Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть. — Страница 92 — Ваш юрист

Конституционное право зарубежных стран. Особенная часть.

Контроль центральной исполнительной власти над союзными территориями также неоднократно усиливался в процессе изменения Конституции. В соответствии с 69-й поправкой 1991 г. к Конституции союзная территория Дели получила особый статус «Национальной столичной территории«.

2. Публичная власть в штатах и союзных территориях

Штаты в Индии в отличие от субъектов многих других федераций не имеют своих конституций, за исключением штата Джамму и Кашмир. Поэтому система власти в штатах урегулирована союзной Конституцией (ч. VI). Структура и принципы управления в штатах в целом аналогичны федеральным: высшие органы власти в штатах построены в соответствии с парламентарной системой, где конституционный глава штата (губернатор) действует в соответствии с рекомендациями Совета министров штата, ответственного перед легислатурой (парламентом) штата. Основное отличие заключается в том, что губернатор штата есть агент центральной власти и может действовать в ряде случаев «по собственному усмотрению» (ст. 160, 163) или, когда Конституция специально это установила для некоторых штатов, брать решение некоторых вопросов «на свою ответственность» (п. «b» ст. 371-а, ст. 371-с, п. «g» ст. 371-f). Компетенция высших органов власти штатов одинакова для всех субъектов федерации (кроме штата Джамму и Кашмир). Исполнительную власть в штате возглавляет губернатор, назначаемый Президентом республики. Президент может назначить одно лицо губернатором двух или более штатов. Губернатор должен быть гражданином Индии не моложе 35 лет, не занимать какойлибо иной оплачиваемой должности и не состоять членом Парламента страны или легислатуры штата. Губернатор назначается на пять лет и находится в должности, пока это угодно Президенту, который может в дальнейшем назначать то же лицо губернатором на последующие сроки. Как представитель центра, наделенный обширными полномочиями, губернатор осуществляет контроль над управлением и законодательством штата; назначает главного министра и по его предложению министров штата; может в любое время сместить их; назначает представителей англоиндийской общины в законодательное собрание штата; является частью легислатуры штата; созывает и распускает законодательное собрание штата; направляет ему послания; утверждает законопроекты и т. д. Губернатор обладает правом абсолютного и относительного вето в отношении законопроектов, принятых легислатурой штата. Он также может резервировать законопроекты на одобрение Президента. Отлагательное вето имеет место в случае возвращения губернатором законопроекта обратно в легислатуру с предложением пересмотреть его в целом или отдельные положения, а также когда он может в течение неопределенного времени держать у себя законопроект, не давая на него конкретного ответа. Губернатор назначает окружных судей. Если Президент по докладу губернатора или на основе иной информации издает прокламацию о введении президентского правления в штате (ст. 356), то все или некоторые полномочия правительства штата могут в это время осуществляться губернатором, и он может стать главным органом государственной власти в штате. Как видим, в масштабах штата губернатор имеет сравнительно больше полномочий и самостоятельности, чем Президент в масштабах страны. Однако губернатор штата находится под постоянным контролем Президента, который в любой момент может отстранить его от власти. В конечном счете основная задача губернатора состоит в том, чтобы политика штата не вступала в противоречие с интересами Союза, особенно в критические моменты. Следовательно, он выступает в качестве своеобразного гаранта интересов Союза в штате. Высшим законодательным органом штата является легислатура, состоящая из законодательного собрания и законодательного совета, а также губернатора. Конституция прямо не предусматривает обязательного существования обеих палат в легислатуре каждого штата. Минимально необходимо наличие нижней палатызаконодательного собрания. Вопрос о том, быть в легислатуре верхней палате или нет, решает Парламент страны на основе резолюции законодательного собрания штата, принятой большинством общего его состава и не менее, чем 2/3 присутствующих и голосующих членов палаты. В шести штатах легислатуры состоят из обеих палат. Законодательное собрание штата насчитывает от 60 до 500 членов, избираемых прямыми выборами по территориальным избирательным округам с примерно равной численностью населения. Численный состав законодательного совета должен не превышать 1/3 численного состава