теряют силу. Глава государства обладает правом объявления чрезвычайного положения (ст. 352), введения президентского правления в штатах (ст. 356) и объявления чрезвычайного положения в области финансов (ст. 360). В соответствии с Конституцией Президент формально является носителем исполнительной власти (ст. 53), главнокомандующим Вооруженными силами, неотъемлемой составной частью Парламента. Он назначает членов Совета министров, губернаторов штатов, главного судью и других членов Верховного суда и высших судов штатов, Генерального атторнея, Генерального аудитора и многих других высших государственных служащих. Он обладает правом помилования. Во внешнеполитических отношениях Президент осуществляет представительские функции. В отличие от Великобритании, акты главы государства в Индии не требуют контрасигнатуры в качестве необходимого условия их действительности. За нарушения Конституции Президент может быть подвергнут процедуре импичмента (ст. 61). Инициатива преследования Президента принадлежит любой из палат. Соответствующая резолюция может быть принята палатой не ранее чем через 14 дней после письменного уведомления о намерении ее внести, подписанного по крайней мере 1/4 общего числа членов палаты. Для принятия резолюции требуются голоса не менее 2/3 общего числа членов палаты. В этом случае другая палата проводит расследование, причем Президент может явиться и быть представленным. Если резолюция, подтверждающая обвинение, поддержана 2/3 состава второй палаты, Президент считается смещенным со своей должности. Вице-президент избирается сроком на пять лет тайным голосованием специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат Парламента, созванных на совместное заседание, по системе пропорционального представительства на основе единственного передаваемого голоса (ч. 1 ст. 66). Вице-президент не может занимать оплачиваемую должность в органах Правительства Индии или штата. Вице-президентом может стать гражданин старше 35 лет, обладающий квалификацией, необходимой для избрания в качестве члена Совета штатов, поскольку по должности является председателем этой палаты Парламента. Вице-президент замещает Президента в периоды его отсутствия, болезни или в случае вакантности должности Президента до избрания нового главы государства. Вице-президент может быть смещен со своей должности решением Совета штатов, принятым большинством его имеющихся членов.

3. Совет министров

Ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти в Индии играет Совет министров — коллективный орган исполнительной власти, состоящий из Премьер-министра и министров, назначаемых Президентом страны, причем министры назначаются по совету Премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем Президент обязан назначить Премьерминистром лидера партии, победившей на выборах в Народную палату. Премьерминистр формирует Правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате Парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия министров (ч. 1 ст. 75). Формируя Правительство, Премьерминистр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. В случае необходимости формирования коалиционного правительства учитывается специфика партнеров ведущей партии по коалиции. Несмотря на кажущуюся пестроту состава Правительства, большинство его членов принадлежат к высшим кастам индийского общества. Члены Совета министров должны быть членами Парламента, и если министр назначен не из числа парламентариев, ему нужно в течение шести месяцев избраться в Парламент, ибо в противном случае он утратит свою должность. Премьерминистр может с одобрения Президента изменять состав Правительства и увольнять министров. Формально министры находятся в должности, «пока это угодно Президенту» (during the pleasure of the President), но фактическипока угодно Премьерминистру. В годы независимости происходил процесс персонализации власти в руках Премьерминистра, пиком чего стали 42-я и 44-я поправки, приведшие к конституционному оформлению этого процесса и институционализации Кабинета. В результате сложилось явление, которое по аналогии с термином «президенциализм» можно назвать «премьерминистериализмом» (или, как метко отметил профессор X. Радж, «премьерминистерская форма правления«*), с тем лишь отличием, что вместо концентрации власти в руках главы государства суперпрезидентской республики, она почти с тем же эффектом оказалась в руках главы Правительства парламентарной республики. Правда, расстановка сил, сложившаяся после выборов 1989 г., привела к некоторому ослаблению реальной власти главы коалиционного правительства меньшинства В. П. Сингха, а впоследствии Нарасимхи Рао, о чем говорит даже появление должности заместителя Премьерминистра. Приход в 1998 г. к власти коалиционного правительства, возглавляемого Премьерминистром Аталом Бихари Ваджпаи (БДП), лишь продолжил эту тенденцию и усилил зависимость ведущей партии коалиции от ее союзников. * Raj H. Rethinking Presidency and Parliament in India. N. D., 1989. P. 50. Совет министров ответствен перед Народной палатой и в случае выражения последней вотума недоверия может быть уволен в отставку Президентом. Однако Президент по совету Премьерминистра может в этом случае досрочно распустить нижнюю палату. В Совете министров насчитываются 50—60 членов, однако Совет министров очень редко собирается в полном составе. Все вопросы руководства страной решаются Кабинетомузким составом Правительства, куда входят 15—20 руководителей наиболее важных отраслей управления. Как Совет министров, так и Кабинет возглавляются Премьерминистром, который созывает на заседания эти органы и руководит их работой. Обычно решения принимаются с общего согласия без формального голосования. Большая часть работы Кабинета осуществляется через создаваемые внутри него специализированные комитеты: по политическим вопросам, обороне, бюджету, законодательству, экономической политике и интеграции, занятости, парламентским делам, новым назначениям и т. д. Весьма существенную роль в деятельности Правительства играет секретариатаппарат советников и помощников при главе Правительства. Руководители менее важных ведомств, не являющиеся членами Кабинета, имеют ранг Государственных министров, Министры, не имеющие закрепленных за ними министерств и выполняющие отдельные важные поручения, называются министрами без портфеля. Они могут быть членами Кабинета. В Совет министров входят также заместители министров. Министерства контактируют с Парламентом через парламентских секретарей (специально уполномоченных заместителей министровпарламентариев). Конституция не определяет конкретные функции и полномочия Правительства, но из обязанности Президента следовать советам последнего вытекает, что почти все, кроме чисто представительских, полномочия Президента осуществляются Советом министров. Следовательно, исполнительная власть формально закрепленная за Президентом, на деле осуществляется Правительством. Почти всеми основными полномочиями Президента на практике пользуется Кабинет. Будучи сравнительно узким, оперативным и постоянно работающим органом, Кабинет во главе с Премьерминистром на деле осуществляет управление страной. Правительство превратилось в главный источник законодательной инициативы и оказывает определяющее влияние на весь законодательный процесс.

4. Генеральный атторней для Индии

Это юридический советник высших органов власти, прежде всего Правительства, по своему статусу близкий к министру. Он также выполняет другие обязанности юридического характера, которые могут быть поручены ему Президентом либо возложены на него Конституцией или законом. При осуществлении своих полномочий Генеральный атторней имеет право выступать в обеих палатах Парламента или в их комиссиях без права голоса (ст. 88 Конституции), а также вправе присутствовать и выступать в любом суде страны. Генеральный атторней для Индии назначается Президентом из числа лиц, квалификация которых отвечает требованиям, предъявляемым к судьям Верховного суда. Он занимает свою должность, «пока это угодно Президенту«, и в отличие от других высших должностных лиц, вознаграждение которых устанавливается законом, получает такое вознаграждение, «какое Президент может определить«. Хотя в Конституции упоминается только Генеральный атторней, ему в помощь Правительство установило должности Генерального солиситора и Дополнительного генерального солиситора с необходимым для их деятельности аппаратом. На практике оба эти должностных лица являются заместителями Генерального атторнея и выполняют те же функции, что и он. Права, обязанности и особенности деятельности этих трех должностных лиц подробно регулируются Правилами назначения и условиями службы аппарата Генерального атторнея, принятыми в 1961 г.* В каждом из штатов Индии функции, аналогичные функциям Генерального атторнея, выполняет Генеральный адвокат штата (ст. 165). * См.: Basu D. D. Commentary on the Constitution of India. 6lh ed. Vol. F. Calcutta. P. 7—8. В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом ни один суд не вправе рассматривать серьезный вопрос, касающийся центрального правительства и связанный с толкованием Конституции Индии, без предварительного письменного оповещения по этому вопросу Генерального атторнея. В отличие от своего британского коллеги Генеральный атторней для Индии не является министром и членом Парламента, хотя в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции обладает привилегиями члена Парламента. Ему не запрещена полностью юридическая практика, но он не вправе давать советы, противоречащие интересам Правительства. Генеральный атторней для Индии не считается платным советником Правительства или государственным служащим. Поскольку должность Генерального атторнея находится в прямой зависимости от Президента, а практическиПремьерминистра, то, как правило, он поддерживает линию Правительства. При смене правящей в центре партии, следуя сложившейся практике, Генеральный атторней «добровольно» уходит в отставку. Степень его независимости увеличивается при коалиционном правительстве или в периоды, когда поддержка Правительства нижней палатой Парламента минимальна.