законодательного собрания соответствующего штата, однако составлять при этом не менее 40 членов. Примерно треть членов законодательного совета избирается коллегией в составе членов муниципалитетов, окружных бюро (district boards) и других местных властей. Примерно 1/12 избирается жителями штата, окончившими не менее трех лет назад университет в Индии или имеющими в течение этого же срока равную квалификацию. Еще 1/12 избирается преподавателями учебных заведений штата не ниже средней школы. Примерно 1/3 избирается законодательным собранием не из своего состава, и, наконец, остальные члены палаты назначаются губернатором из числа лиц, обладающих специальными знаниями или практическим опытом в области литературы, науки, кооперативного движения и общественной службы. Срок полномочий законодательного собрания составляет пять лет и может быть продлен в случае чрезвычайного положения. Законодательный совет не подлежит роспуску и обновляется по третям каждые два года. В рамках предписанной им компетенции легислатуры штатов издают законы. Председательствуют на заседаниях палат легислатур штатов соответственно спикер законодательного собрания или председатель законодательного совета, избираемые составами палат. Верхняя палата легислатуры штата обладает весьма эффективным правом отлагательного вето и может задержать принятие любого нефинансового законопроекта на 4 месяца, а финансовогона 14 дней. Легислатуры штатов работают на официальном языке или языках штата либо на языке хинди или английском языке. С разрешения председателя палаты парламентарий может говорить на своем родном языке. Главным министром губернатор обязан назначать лидера партии большинства в законодательном собрании штата, а по его представлениюостальных членов совета министров штата. Число министерств колеблется от 6 до 14. Хотя на уровне штата Конституция прямо не устанавливает обязанности губернатора следовать рекомендациям совета министров штата и в некоторых случаях он может поступать «по собственному усмотрению«, согласно прочно установившемуся обычаю, закрепленному толкованием Верховного суда, губернатор должен действовать в соответствии с «советами» министров штата. Поэтому, как и на федеральном уровне, правительство является на деле главным органом, осуществляющим государственную власть в штате. Тем не менее, если возникает вопрос, должен ли губернатор в конкретном случае следовать совету правительства или действовать по своему усмотрению, вопрос этот окончательно решает сам губернатор. Конституция обязывает включать в состав советов министров в штатах Бихар, МадхьяПрадеш и Орисса министров, ответственных за благополучие племен, а также зарегистрированных каст и отсталых классов. Все министры должны быть членами легислатуры. Совет министров несет коллективную ответственность перед законодательным собранием, которое может быть распущено губернатором. Оценивая взаимоотношения высших органов власти в штатах, можно согласиться с выводом И. Д. Левина и В. А. Мамаева о том, что «перевес исполнительной власти над законодательной в штатах является гораздо более значительным, чем в Союзе«*. * Левин И. Д., Мамаев В. А. Указ. соч. С. 131. В каждом штате губернатор назначает генерального адвоката штата, занимающего свою должность, пока это угодно губернатору. Как отмечалось, генеральный адвокат штата по положению и выполняемым им в масштабах штата функциям соответствует положению и функциям Генерального атторнея для Индии. Он должен обладать квалификацией, необходимой для назначения на должность судьи высокого суда штата и получает вознаграждение, которое устанавливает губернатор. Генеральный адвокат штата имеет право выступать в законодательном собрании штата и участвовать в работе палат легислатуры штата, хотя не наделен там правом голоса (ст. 177 Конституции). Роль главы в каждой из 7 существующих в настоящее время союзных территорий осуществляется управляющим (администратором), который назначается Президентом и действует от его имени. Парламент может путем принятия поправок к Конституции создавать для союзных территорий полностью или частично выборные легислатуры и/или советы министров, а также закономвысокие суды. Хотя советы министров и легислатуры союзных территорий могут давать советы управляющим, последние полностью подчинены Президенту. Национальная столичная территория Дели имеет свое собственное Законодательное собрание и Совет министров, а управляющий, назначаемый Президентом, именуется Лейтенантгубернатором. В случае возникновения разногласий между Советом министров и Лейтенантгубернатором, последний вправе передать вопрос на рассмотрение Президенту страны.