5. Судебная система и конституционный контроль

В Индии, как и в России, в отличие от ряда других федеративных государств существует единая, строго централизованная судебная система, призванная служить укреплению единства страны и единообразному применению законодательства на всей ее территории. Унифицированы и достаточно четко определены на конституционном уровне только высшие уровни судебной системы Индии: Верховный суд и высокие суды штатов. Система судов каждого штата, которая замыкается на высокий суд штата, включает так называемые «дополнительные суды» и имеет свои особенности. Вот почему обобщенное описание судебной системы Индии с неизбежностью носит несколько схематический характер, не позволяющий раскрыть всего реально существующего на местах разнообразия. Это бросается в глаза даже в толковании понятия «окружной судья» в п. «а» ст. 236 Конституции, согласно которому это понятие охватывает целый ряд судейских должностей. Низшей ступенью судебной системы являются суды панчаятов, создаваемые для мелких территориальных единиц, объединяющих несколько деревень. Здесь из числа местных жителей, не имеющих, как правило, юридического образования, создаются судебные органы, рассматривающие наименее значимые правонарушения, совершенные на территории панчаята. В некоторых штатах суды панчаятов, рассматривающие незначительные уголовные дела, являются судами первой инстанции. Наказание обычно ограничивается общественным порицанием или незначительным штрафом. Вышестоящие суды ниже уровня высокого суда штата разделяются на гражданские и уголовные и действуют независимо друг от друга. Следующей, более высокой инстанцией судов по гражданским делам, рассматривающей иски по суммам от 1 до 5 тыс. рупий, являются суды муисифов (в переводесудьииндусы). Над судами мунсифов на иерархической лестнице стоят дополнительные судьи, имеющие неограниченные полномочия по рассмотрению гражданских дел. Они вправе рассматривать апелляции на решения судов мунсифов. В судах ниже окружных отправление правосудия часто осуществляется представителями местной администрации в лице соответствующих чиновников. Состав окружных судов назначается губернатором штата по согласованию с высоким судом штата из числа лиц, состоящих на службе Союза или штата либо имеющих не менее семи лет опыта работы адвокатом (ст. 233 Конституции). Окружные суды по уголовным и гражданским делам, соответственно, рассматривают апелляции на решения судебных магистратов, мунсифов и дополнительных судей, а также слушают наиболее серьезные дела в качестве суда первой инстанции. Высшая судебная инстанция штатаего высокий суд, осуществляющий руководство деятельностью всех нижестоящих судебных инстанций штата. Главный судья штата назначается Президентом после консультации с главным судьей Индии и губернатором штата, а все остальные судьи высокого судатакже после консультации с главным судьей штата. Судьей высокого суда может быть гражданин Индии, имеющий 10-летний стаж работы судьей или адвокатом высокого суда штата (ст. 217 Конституции). Число судей устанавливается приказом Президента. Судьи занимают свои должности до достижения ими 62 лет. Смещение судей высоких судов штатов возможно по решению обеих палат Парламента (но не легислатуры своего штата). Высокий суд штата рассматривает апелляции на решения нижестоящих судов штата, а также разрешает по первой инстанции наиболее важные дела, которые он принимает к своему производству. Особое значение имеет его функция органа конституционного контроля. Парламент может образовать высокий суд для союзной территории или объявить любой суд на такой территории высоким судом для определенных целей Конституции (ст. 241 Конституции). Союзная территория Дели имеет собственный высокий суд, в то время как на остальные союзные территории распространяется юрисдикция высоких судов соседних штатов. Высший орган единой централизованной судебной системы Индии -— Верховный суд, который состоит из главного судьи, обычно старшего по возрасту, и 25 судей. Судьи Верховного суда назначаются Президентом после консультации с главным судьей Индии (если, разумеется, речь не идет о кандидатуре на эту должность), судьями Верховного суда и высоких судов штатов по выбору Президента. Кандидат в судьи должен быть гражданином Индии, иметь стаж работы судьей высокого суда не менее пяти лет, или не менее 10 лет быть адвокатом при высоком суде, или быть, по мнению Президента, выдающимся юристом. По достижении 65-летнего возраста судьи обязаны уходить в отставку, а также могут быть досрочно уволены за недостойное поведение или смещены приказом Президента по причине профессиональной непригодности. Приказ Президента о смещении члена Верховного суда должен основываться на обращении обеих палат Парламента, принятом решением 2/3 присутствующих и голосующих членов и большинства от общего числа членов каждой палаты. В случае необходимости главный судья Индии может с согласия Президента и после консультации с главным судьей какоголибо из высоких судов назначить судью этого высокого суда временным судьей Верховного суда. Главный судья Индии может также в случае необходимости просить какоголибо отставного судью Верховного суда или высокого суда принять участие в работе Верховного суда, но это участие добровольное, хотя и оплачиваемое. Верховный суд полномочен рассматривать в качестве суда первой инстанции споры между Союзом и штатами, а также споры между штатами по вопросам права или факта, от которых зависит наличие или объем законного права. Он является высшей апелляционной инстанцией по уголовным и гражданским делам. Апелляции на решения высоких судов подаются, если: — соответствующий высокий суд подтвердит, что в деле затронут существенный вопрос права, связанный с толкованием Конституции; — Верховный суд сам разрешит апелляцию в случае отказа высокого суда в подтверждении; — неправильно разрешен существенный вопрос права. В пределах действующего законодательства Верховный суд издает предписания по вопросам судопроизводства, а по просьбе Президента может давать различные заключения по вопросам факта или права. Наиболее важна роль Верховного суда Индии и высоких судов штатов в качестве органов конституционного контроля. Как упоминалось, Верховный суд может издавать судебные приказы в защиту конституционных прав и свобод. При рассмотрении любого дела Верховный суд может давать толкование конституционных положений, а формулируемое им право обязательно для всех судов страны. Верховный суд может объявить неконституционным любой закон, противоречащий Конституции Индии. Чаще всего это касается законодательных актов, нарушающих конституционные права и свободы. Анализируя поправки к Конституции, изменившие положение Верховного суда, можно отметить общую тенденцию к ослаблению его позиций, преобладавшую до конца 70-х гг. и» усилившуюся в последующий период. Этот процесс, однако, протекает очень неровно. Так, для преодоления сопротивления Верховного суда, занимавшего первые два десятилетия весьма консервативные позиции, Правительство было вынуждено несколько раз инициировать конституционные поправки. Особенно ослабила судебную власть, в том числе и по вопросам конституционного контроля, 42-я поправка 1976 г., принятая в период монопольного господства ИНК. Однако проведенная в 1977 г. правительством Джаната парти 43-я поправка в основном вернула роль судебных органов в прежнее положение, а 44-ядаже усилила их независимость. С возвращением к власти в 1980 г. правительства Индиры Ганди фактическая роль судов в Индии снова стала падать. Определенная стабилизация либерального политического режима, связанная с правлением Раджива Ганди, вновь укрепила положение судебной власти. С некоторым общим ослаблением роли исполнительной власти после убийства Р. Ганди, с изменением партийной системы и все более частыми коалиционными правительствами перспектива дальнейшего усиления роли суда стала более заметной. Большое значение для толкования и реализации положений Конституции имеет деятельность судов в качестве органов конституционного контроля. Стремление повысить роль конституционного контроля характерно для различных политических сил, хотя они пытаются использовать этот инструмент подчас в диаметрально противоположных направлениях. Важно отметить, что на основе судебных прецедентов в стране возникло и усилилось так называемое казуальное (судебное) конституционное право, которое существенно дополняет и изменяет