3. Политикоадминистративное устройство штатов и союзных территорий. Местное самоуправление и управление

Каждый штат и союзная территория делится на округа (зила паришад). Территории округов подразделяются на талуки и тексилы. 72 крупных города выделены из состава округов, и в них образованы муниципальные корпорации. Для территорий, переходных от сельской местности к городской, создаются поселки городского типа, называемые «нагар панчаят» (или иначе в соответствии с местными языками и обычаями). Размеры территорий и их соответствие тому или иному типу муниципалитета определяются решением губернатора штата исходя из его оценки числа жителей, плотности населения, уровня и перспектив промышленного развития и т. д. В случае неподпадения местности по какимлибо параметрам под понятие муниципалитета того или иного уровня, губернатор может предоставить ей статус промышленного района (industrial township). Губернатор по указанию совета министров штата для управления несколькими округами (обычно 7—8) назначает комиссара, который считается высшим должностным лицом округа и подчиняется правительству штата. Заместитель комиссара осуществляет сбор налогов, набор в армию, предоставляет ссуды и распределяет помощь между нуждающимися, надзирает за тюрьмами, осуществляет некоторые судебные полномочия и т. д. В муниципальных корпорациях население избирает на срок от трех до пяти лет генеральный совет, члены которого из своего состава выбирают мэра города и его заместителей сроком, как правило, на один год. Главным управляющим корпорации, в руках которого сосредоточена исполнительная власть, является назначаемый правительством штата комиссар корпорации. В каждой муниципальной корпорации имеются комиссии по важнейшим направлениям ее деятельности: по вопросам образования, здравоохранения, финансам, санитарии, текущим вопросам и т. д. В муниципалитетах, на территории которых проживает более 300 тыс. человек, для содействия решению местных вопросов создаются попечительские советы. Кроме того, легислатуры штатов вправе создавать в муниципалитетах различные комитеты. В городах с населением более 10 тыс. человек жители избирают муниципальные советы (муниципалитеты), компетенция которых значительно уже. В стране насчитывается около 1500 муниципальных советов. Для выборов членов муниципалитетов территория городов делится на административные районы. Законами штатов может быть предусмотрено представительство в муниципалитетах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом в сфере местного управления, членов палат союзного Парламента или легислатур штатов, представляющих население города и председателей действующих в нем попечительских советов. В руководящих принципах политики государства Конституция Индии (ст. 40) предусматривает создание деревенских панчаятов (дословно панчаятсовет пяти) — традиционных органов местного самоуправления и наделение этих органов властью, необходимой для функционирования в качестве единиц управления. Эти органы рассматриваются некоторыми индийскими юристами в качестве «конституционного положения, доводящего демократию до уровня простого народа«*. Полномочия панчаятов охватывают некоторые вопросы сельского хозяйства, здравоохранения, санитарии, благоустройства и отдельные сугубо местные проблемы жизни общины. * Jain M. P. Indian Constitutional Law. 3rd ed. Bombay, 1978. P. 599. В настоящее время панчаятами охвачено более 95% всего сельского населения. Наиболее распространенный элемент системы панчаятовдеревенский панчаяторганизационно состоит из трех основных органов: общего собрания деревни, исполнительного комитета панчаята и судебного панчаята или сельского суда. Повседневная работа панчаята обычно осуществляется председателем и комитетами, которые состоят из специалистов. Панчаяты всех уровней находятся под весьма строгим административным надзором и финансовым контролем вышестоящих правительственных чиновников. В начале 90-х гг. произошла широкомасштабная конституционная реформа системы панчаятов и муниципалитетов. 