содержание конституционных норм. За годы независимости расширилась роль конституционного обычая, который приобретает не только фактический, но и сугубо правовой характер. Он юридически закрепляется в решениях Верховного суда, содержащих толкование Конституции, и подчас инкорпорируется поправками в ее текст (например, 42-я и 44-я поправки о взаимоотношениях Президента и Правительства и конституционализации Кабинета). Ко второй половине 70-х гг. в практике Верховного суда и доктринах, на которых основывается его деятельность, произошли серьезные изменения: судьи стали шире обращаться к понятиям, применяемым в странах с развитыми демократическими институтами. Создатели Конституции Индии, стремясь избежать использования ко многому обязывающей классической формулировки «due process of law» (надлежащая правовая процедура), использованной в V и XIV поправках к Конституции США, предпочли сформулировать в ст. 21 эту гарантию жизни и личной свободы граждан иначе, употребив выражение «according to procedure established by law» (в порядке, установленном законом). Однако в результате постепенного переосмысления и после более демократичного толкования этих терминов в делах «Купер против Индийского Союза» и «Манека Ганди против Индийского Союза» Верховный суд в решении по делу Сунил Батра признал, что эти два понятия в принципе равнозначны. Это показательный пример развития вышеупомянутого казуального конституционного права. В свете усилившегося внимания к правам человека Верховный суд в упомянутом решении по делу Манека Ганди дал весьма либеральное толкование права на жизнь (которое в тексте Конституции отсутствует) и личную свободу. Вместе с принятием концепции надлежащей правовой процедуры в решениях по другим делам было признано право на быстрый и справедливый суд, юридическую помощь, компенсацию за незаконное содержание под стражей, должное управление тюрьмами, защиту чести и достоинства, а также на обеспечение средств к существованию. Начиная с середины 70-х гг. произошло расширение таких важных концепций, на которых основывается деятельность судов, как «locus standi» (право лица быть выслушанным в суде) и «cause of action» (основание иска). Выступая по делу муниципалитета Ратлам, судья Верховного суда Кришна Айер пояснил суть этого нового явления в Верховном суде: «Центр всей судебной деятельности должен сместиться, как указывает преамбула к Конституции, от традиционного индивидуализма в качестве основного ценностного критерия к ориентации на интересы общества, которые должны защищаться посредством «public interest litigation», т. е. процедуры судебного разбирательства вопросов, затрагивающих групповые интересы«*. Такого рода разбирательство в суде может быть инициировано любым гражданином в интересах любой общины или группы людей, которые страдают от несправедливости, но в силу своей недостаточной юридической грамотности или тяжелого материального положения не имеют возможности осуществить защиту своих прав обычным путем. В соответствии со ст. 39-а Конституции это должно делаться бесплатно. В этом направлении и были приняты Верховным судом решения по ряду дел, поддержавшие право работников участвовать в управлении производством на основании ст. 43-а Конституции. Вместе с тем Верховный суд расширил применение принципов естественной справедливости, что является, пожалуй, половиной пути по направлению к не признававшейся в Индии до недавних времен доктрине прирожденных и неотчуждаемых прав человека и гражданина. * Торе Т. К. Expanding Role of Judiciary in Welfare State. 2nd ed. N. D., 1997. P. 18. Практика и эволюция концепций и доктрин, используемых Верховным судом Индии, свидетельствуют о расширяющемся демократическом толковании им прав и свобод, большем внимании к групповым интересам наиболее отсталых и социально незащищенных слоев населения, признании этим высшим органом конституционного контроля важнейших элементов понятий господства права и правового государства. Процесс некоторой общей демократизации форм судебной деятельности и усиления судебной власти вполне соответствует естественной логике движения страны к более широкому использованию инструментов демократии по мере ускоряющегося экономического развития.