73-я и 74-я поправки к Конституции 1992 г. внесли в нее 34 новых статьи и два приложения (XI и XII), направленных на унификацию прежде слишком пестрой и сложной схемы местного самоуправления и его более оптимальное «вмонтирование» в механизмы, осуществляющие реформы в экономике, сельском хозяйстве и структуре управления современной Индии. В соответствии с п. «d» ст. 243 в редакции 73-й поправки к Конституции «панчаят» представляет собой институт самоуправления для сельской местности. Обновленная конституционная схема предусмотрела три уровня панчаятов, действующих в каждом штате и союзной территории: низшего, как и ранее, панчаята на уровне деревни (грам сабха); среднегона промежуточном уровне (ранее панчаят самити) между деревней и округом и высшегона уровне округа (ранее зила паришад). Вопросы организации, выборов, требования к депутатам и функции панчаятов и муниципалитетов в значительной степени унифицированы в ходе реформы местных органов 1992 г. С целью координации работы панчаятов и муниципалитетов разных уровней Конституцией предусмотрено представительство председателей панчаятов (муниципалитетов) нижестоящего уровня в панчаятах (муниципалитетах) вышестоящего уровня. Члены палат союзного Парламента и легислатур штатов имеют право представительствовать в панчаятах (муниципалитетах), на территории которых они проживают (кроме деревенского панчаята). За представителями зарегистрированных каст и племен в панчаятах (муниципалитетах) резервируется число мест, соответствующее их доле в населении данного панчаята (муниципалитета), а для женщин предусмотрено резервирование 1/3 всех мест и должностей председателей панчаятов (муниципалитетов). Легислатура штата может также законом штата по своему усмотрению резервировать места и посты в панчаятах (муниципалитетах) для иных представителей социально отсталых слоев населения. Председатель деревенского панчаята избирается в соответствии с законом, принятым легислатурой штата, а председатели промежуточных и окружных панчаятов избираются членами соответствующего панчаята. Панчаяты (муниципалитеты) избираются сроком на 5 лет прямым голосованием граждан, достигших 18 лет и проживающих на территории панчаята (муниципалитета). Право быть избранным в панчаяты (муниципалитеты) предоставляется жителям, проживающим на территории соответствующего панчаята (муниципалитета), достигшим 21 года. К кандидатам в члены панчаята (муниципалитета) предъявляются те же требования, что и к кандидатам в легислатуры штатов. Избирательная комиссия штата организует и контролирует деятельность по выборам в панчаяты и муниципалитеты. Легислатуры штатов могут своими законами наделять панчаяты полномочиями, необходимыми для их функционирования в качестве институтов самоуправления, для подготовки планов экономического развития и обеспечения социальной справедливости, а также по широкому перечню вопросов, включенных в XI приложение к Конституции. В их число входят: сельское хозяйство, проведение земельных реформ, совершенствование методов землепользования, местная ирригация, животноводство, птицеводство, рыбный промысел, лесное хозяйство, малое предпринимательство, сельская транспортная инфраструктура, производство и распределение электроэнергии в сельских районах, реализация программ ликвидации бедности, обеспечение благосостояния социально отсталых каст и племен, развитие системы общественного распределения, начальное и профессиональное обучение, библиотеки, культурная деятельность, содействие укреплению семьи и т. д. Эти полномочия могут предусматривать право сбора налогов, получения финансовой помощи, а также возможность создания специальных фондов. В то же время созданная губернатором штата финансовая комиссия вправе контролировать финансовую деятельность панчаятов и муниципалитетов и давать им соответствующие рекомендации по распределению доходов от налогов, средств, фондов и дотаций между штатом и панчаятами (муниципалитетами). Для координации, консолидации и реализации планов развития панчаятов и муниципалитетов легислатурами штатов создаются окружные плановые комиссии. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы источники индийского конституционного права? 2. Дайте оценку влияния британского конституционного права на конституционное право независимой Индии. 3. Оправдан или чрезмерен объем индийского конституционного документа, следовало ли сделать Конституцию меньше или больше? Что в ней лишнее или чего не хватает? 4. Существенно ли изменилась Конституция Индии за время ее действия? Какие изменения Конституции Индии наиболее принципиальные? 5. Что дает комбинированный порядок изменения Конституции Индии? 6. Как развивалась партийная система Индии и просматривается ли в этих изменениях какаялибо закономерность? 7. Что специфического в правовом статусе человека и гражданина в Индии? 8. Являются ли «Основные права» (ч. III Конституции Индии) действительно наиболее важными? 9. В чем состоит специфика руководящих принципов политики государства (ч. IV Конституции) и оправданна ли она? 10. Что означает характеристика Индии в преамбуле Конституции как социалистической республики? 11. Чем характеризуется институт гражданских обязанностей в Конституции Индии? 12. Какие национальнокультурные особенности меньшинств отражены в Конституции Индии? 13. Какой группе прав и свобод уделено в Конституции Индии наибольшее внимание? 14. В чем своеобразие конституционного регулирования частной собственности в Индии? 15. В чем специфика политических партий в Индии? 16. Оцените принцип конституционного гарантирования представительства в Народной палате наиболее отсталых слоев населения. 17. Связаны ли реальные полномочия Президента с развитием партийной системы? 18. Что такое «премьерминистериализм» в Индии? 19. Какова роль Верховного суда в развитии конституционного права Индии? 20. На каких принципах строится индийская федерация? Оцените их и сравните с другими изученными федерациями. 21. Сравните распределение компетенции между Союзом и штатами в Индии, Бразилии и США. 22. В чем асимметрия индийской федерации? Оцените ее. 23. Почему меняется структура органов местного самоуправления в Индии и в чем это выражается? Литература Басу Д. Д. Основы конституционного права Индии. М.: Прогресс, 1986. Володин А. Г. Индия: становление институтов буржуазной демократии. М.: Наука, 1989. Государственность и модернизация в странах ЮгоВосточной Азии / Отв. ред. В. Ф. Васильев, Ю. О. Левтонова. М.: ИВ РАН, 1997. Домрин А. Н. Конституционный механизм чрезвычайного положения: правовое регулирование и практика применения в Великобритании и Индии. М.: МОНФ, 1996. Кашкин С. Ю. Конституционный контроль в Индии: доктрина, практика, эволюция. М.: Юристъ, 1994. Кашкин С. Ю. Политический режим и политические партии в Индии. М.: Юрист, 1994. Кашкин С. Ю. Основные тенденции и итоги конституционного развития Индийской Республики. М.: Юристъ, 1993. Кашкин С. Ю. Конституционное регулирование межнациональных отношений в рамках индийской федерации // Сов. государство и право. 1989. 5. Кашкин С. Ю. Конституционное развитие Индийской Республики: проблемы, этапы, механизмы и основные направления // Право и жизнь. 1995. 7. Кашкин С. Ю. Роль Верховного суда в регулировании социальноэкономических отношений в Индии // Право и жизнь. 1994. 4. Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российскоиндийских связей // Россия и Индия в современном мире. Центр инд. исслед. ИВ РАН. М.: Наука, 1995. Клюев Б. И. Национальноязыковые проблемы независимой Индии. М.: Наука, 1978. Россия и Индия на пороге третьего тысячелетия: Материалы науч. конф. / Отв. ред. А. А. Куценков, Ф. Н. Юрлов. М.: Центр инд. исслед. ИВ РАН, 1998. Социальноэкономическое развитие стран ЮгоВосточной Азии: уроки для России / Отв. ред. С. А. Былиняк, С. И. Ионесян. М.: ИВ РАН, 1996. Черкасов А. И. Институционализация политических партий Индии // Сов. государство и право. 1986. 12. Флорин В. Н. Государственный административный аппарат независимой Индии. М.: Наука, 1975.