6. Ревизоргенеральный аудитор Индии

Этот единоличный орган осуществляет в Индии функции, аналогичные функциям счетных палат в европейских странах, и контролирует всю финансовую систему страны на уровнях как Союза, так и штатов. Он назначается Президентом и может быть смещен в том же порядке, что и судья Верховного суда. В его подчинении находится аудитносчетный департамент. По его совету Президент определяет форму счетов Союза и штатов. Полномочия и условия службы Ревизорагенерального аудитора Индии в значительной степени были заимствованы Законом об условиях службы Ревизорагенерального аудитора Индии 1953 г. из Закона об управлении Индией 1935 г. Закон 1953 г. заменен Законом 1971 г., в который в 1976 г. был внесен ряд поправок. Наиболее важным из этих изменений было освобождение Ревизорагенерального аудитора от обязанности составлять финансовые отчеты Союза и штатов, что существенно ограничило его полномочия. Хотя Ревизоргенеральный аудитор назначается Президентом, его отстранение от должности возможно только на основании решения обеих палат Парламента по причине «доказанного недостойного поведения» либо «неспособности«. Жалованье и условия службы Ревизора устанавливаются законом и» не могут быть изменены к его невыгоде в течение всего срока пребывания в должности. Ему также полагаются льготы члена Индийской административной службы в ранге секретаря Правительства Индии. По достижении 65-летнего возраста Ревизор обязан выйти в отставку, после чего ему полагается пенсия в размере 15 тыс. рупий ежегодно. Чтобы исключить мотивы необъективного отношения к исполнительным властям в период нахождения в должности, оставив службу, Ревизор не вправе занимать какуюлибо должность на службе Союза или штата. Ревизоргенеральный аудитор Индии проводит ревизии и представляет доклады обо всех расходах, покрываемых из Консолидированного фонда Индии, и обо всех суммах, снятых с государственных счетов Союза и штатов. Он проверяет счета министерств Союза и штатов, а также поступление и расходование денежных средств Союза и штатов всеми органами власти, государственными компаниями и иными организациями, когда того требует закон. Свои отчеты, относящиеся к счетам Союза, Ревизоргенеральный аудитор Индии представляет Президенту, который направляет их каждой из палат Парламента. Отчеты же, относящиеся к счетам штата, представляются Ревизоромгенеральным аудитором Индии губернатору штата, а он уже направляет их легислатуре. Таким образом даже в штатах финансовый контроль осуществляется союзной властью.

§ 6. Политикотерриториальное устройство. Организация власти в штатах, союзных территориях и на местах 104. 1. Индийский федерализм 105. 2. Публичная власть в штатах и союзных территориях 106. 3. Политикоадминистративное устройство штатов и союзных территорий. Местное самоуправление и управление

1. Индийский федерализм

Состав федерации. Индия является одной из крупнейших стран мира по территории (ок. 3,3 млн. кв. км). Ее населяют десятки наций и сотни племен, говорящих на 1652 языках (18 из которых, перечисленных в VIII приложении к Конституции, считаются основными) и диалектах*, исповедующих разные религии (индуизм — 82,6%, мусульманство — 12,2%, джайнизм, буддизм, сикхизм, христианство и др.), разделенных на 3 тыс. каст и 25 тыс. подкаст численностью от нескольких сот до нескольких миллионов человек каждая**. Вот почему с завоеванием независимости перед руководством страны встал сложный вопрос, какую форму территориальнополитического устройства избрать, с тем чтобы наилучшим образом в рамках демократии обеспечить независимое развитие всей страны в целом и каждого из составляющих ее народов в отдельности. Народы Индии издавна были связаны общностью исторического развития, культуры, религии, национальной психологии. Поэтому их объединение в федерацию стало естественным следствием всего развития страны. * См.: Basu D. D. Introduction to the Constitution of India. P. 309. ** См.: Johari J. C. Reflections on Indian Politics. N. D., 1974. P. 56. Процесс становления современной индийской федерации состоял из двух основных этапов. Конституция Индии первоначально сохранила складывавшееся еще в колониальный период федеративное устройство национального государства в форме союза различных по своему положению штатов, лишенных государственного суверенитета. Как отмечалось, Конституция предусматривала наличие в составе государства трех групп штатовА, В и С, что отражало сложившееся еще в колониальный период административнотерриториальное деление страны. Полноправными субъектами федерации являлись только штаты групп А и В, в то время как штаты группы С и территории группы D управлялись непосредственно союзным правительством. Организованные на такой основе субъекты федерации, несмотря на укрупнение и определенные изменения границ, оставались в основном искусственными образованиями, какими они были созданы еще в колониальные времена англичанами. Принципиальные изменения в структуре и сущности территориального устройства Индии были вызваны Законом о реорганизации штатов 1956 г., который в целом явился важнейшим актом конституционного значения, означавшим коренную перестройку федерации с учетом национальноязыкового признака. Идеи этого закона нашли свое отражение в тексте Конституции посредством принятия обширной по объему и глубокой по значению 7-й поправки*, затронувшей свыше 100 статей Конституции. * См.: Mehta S. M. Op. cit. P. 651—671.

Пожертвование на развитие ресурса