Глава XIV. Основы конституционного права Японии § 1. Конституция Японии 107. 1. Конституционное развитие 108. 2. Общая характеристика действующей Конституции

1. Конституционное развитие

Первая Конституция Японии явилась результатом компромисса, достигнутого в ходе так называемой «революции Мэйдзи» 1867 г., создавшей условия для ликвидации феодальных отношений в стране и укрепления ее единства. В основе компромисса лежало признание возможности сотрудничества между основными классами общества, что предотвратило дальнейшее столкновение между ними и кровопролитие. Вполне возможно, что истоки указанного компромисса лежат в так называемой конституции принца Сётоку, составленной, как утверждал журналистяпоновед Владимир Цветов, ссылаясь на японские хроники, еще в VII в. и по сию пору поражающей глубиною рассудка: «У каждого человека есть сердце,— гласит одна из статей этой конституции, — а у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, ядурным. Я считаю это хорошим, ондурным. Но я вовсе не обязательно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы просто обыкновенные люди«. Хотя в VII в. юридического понятия «конституция» не существовало, но важность содержания и глубина мысли этого документа дали японским правоведам основание охарактеризовать его именно таким образом. Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министрупрезиденту как представителю японского народа, Император провозгласил целый ряд других важных государственных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Императорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был заменен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апреля 1890 г. Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объединенных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления. Конституция торжественно провозглашала, что «Японская империя на вечные времена непрерывно управляется Императором«. В соответствии с Законом об Императорской фамилии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны. * Как правило, монархи в качестве символов власти наследуют меч, скипетр и державу. Столь необычные регалии, о которых говорила Конституция 1889 г., легенда связывает с тем, что первому японскому Императору Великое сияющее божество неба (главное божество синтоистского пантеона) вручило бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не послушен тебе, потрясая этим божественным мечом«. Каждый японский Император считался потомком первого Императора Дзимму (Дзиммутенно), который, в свою очередь, происходил от богини Солнца Аматэрасу (Верховного сияющего божества неба). Таким образом, Император, согласно Конституции, вел свое происхождение от богов. Вступление на престол Дзиммутенно восходит к 660 г. до н. э. Отсюда следовало бы, что японская царствующая семьядревнейшая из всех династий. Однако это не совсем так, если принять во внимание существовавший в Японии многовековой обычай, согласно которому Император уже в молодые годы отказывался от престола. В этом случае престол наследовало лицо, связанное с ним часто лишь усыновлением. Поэтому нельзя признать, что все японские Императоры принадлежат к одной фамилии. Спорно и значение слова «непрерывно«. Приведенное выше толкование этого слова отвергалось в свое время (до официального отказа Императора от своего божественного происхождения в 1946 г.) многими японскими исследователями. Формально Император обладал почти неограниченными правами. Прежде всего он являлся верховной властью в качестве главы государства. Он имел право осуществлять законодательную власть в согласии с Имперским парламентом, утверждая законы и предписывая их исполнение или налагая абсолютное вето. Кроме того, он обладал правом созыва и роспуска Палаты депутатов, а также издания указов, имевших силу закона при условии их одобрения на ближайшей сессии Парламента. Он мог также устанавливать организацию различных отраслей государственной администрации, назначать и увольнять всех гражданских и военных чинов, являлся верховным главнокомандующим армии и флота. Однако, как это часто бывает в абсолютных и дуалистических монархиях (а Япония по Конституции 1889 г. была именно дуалистической монархией), за спиной Императора несколько человек фактически руководили государством. Это так называемое генро (окружение Императора, в основном выходцы из феодальной военщины) и Тайный совет, назначаемый Императором главным образом из числа высшей бюрократии. Тайный совет пользовался привилегией толкования Конституции и давал советы относительно реализации всех важнейших мероприятий Правительства. Влияние военной и бюрократической верхушки было настолько серьезным и непререкаемым, что Правительство предпочитало свои важнейшие мероприятия согласовывать не с нижней палатой, а с пэрами верхней палаты, которые, будучи связаны в силу своего положения с кругами Тайного совета и генро, могли повлиять на судьбу конкретного министерства. Позиции военных и бюрократии поколебались лишь после войны с Россией 1904—1905 гг. и Первой мировой войны, так как их результаты не устраивали значительную часть общества. Только в 1918 г., отмечает японский исследователь Ц. Инако, Премьерминистром впервые был назначен не представитель привилегированной бюрократии и не руководитель Вооруженных сил, а руководящий деятель политической партии, хотя влияние военных и бюрократии сохранялось еще в течение длительного периода времени, а в 30-е гг. вновь возросло. Следует признать, что победа политиков носила чисто внешний, формальный характер, так как в этих кабинетах военный и военноморской министры назначались по рекомендации верхушки Вооруженных сил из числа полных генералов (адмиралов) или генераллейтенантов (вицеадмиралов), что обеспечивало военщине политическое влияние*. В целом же влияние военных привело к тому, что милитаристские круги ввергли Японию во Вторую мировую войну. * См.: Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981. С. 52.

Пожертвование на развитие ресурса